Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:33, доклад
Президент Приднестровской Молдавской Республики является главой государства и возглавляет исполнительную власть в Республике.
Президент Приднестровской Молдавской Республики является гарантом Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Республики, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
Статус Президента Приднестровской Молдавской Республики устанавливается конституционным законом.
Президент
Приднестровской
Молдавской Республики является главой
государства и возглавляет исполнительную
власть в Республике.
Президент Приднестровской
Молдавской Республики является гарантом
Конституции и законов Приднестровской
Молдавской Республики, прав и свобод
человека и гражданина, обеспечивает точное
исполнение Конституции и законов. В установленном
Конституцией порядке он принимает меры
по охране суверенитета Республики, ее
независимости и территориальной целостности,
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие всех органов государственной
власти.
Президент Приднестровской
Молдавской Республики в соответствии
с Конституцией и законами разрабатывает
концепцию внутренней и внешней политики
государства и принимает меры к ее реализации.
Президент Приднестровской
Молдавской Республики в пределах предоставленных
ему настоящей Конституцией полномочий
представляет Приднестровскую Молдавскую
Республику внутри страны и в международных
отношениях.
Президент Приднестровской
Молдавской Республики является Главнокомандующим
Вооруженными силами Приднестровской
Молдавской Республики.
Президент Приднестровской
Молдавской Республики осуществляет
общее руководство исполнительными органами
государственной власти и управления
и обеспечивает их взаимодействие с другими
органами государственной власти Приднестровской
Молдавской Республики. Исполнительные
органы государственной власти и управления,
должностные лица, возглавляющие их, подотчетны
Президенту.
Президент Приднестровской
Молдавской Республики имеет право помилования.
Президент Приднестровской Молдавской
Республики решает вопросы гражданства
Приднестровской Молдавской Республики
и предоставления политического убежища.
Президент Приднестровской Молдавской
Республики учреждает государственные
награды Приднестровской Молдавской Республики,
устанавливает почетные и специальные
звания, награждает государственными
наградами, присваивает почетные звания
Приднестровской Молдавской Республики,
высшие воинские и специальные звания,
высшие квалификационные классы и классные
чины.
Президент Приднестровской
Молдавской Республики обращается с
посланиями к народу Приднестровской
Молдавской Республики, Верховному Совету
и периодически информирует о наиболее
важных вопросах внутриполитической и
внешнеполитической деятельности Приднестровской
Молдавской Республики, представляет
Верховному Совету ежегодные доклады
о положении Республики и предлагает к
его рассмотрению такие меры, которые
сочтет необходимыми и полезными.
Президент Приднестровской Молдавской
Республики осуществляет общее руководство
внешней политикой Приднестровской Молдавской
Республики, заключая при этом международные
договоры Приднестровской Молдавской
Республики, подписывает ратификационные
грамоты в случае ратификации международного
договора Верховным Советом, принимает
верительные и отзывные грамоты дипломатических
представителей.
Институт президентства в Приднестровской Молдавской Республике
На начальном
этапе развития республики в принимаемых
документах не получили отражения вопросы,
связанные со статусом главы государства
и исполнительной власти. Для взаимодействие
исполнительной власти с другими
ветвями власти требовалась правовая
база. Принятие закона от 5
марта 1991 г. «О статусе
Председателя ПМССР» позволило решить
назревшие проблемы и определить рамки
компетенции Председателя ПМССР, в которые
вошли:
1) охрана суверенитета;
2) формирование Правительства
по согласованию с Верховным
Советом;
3) представление на
утверждение Верховному
Совету кандидатур Председателя
Конституционного надзора,
председателей Верховного
и Арбитражного судов,
Прокурора ПМССР и Председателя
Комитета государственного
контроля;
4) представительство
республики в международных
отношениях;
5) решение вопросов
гражданства;
6) подписание законов;
7) принятие указов, которые
могут быть отменены
ВС в течение двух недель
после
издания.
Данный закон устанавливал также ответственность
Председателя ПМССР за нарушение Конституции
и законов СССР, ПМССР в ненадлежащее исполнение
возложенных на него обязанностей. Правом
смещения Председателя ПМССР с должности
обладал Верховный Совет ПМССР при наличии
двух третей голосов от числа депутатов
и заключения Комитета конституционного
надзора ПМССР. Отрешение от должности
могло быть инициировано одной третью
депутатов ВС ПМССР или одной пятой избирателей.
22 октября 1991 г. должность Председатель
ПМССР была переименована на должность
Президент ПМССР. Его статус в дальнейшем
регулировался Конституцией 1991 г. и не
отличался от статуса Председателя: Президент
обладал правом отменять действие актов
органов исполнительной власти в случае
противоречия их законам, а также назначать
глав государственных администраций городов
и районов. Постановлением ВС ПМССР выборы
Президента ПМССР были назначены на I декабря
1991 г., 22 октября того же года вступил в
действие закон ПМССР «О выборах Президента
ПМССР», в соответствии с которым «Президентом
ПМССР мог быть избран только гражданин
республики не моложе 35 и не старше 65, обладающий
в соответствии с настоящим законом избирательным
правом, состояние здоровья которого позволяет
исполнять эти обязанности». Закон устанавливал
срок нахождения в этой должности и ограничивал
возможность избрания на третий срок.
Выборы Президента ПМССР назначались
Верховным Советом и финансировались
из средств республиканского бюджета
и из добровольно передаваемых средств,
которые аккумулировались Центральной
избирательной комиссией и равномерно
распределялись между кандидатами. Прямое
или косвенное участие в выборах зарубежных
организаций или иностранных граждан
запрещалось.
В результате выборов, проведенных 1 декабря
1991 г., Президентом Приднестровской Молдавской
Республики стал И.Н. Смирнов, набравший 65,4% голосов.
Конституция ПМР 1991 г. устанавливала следующие
полномочия Президента как главы государства:
Президент выступал гарантом соблюдения
Конституции и законов СССР и Приднестровской
Молдавской Республики, прав и свобод
граждан, независимо от национальности,
принимал необходимые меры по охране суверенитета
республики, ее территориальной целостности;
- Президент исполнял представительские
функции (представлял Приднестровскую
Молдавскую Республику а межреспубликанских
и международных отношениях), вел переговоры
и подписывал межреспубликанские договоры
и международные соглашения, назначал
и отзывал представителей ПМР при международных,
торгово-экономических, культурных и других
организациях, дипломатических представителей
республики в иностранных государствах,
назначал и освобождал полномочных представителей
Президента ПМР, осуществлял руководство
внешней политикой, подписывал ратификационные
грамоты, принимал верительные и отзывные
грамоты аккредитуемых при нем дипломатов;
- Президент возглавлял систему органов
государственного управления и обеспечивал
взаимодействие с высшими органами государственной
власти ПМР;
- Президент возглавлял Совет обороны
ПМР и являлся Верховным Главнокомандующим
Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской
Республики, разрабатывал и представлял
на утверждение Верховному Совету военную
доктрину, награждал государственными
наградами, присваивал очередные воинские
звания высшему командному составу Вооруженных
Сил, органов государственной безопасности
и внутренних дел.
Отношения Президента с Верховным Советом
заключались в представлении первым ежегодных
докладов о положении в республике и информировании
Верховного Совета о наиболее важных вопросах
внутренней и внешней политики республики,
представлении на утверждение ВС структуры
правительства. Формирование Президентом
правительства, внесение изменения в его
состав осуществлялись по согласованию
с ВС ПМР.
Верховный Совет по собственной инициативе
или по предложению его Председателя,
одной из палат либо не менее одной трети
народных депутатов Приднестровской Молдавской
Республики мог в любое время заслушать
отчет Президента о его работе в целом
или по отдельным вопросам деятельности;
- Президент представлял ВС ПМР кандидатуру
для избрания на должность Председателя
Конституционного суда, Председателя
Верховного суда, Председателя Арбитражного
суда Приднестровской Молдавской Республики,
а также кандидатуры для назначения на
должности Прокурора и председателя Комитета
государственного контроля республики;
- Президент самостоятельно назначал глав
государственной администрации городов
и районов;
- Президент обладал правом вносить в ВС
ПМР законопроекты;
- Президент подписывал законы Приднестровской
Молдавской Республики и обладал правом
отлагательного «вето». Верховный Совет
был вправе согласиться с замечаниями
Президента или преодолеть его «вето»
на закон двумя третями голосов;
- Президент решал вопросы гражданства
Приднестровской Молдавской Республики,
предоставления убежища в соответствии
с действующим законодательством, определял
меры обеспечения общественного порядка,
безопасности граждан и государственного
строя республики; при необходимости предупреждал
об объявлении особого положения и вводил
его по просьбе или с согласия городских,
районных Советов народных депутатов
ПМР;
- как глава исполнительной власти Президент
отменял действие актов органов исполнительной
власти в случае противоречия их законам
Приднестровской Молдавской Республики;
- Президент одновременно исполнял должность
Председателя Правительства Приднестровской
Молдавской Республики.
2 июня 1992 г. был принят новый закон «О статусе
Президента Приднестровской Молдавской
Республики», который несколько детализировал
статус Президента. Последующие изменения
в Законе от 15 марта 1994 г. регламентировали
процедуру преодоления «вето» Президента,
содержали положения о праве Президента
вводить в местностях с особым положением
временное президентское правление с
последующим утверждением его Верховным
Советом, определяли момент вступления
в должность и прекращение полномочий
Президента, порядок отрешения его от
должности. Закон от 22 марта 1993 г. «О защите
чести и достоинства Президента» устанавливал
штрафные санкции за его публичное оскорбление
или клевету.
По истечении срока полномочий Президента
и до проведения новых выборов, 2 октября
1996 г. был принят новый конституционный
закон Приднестровской Молдавской Республики
«О выборах Президента Приднестровской
Молдавской Республики». Закон содержал
как положения о выборах Президента ПМР,
так и порядок вступления в должность
вновь избранного Президента, принесения
присяги, передачи и принятия полномочий
главы государства, сложения Правительством
своих полномочий перед вступившим в должность
Президентом, а также положения об ответственности
за нарушение избирательных прав граждан.
В соответствии с конституционным законом
право выдвижения кандидата на должность
Президента ПМР принадлежало инициативным
группам граждан, избирательным объединениям
и избирательным блокам.
Финансирование мероприятий, связанных
с подготовкой и проведением выборов Президента,
осуществлялось за счет республиканского
бюджета. Кандидаты на должность Президента
Приднестровской Молдавской Республики
имели право создавать собственные избирательные
фонды для финансирования предвыборной
агитации. Избранным на должность Президента
считался кандидат, который получил более
половины голосов избирателей, принявших
участие в голосовании.
26 декабря 1996 г. прошли выборы Президента
Приднестровской Молдавской Республики,
на которых повторно был избран И.Н. Смирнов,
набравший 71,94% голосов.
В результате принятия новой Конституции
ПМР в 1995 г. были изменены полномочия Президента
в части формирования органов исполнительной
власти и руководства ими. Согласно Конституции
Президент представлял на утверждение
Верховному Совету структуру Правительства
и самостоятельно формировал Правительство
Приднестровской Молдавской Республики.
Для реализации принципа разделения властей
Верховный Совет был лишен права отмены
указов Президента в случае их несоответствия
законодательным актам. В то же время Конституцией
устанавливались обязательность соответствия
актов Президента Конституции и законам
Приднестровской Молдавской Республики
и право ВС ПМР приостанавливать указы
Президента до их рассмотрения судом.
В соответствии с Конституцией 1995 г. Президент
обладал правом назначения референдума
о роспуске Верховного Совета и его расформирования
в случае выражения ему недоверия на референдуме.
Одновременно полномочия по осуществлению
помилования передавались от Президиума
ВС Президенту; иные полномочия изменены
не были.
Конституционным законом от 21 июня 2000
г. «О внесении изменений и дополнений
в Конституцию Приднестровской Молдавской
Республики» была изменена форма правления
в республике, соответственно трансформировался
и статус Президента ПМР как главы государства.
К требованиям, предъявляемым к кандидатам
на должность Президента, добавился еще
один пункт - ценз гражданства: Президентом
мог стать гражданин ПМР, который таковым
являлся не мене десяти лет.
Из Wiki
Президент не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, быть депутатом Верховного Совета и иных представительных органов в Приднестровье. На весь срок своих полномочий Президент приостанавливают членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели.
Президент Приднестровья избирается гражданами Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Приднестровья, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет, состоящий в гражданстве Приднестровья не менее 10 лет и постоянно проживающий на территории Республики. Президент избирается одновременно с вице-президентом на 5 лет.
Полномочия Президента
Приднестровья прекращается досрочно
в случае добровольной отставки, стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему
полномочия, смерти или отрешения
от должности. В случае, когда Президент
не в состоянии исполнять свои
полномочия, их исполняет вице-президент.
Если и он не в состоянии —
полномочия Президента ПМР исполняет
назначенное Верховным Советом
должностное лицо.
С сайта по тетради
Приднестровская
Молдавская Республика*(15)
Государство в юго-восточной части Европы.
Территория - 4163 кв.км. Столица - г. Тирасполь.
Население - 660 тыс. чел. (2000 г.); молдаван - 256 тыс. чел., русских - 201 тыс. чел., украинцев - 157 тыс. чел., болгар - 17 тыс. чел., гагаузов - 4 тыс. чел.
Государственные языки - молдавский, русский, украинский.
Религия - православие.
В I тыс. н.э. Приднестровские земли были освоены славянами и вошли в состав Древнерусского государства. После его распада - в составе Русско-литовского государства, с 1569 г. - Речи Посполитой. Южное Приднестровье находилось под властью Крымского ханства. В конце XVIII в. Приднестровские земли присоединены к России и вплоть до Гражданской войны 1918-1920 гг. входили в ее состав как часть Новороссии. В начале 1920-х гг. этот регион вошел в состав Украинской ССР, в то время как Бендеры и территория Бессарабии от Днестра до Прута (в 1918 г.) - в состав Румынии.
В 1924 г. левобережье Днестра, где сосредоточилось много беженцев из Бессарабии и издавна проживали молдаване, стало автономной республикой в составе УССР. В данном качестве оно просуществовало до 1940 г., когда на большей части Бессарабии была образована Молдавская ССР, к которой отошли и приднестровские районы ликвидированной тогда же автономной республики.
Обострение межнациональных
отношений в Молдове в 1989-1990 гг.
привело к фактическому расколу
этого государства. 2 сентября 1990 г.
Второй чрезвычайный съезд народных
депутатов всех уровней Приднестровья,
основываясь на результатах районных
референдумов, провозгласил создание
суверенной Приднестровской Молдавской
Советской Социалистической Республики
в составе обновленного Союза
ССР (с 5 ноября 1991 г. Приднестровская
Молдавская Республика (ПМР). 1 декабря
1991 г. на территории ПМР проведен референдум,
97,7% участников которого высказались
за независимость республики.
Государственное
устройство
Приднестровская Молдавская
Республика - унитарное государство.
Административно-
Действующая Конституция принята на референдуме 24 декабря 1995 г. и подписана Президентом ПМР 17 января 1996 г. По форме правления ПМР президентская республика (до конституционной реформы 2000 г. республика смешанного типа). Политический режим - демократия в процессе становления.
Законодательная власть. Представительным и единственным законодательным органом государственной власти является Верховный Совет ПМР. 21 июня 2000 г. в Конституцию ПМР 1996 г. внесены коррективы, заменившие двухпалатную структуру Верховного Совета на однопалатную.
Верховный Совет
ПМР состоит из 43 депутатов, избираемых
гражданами Республики на основе всеобщего
равного и прямого
Верховный Совет
ПМР правомочен рассматривать и
решать все вопросы, отнесенные Конституцией
к законодательному регулированию
и к выполнению его контрольных
функций. Помимо принятия законов, он,
в частности: устанавливает республиканские
налоги и сборы, перечень местных
налогов и сборов, принимает решение
о денежной эмиссии; рассматривает
и утверждает республиканские программы
экономического, социального и культурного
развития, принимает бюджет; решает
вопросы административно-
Верховный Совет
издает правовые акты: об утверждении
указов Президента о введении военного,
чрезвычайного положения; по вопросам
войны и мира; об объявлении амнистии;
об утверждении концепции
В рамках своих контрольных функций Верховный Совет ПМР вправе принимать решения: а) об отмене актов местных представительных органов государственной власти в случаях их несоответствия Конституции и законам ПМР; б) о роспуске местных представительных органов государственной власти и назначении новых выборов в случаях нарушения ими норм действующего законодательства и отказа привести свои решения в соответствие с законодательством; в) об отрешении от должности лиц, занимающих высшие государственные должности ПМР, членов Кабинета министров в случаях и в порядке, установленном Конституцией и законом; г) о представлении Президенту в отношении любого должностного лица органа государственной власти или управления о ненадлежащем исполнении либо о неисполнении им своих обязанностей.
Верховный Совет
принимает конституционные
Принятые конституционные
законы и законы направляются Президенту
для подписания и обнародования.
Президент в пределах 14 дней со дня
получения рассматривает, подписывает
закон и обнародует его. В этот
же срок он вправе отклонить закон
или его часть и направить
на повторное рассмотрение. Если при
повторном рассмотрении закон (либо
его часть) будут одобрены в ранее
принятой редакции большинством не менее
2/3 голосов от установленного Конституцией
числа депутатов Верховного Совета,
он подлежит подписанию Президентом
в течение 7 дней и обнародованию.
Президент не может отклонить
и направить на повторное рассмотрение
принятые Верховным Советом
Глава государства -
Президент, одновременно возглавляющий
исполнительную власть в Республике.
Является гарантом Конституции и
законов ПМР, прав и свобод человека
и гражданина, обеспечивает точное
исполнение Конституции и законов.
В установленном Конституцией порядке
принимает меры по охране суверенитета
Республики, ее независимости и