Становлении этнологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:36, реферат

Описание

Так, еще в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.
Таким образом, целью данной работы будет раскрытие вопроса становления этнологии как науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Становление этнологии как науки…………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………..14
Библиография………………………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

Наконец, на рубеже 70-80-х  гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появления и развития этносов10.

В настоящее время  основным научно-исследовательским  центром отечественной этнологии  является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.

Конечно, сегодняшняя  этнологическая наука значительно  обогатилась по сравнению с прошлым. В сферу ее профессиональных интересов теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре.

Сейчас, как и прежде, этнология сохраняет свою связь  с реальными общественными процессами, что прямо свидетельствует об особой важности этнических процессов в современной истории. Более того, даже поверхностный анализ основных исторических событий XX в. позволяет сделать вывод о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессы являются основой национальных движений в политике, и XX в. по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно убыстряющиеся темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения. Конкретными результатами этих процессов явились приобретение государственной самостоятельности Норвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией, Прибалтийскими республиками, возникновение национальных государств в Центральной Европе и на Балканах в результате развала Австро-Венгерской империи и султанской Турции после Первой мировой войны, распад колониальной системы ведущих капиталистических государств после Второй мировой войны, приведший к образованию ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае, Африке, — все это прямые свидетельства интенсификации этнических процессов в современной истории. Наконец, центробежные тенденции, появившиеся в 90-е гг. XX в. и приведшие к образованию группы национальных государств вместо бывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически-политическим оттенком, которые на протяжении десятилетий то затухают, то периодически обостряются в самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира (противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде), убедительно показывают, что этнический фактор чрезвычайно актуален сегодня11.

Всплеск этничности требует  от этнологии ответа на многие важные вопросы повседневной жизни, причем актуальность этнологических исследований определяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальной политики. Сегодня вместо глобального противостояния сверхдержав возникли многочисленные региональные, национальные и этнические конфликты, каждый из которых потенциально может стать очагом новой большой войны. И если в XIX в. сбор этнографических материалов о традициях и обычаях «нецивилизованных» народов способствовал прежде всего усовершенствованию системы колониального управления, то современная историческая обстановка требует от этнологии изучения не только традиционных, но и модернизированных обществ, которые в своем большинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем — залог выживания человечества.

Обобщая сказанное, следует  отметить, что в течение XX в. в рамках этнологии был сконцентрирован богатейший эмпирический и теоретический материал, источником которого стали научное переосмысление и переоценка многочисленных и разнообразных исторических данных, а также результаты многочисленных полевых исследований. Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. При этом в последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие этнологии  с другими науками стало основой  для формирования целого ряда прикладных наук: палеоэтнографии, изучающей культурно-бытовые  особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистики, рассматривающей проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этнопсихологии, исследующей влияние этнических процессов на психическую деятельность человека и этносов в целом.

Таким образом, этнология — это новая и интересная область научного познания. Современная историческая обстановка диктует этнологии необходимость изучать не только традиционные, но и модернизированные, в своем большинстве полиэтнические общества. Решение этнических проблем становится залогом выживания человечества. К тому же рекомендации и знания этнологов эффективно используются в самых разных сферах общественной жизни — в политике, экономике, социальной области, они необходимы в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. Соответственно, и сама этнологическая наука стала лучше финансироваться, что способствует активизации полевых, теоретических и методологических исследований.

 

 БИБЛИОГРАФИЯ

1. Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

2. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.

3. Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры. М., 1989.

4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

6. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

 

 

1 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 23.

2 Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 65.

3 Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 37.

4 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 28.

5  Там же. С. 35.

6 Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 48.

7 Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 103.

8 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 201.

9 Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 183.

10 Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 126.

11 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 207.


Информация о работе Становлении этнологии как науки