Структура, функции и типы политических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:12, реферат

Описание

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха­низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно устано­вить наличие некоторых связей между ними.

Работа состоит из  1 файл

Структура, функции и типы политических систем.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)


 

Введение

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха­низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно устано­вить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, струк­туры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: со­циальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и ре­ально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципали­тета – его акты ограничены его территорией, в случае политической партии – учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что по­рождено логикой развития политической науки, приведшей к необ­ходимости описания политической жизни с системных позиций.


1. Понятие политической системы общества

Логика изучения темы реферата обязывает начать работу с анализа категории «политическая система». Ее рас­крытие послужит основой для рассмотрения других узловых вопросов, в частности: структурных элемен­тов системы, ее функций и закономерностей.

Политическая система как одно из основополага­ющих понятий социальной науки – плод современ­ного этапа политического знания. Термин «полити­ческая система» встречается ещё в трудах Аристоте­ля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону поли­тической жизни. В «Политике» Аристотеля мы чи­таем: «... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве»[1].

В современной политической науке понятие «по­литическая система» разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы ор­ганизованной в рамках данного общества политичес­кой деятельности и политических отношений.

Индийский политолог П.Шаран, анализируя со­временные учения о политических системах, отме­чает важное преимущество самого понятия «полити­ческая система», которое охватывает сферу полити­ческой деятельности «всех лиц и все институты, учас­твующие в политическом процессе»[2]. Имеющиеся в литературе определения подтверждают его мнение.

Понятие «политическая система» – это опреде­ление организованной на единой нормативно-цен­ностной основе совокупности взаимодействий (от­ношений) политических субъектов, связанных с осу­ществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвласт­ных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений – государственных и иных институтов и уч­реждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «полити­ческая система» обозначает характерные для опре­деленного общества структуры политической деятель­ности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь поли­тических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей.

Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа – определенное сооб­щество людей (национальное или интернациональное).

Понятие политической системы носит многоаспект­ный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свес­ти к совокупности государственных и негосударствен­ных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект полити­ческой системы и ее определение связывается глав­ным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. В третьем – политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при по­мощи власти) распределения ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта опреде­ления понятия.

Система существенно отличается от всякой сово­купности разнородных; политических субъектов и отношений, заполняющих политическое пространство данной страны. Любой вид социальной системы пред­полагает такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. А это означает объединенность входящих в систему субъ­ектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причем эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляю­щих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого. Социальная система в высшей степени сложный организм, поведение которого подчинено достижению опреде­ленных целей разных уровней и зачастую несогласо­ванных между собой. Она, в известной мере, детер­минирует деятельность входящих в нее субъектов, и вместе с тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития под влиянием окру­жающей среды.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, ее характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенап­равленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей – идеология, от­ражающая социальные интересы больших социаль­ных групп и определяющая облик системы. Образу­ющие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные по­литические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модер­низации системы.

Следует также отметить, что политическая систе­ма не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких ее институтах (по Т. Парсону), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института ли­дерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формиру­ющейся и действующей. В данном контексте поня­тие «лидерство» означает некую нормативную мо­дель поведения индивида или группы (элиты, пар­тии), включающую, в силу занимаемого ими в дан­ном обществе положения, право и обязанность осу­ществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все сообщество.

Органы власти – органическая часть политических институтов, в чем аккумулируется власть; они служат орудием целенаправленного действия политических субъектов. Наконец, институт регламентации – это совокупность разрабатываемых норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих основу регуляции и контроля в массиве политической деятельности и отношений.

Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отноше­нию к другим системам общества доминирующим  фактором.

Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие – все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закреп­ляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.

Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от об­щественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие соци­альные группы, классы, слои. Политическая систе­ма – это организация больших социальных групп в сфере власти и управления[3].

Материалистическая концепция обусловленности политической системы способом производства, соци­ально-экономическими отношениями в настоящее время подвергается критике. Так, французский политолог Клод Лефор в статье «Демократия» утвер­ждает: «Считать, что общественная система раскры­вается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также, что политическая организация – это лишь элемент надстройки, созданной для под­тверждения могущества обладателей средств произ­водства, – значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принад­лежности ко всему комплексу, управляемому поли­тическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения инте­ресов и мнений, условия для свободного объедине­ния, информации, формулировки новых прав...»[4] Критическая аргументация К. Лефора больше отно­сится к вульгарно-экономическому толкованию вза­имосвязи политической надстройки от экономики.

Для любого политолога-материалиста ясно, что всякая полити­ческая система формируется под воздействием не одного только экономического базиса, а комплекса условий и факторов. Польский политолог-материа­лист А.Боднер с присущим ему своеобразием науч­ного мышления показал историческую обусловлен­ность политических систем. Он назвал пять факто­ров, влияющих на формирование систем:

1) непре­рывность природной среды, в которой живет данная нация или ее отдельная группа;

2) материальные продукты ее деятельности;

3) совокупность ценнос­тей и образцов поведения, знания и представления о мире, передаваемые из поколения в поколение;

4) общественные институты, которые каждое поко­ление застает как данность;

5) внешняя среда на­ции, образующая вместе с нею определенный круг цивилизации и культуры, а также политические ус­ловия.

Научное понимание диалектического взаимодей­ствия политической системы с другими Сферами об­щества не исключает, а, напротив, предполагает вли­яние на поведение социальных групп и индивидов разнообразных элементов социальной среды. Следо­вательно, нет и не может быть жесткой, линейной зависимости политических субъектов и организаций, их действий от экономики.

Политическая система, будучи обусловленной со­циально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами – правовыми и политическими.

  Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри – взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д. По Д. Истону, на «входе» системы, это совокупность требований и поддержка, в коих проявляются реальные интересы социальных групп. Например, требования безопас­ности, равноправия, политического участия и другие; поддержка в виде открытых действий общес­твенных сил в защиту системы, соответствующие умонастроения, приверженность господствующим ценностями т. п. Система регулирует потоки требо­ваний, формулирует их в применении к проводимой правящими институтами политике. На «выходе» сис­темы – результаты деятельности, принимаемые решения, словом, реализация государственной власти и заложенных в системе способов управления сооб­ществами людей. Политическая система устойчиво функционирует, если не допускается перегрузка ее требованиями и достигается взаимоувязка действий системы на «входе» и «выходе».


2. Структура политической системы

Любая система предполагает прежде всего структуру, на основе которой могут осуществляться взаимодействие и взаимоотношения различных составляющих. Политическое устройство, политическую самоорганизацию общества невозможно представить себе без институциональной инфраструктуры.

Политическая система состоит из подсистем и элементов, Каждая подсистема обладает собственной целью, но это не означает, что она может существовать самостоятельно от главной системы. По функциональному признаку можно выделить следующие  подсистемы: институциональная, регулятивная, идеологическая, коммуникативная.

Институциональная  подсистема, состоящая из различных социально-политических институтов и учреждений, включает государство, политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации. Центральным, или осевым, элементом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство.

Среди других политических институтов особое место занимают партии. В отличие от других организаций (профсоюзов, предпринимательских союзов, крестьянских объединений и т. п.), которые ориентируются прежде всего на защиту экономических и других интересов их членов, главной целью политических партий является борьба за руководство государством, за удовлетворение интересов, которые они представляют.

К опосредующей субсистеме относятся средства массовой информации - печать, радио и телевидение, которые традиционно обозначают термином четвертая власть При этом имеется в виду независимость средств массовой информации и их роль в формировании общественного мнения.

Информация о работе Структура, функции и типы политических систем