Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:36, реферат
Так, еще в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.
Таким образом, целью данной работы будет раскрытие вопроса становления этнологии как науки.
Введение……………………………………………………………………..3
Становление этнологии как науки…………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………..14
Библиография………………………………………………………………..15
Наконец, на рубеже 70-80-х гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появления и развития этносов10.
В настоящее время
основным научно-исследовательским
центром отечественной
Конечно, сегодняшняя этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлым. В сферу ее профессиональных интересов теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре.
Сейчас, как и прежде,
этнология сохраняет свою связь
с реальными общественными
Всплеск этничности требует от этнологии ответа на многие важные вопросы повседневной жизни, причем актуальность этнологических исследований определяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальной политики. Сегодня вместо глобального противостояния сверхдержав возникли многочисленные региональные, национальные и этнические конфликты, каждый из которых потенциально может стать очагом новой большой войны. И если в XIX в. сбор этнографических материалов о традициях и обычаях «нецивилизованных» народов способствовал прежде всего усовершенствованию системы колониального управления, то современная историческая обстановка требует от этнологии изучения не только традиционных, но и модернизированных обществ, которые в своем большинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем — залог выживания человечества.
Обобщая сказанное, следует отметить, что в течение XX в. в рамках этнологии был сконцентрирован богатейший эмпирический и теоретический материал, источником которого стали научное переосмысление и переоценка многочисленных и разнообразных исторических данных, а также результаты многочисленных полевых исследований. Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. При этом в последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие этнологии
с другими науками стало
Таким образом, этнология — это новая и интересная область научного познания. Современная историческая обстановка диктует этнологии необходимость изучать не только традиционные, но и модернизированные, в своем большинстве полиэтнические общества. Решение этнических проблем становится залогом выживания человечества. К тому же рекомендации и знания этнологов эффективно используются в самых разных сферах общественной жизни — в политике, экономике, социальной области, они необходимы в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. Соответственно, и сама этнологическая наука стала лучше финансироваться, что способствует активизации полевых, теоретических и методологических исследований.
1. Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
2. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.
3. Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры. М., 1989.
4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
6. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
1 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 23.
2 Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 65.
3 Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 37.
4 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 28.
5 Там же. С. 35.
6 Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 48.
7 Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 103.
8 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 201.
9 Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 183.
10 Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 126.
11 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 207.