Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:24, реферат
После выявления состава политической системы общества следующим аналитическим действием является рассмотрение ее структуры, т. е. ее внутренней организации, способа взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.
Стержневым элементом политической системы общества, ее ядром является государство. Мы уже рассматривали роль государства как инструмента политических отношений. Здесь мы должны отметить те его свойства, которые придают ему статус основного компонента политической системы. Таких черт несколько. Среди них важнейшими являются следующие две.
1. Структура политической науки ……………………….........................................................3
2. Соотношение политики и экономики……............................................................................4
3. Характеристики идеологии консерватизма..……………………………………………….5
3.1 Фундаментальные постулаты консерватизма.………………………………………........6
3.2. Неоконсерватизм…………………………………………………………………………...8
3.3. Совместимы ли либеральный и консервативный подход в политике?...........................9
4. Основные черты и виды внешней политики………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………………….....13
Цели внешней политики любого государства дифференцированы. Они обусловлены общественно-политическим устройством, формой проявления, историей, традициями, геополитическими реалиями, связями с другими государствами и т. д. Общепринятыми основными целями внешней политики являются:
а) обеспечение национальной безопасности данного государства;
б) рост его потенциала (экономического, политического, военного);
в) рост престижа и упрочение международных позиций государства.
Понятно, что обеспечение безопасности государства отвечает его
жизненным потребностям. Без реализации этой цели нет внешней политики как таковой. Среди важнейших целей внешней политики приоритетным является рост потенциала (силы) государства. Имеется в виду как экономический потенциал, так и интеллектуальный, военный, политический. Государство через свою внешнюю политику может умножать свои силы (через принадлежность к военным блокам, получение экономической помощи и т. д.). Что касается престижа государства в международной политике, то реализация этой цели становится возможной при условии, что успешно выполняются две предыдущие цели. А они могут быть успешно осуществлены только при выполнении государством определенных функций во внешней политике.
Внешняя политика государства выполняет три основные функции: охранную, репрезентативно-информационную и переговорно-организаторскую. Первая из названных функций связана с защитой прав, интересов страны и граждан за границей (предотвращение возникновения угроз для государства, его границ, его интересов и т. д.). Вторая функция выражается в представлении государства на международной арене через соответствующие его органы, выражающие его взгляды и интересы (посольства). Третья функция состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам. Все функции имеют универсальный характер, хотя их проявление зависит от многих конкретно-исторических факторов (развития общества, его связей с миром, характера политической и государственной власти и т. д.).
Решающее значение для осуществления
целей, заложенных во внешней политике,
имеют средства их реализации. Выделяются
следующие средства внешней политики:
информационно-
Средства внешней политики можно классифицировать также в зависимости от степени интенсивности их внедрения (сотрудничество или борьба).
Внешняя политика как деятельность одного государства за пределами своих национальных границ не сводится к взаимодействию только государственно оформленных субъектов, она все больше становится международной. К сфере международных политических отношений относятся отношения не только между государствами, но и любой вид деятельности по реализации групповых или общественных интересов, если они реализуются на международной арене.
Вопреки обыденному пониманию международные отношения не являются простой суммой различных видов внешней политики. Международные отношения охватывают совокупность явлений и международных процессов, представляющих собой результат взаимоотношений, происходящих между государствами, международными организациями. Международные отношения — это та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики. Но эта среда характеризуется многообразием отношений, сложной системой связей и зависимостей, сложностью международных структур (экономических, военных, политических). Достаточно сказать, что в 1945 г. в ООН было 51 государство, в 1981 г.— уже 155, а сегодня — более 200. Учитывая, что каждое из этих государств имеет разную историю, традиции, экономическую и политическую систему, разные международные интересы, можно представить, какими сложными и трудными являются современные международные отношения.
Следует отметить, что с давних
времен предпринимались попытки
классифицировать международные отношения.
Имеются различные подходы к решению этого
вопроса. Их различие заключается в критерии,
положенном в основу классификации. В
марксистской литературе типология международных
отношений проводится в соответствии
с общественно-классовыми критериями,
в соответствии с типом общественно-экономической
формации. Здесь выделяются рабовладельческие,
феодальные, капиталистические и социалистические
международные отношения. Близкая к этой
типология опирается на положения, что
в каждой исторической эпохе отличной
является сущность и специфика международных
отношений. Основным критерием данной
типологии является способ проявления
классовых отношений в этой сфере общественной
жизни. Он делит международные отношения
на две основные группы. Первая группа
— это классово-однородные отношения,
которые можно назвать классово-гомогенными:
феодальные, капиталистические, социалистические.
Вторую группу составляют международные
отношения, неоднородные в классовом отношении
— гетерогенные (иногда их называют переходными).
Здесь можно выделить типы: феодально-капиталистический,
капиталистическо-
Широкое признание получила типология, международных отношений по характерным типам международных действий. В соответствии с этим критерием выделяют четыре основные модели доминирования в мире, и международные отношения строятся на этих моделях: 1) классический многополюсный мир; 2) двухполюсный (биполярный) мир — мир с доминированием двух государств или систем государств; 3) однополюсный мир; 4) надгосударственный мир (бесполосный). Тип межгосударственных отношений в таких мирах может различаться: а) война, б) холодная война, в) мирное сосуществование, г) неприсоединение, д) сотрудничество. Обращение к этой типологии требует определения критериев, в соответствии с которыми можно выделять виды международных отношений. Наиболее широко при этом используется предметный критерий, т. е. область, в которой разворачиваются отношения между государствами. На основе этого критерия выделяются следующие виды международных отношений: политические, экономические, военно-стратегические, культурные, общественные, идеологические, научно-технические. Отдельные виды этих отношений проявляются на разных уровнях международной жизни. Принято выделять уровни: глобальный (ООН), региональный (ЕЭС, ОАГ), надрегиональный (Движение неприсоединения) и двусторонний (Россия — Франция). Следует отметить, что многоуровневость — одна из существенных черт современных международных отношений, основанных на принципах нового политического мышления.
В политологической литературе взаимосвязь внешней политики и международных отношений оценивается неоднозначно. Одни считают их взаимосвязь краеугольным камнем теории международных отношений. Другие авторы утверждают, что внутреннее развитие государства определяется развитием внешних сил и играет служебную роль по отношению к ним (Л. Гумплович). Была предпринята попытка в рамках «силовой концепции» сформулировать систему «силовых» законов. Так, Л. Гумплович считал, что главным законом международной жизни является постоянная борьба между соседними государствами из-за пограничной линии. Из «основного» закона вытекают неосновные, «вторичные», которые заключаются в том, что каждое государство заботится о сохранении политического равновесия и всеми силами препятствует усилению могущества соседа, стремится к выгодным приобретениям (особенно важно получить выход к морю, что обеспечивает как военные, так и торговые преимущества). Именно эти идеи легли в основу геополитических концепций.
Сегодня эти «законы» не имеют абсолютного значения, так как биполярный мир распался и начал формироваться многополярный политический мир. Это подтверждается образованием крупных политических и экономических центров в мировом сообществе, выступающих самостоятельными субъектами в мировой политике. Сегодня более привлекательным становится транснациональный подход к международным отношениям, когда взаимодействия государств рассматриваются лишь как часть международной деятельности.
В международной политике широкое распространение получила концепция «политического риска». Она учитывает такие уровни, как «политический интерес» (желание, воля субъекта), осознанная политическая потребность, механизм принятия решений и, наконец, политическое действие. Это позволяет предсказать, какие решения примет тот или иной субъект политики, какие действия могут быть предприняты в случае реализации тех или иных решений. В международных отношениях важную роль играют и другие факторы: дипломатия, интеграционные и дезинтеграционные процессы, внутренняя стабильность страны, сферы интересов государства и др.