Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:55, контрольная работа
Избирательный процесс - урегулированная правовыми и другими социальными нормами деятельность органов, организаций, отдельных граждан, их коллективов и групп (субъектов избирательного процесса) по подготовке и проведению выборов в представительные и другие избирательных органов государственной власти и местного самоуправления.
Избирательный процесс - урегулированная правовыми и другими социальными нормами деятельность органов, организаций, отдельных граждан, их коллективов и групп (субъектов избирательного процесса) по подготовке и проведению выборов в представительные и другие избирательных органов государственной власти и местного самоуправления.
Субъектами избирательного
процесса признаются лица, органы и
организации, наделенные Конституцией
и избирательным
В избирательном законодательстве регламентация избирательного процесса осуществляется: во-первых, закреплением основ выборов и избирательного процесса; во-вторых, детальным регулированием всех стадий (этапов) избирательного процесса; в-третьих, определением порядка обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов избирательного процесса; в-четвертых, установлением основ финансового и материально-технического обеспечения подготовки и проведение выборов.
Важнейшим условием обладания статусом субъекта избирательного права является наличие у лица особого юридического свойства - избирательной правосубъектности, которая выступает в качестве непременного условия наделения участников политических отношений избирательными правами и обязанностями. Правосубъектность является предпосылкой правового статуса, поскольку она представляет собой категорию возможности, тогда как правовой статус - категорию действительности. Содержанием правосубъектности по существу служит сообщаемая юридическими нормами участникам общественных отношений информация о возможности обладания правами и обязанностями, предусмотренными законодательством о выборах, и способности осуществления их своими личными действиями. Избирательная правосубъектность является разновидностью государственно-правовой правосубъектности, ориентирована на механизм реализации законодательства о выборах, выступает в качестве предпосылки участия граждан и иных лиц в юридических отношениях, опосредующих осуществление конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
По своему внутреннему
строению избирательная
Все многообразие субъектов современного украинского избирательного права, опираясь на выводы общей теории права и отраслевых юридических наук, можно подразделить на две группы: индивидуальные и коллективные субъекты.
Ниже рассмотрим все эти субъекты избирательного процесса более подробно.
В результате классификации по этому основанию определено шесть групп субъектов избирательного процесса:
1. В первую входят
органы, определяющие дату выборов.
Они рассматриваются в
Органы, входящие в первую группу, выстраиваются в определенные цепочки. Сбой в одном из звеньев (неназначение выборов) должен повлечь за собой активизацию другого звена. Чаще всего первыми из этой группы субъектов в избирательном процессе обязаны принять участие представительные органы власти. Частично такой подход сохранился с советских времен, когда выборы назначались исключительно представительными органами - Советами. Иногда это дань принципу разделения государственной власти - например, представительный орган назначает выборы высшего должностного лица субъекта Украины.
Ситуации, когда выборы назначаются иными органами, также имеют место в практике государственного строительства и местного самоуправления. Их, конечно меньше. К субъектам, определяющим дату проведения выборов, можно отнести Президента Украины, высших должностных лиц субъектов Украины, глав муниципальных образований.
2. Во вторую группу
входят избирательные комиссии.
В наибольшей степени
На основании анализа нормативных правовых актов и практики их применения делается вывод, что система комиссий характеризуется сильной централизацией: нижестоящие комиссии подчиняются вышестоящим, последние имеют право контроля за деятельность первых, в том числе путем рассмотрения жалоб на их действия.
Комиссия может считаться вышестоящей для другой комиссии лишь при проведении одного вида выборов. Если на определенной территории одновременно проводятся выборы разных видов, без совмещения полномочий избирательных комиссий, то термин «вышестоящая — нижестоящая» по отношению к комиссиям, осуществляющим организацию и проведение разных видов выборов, за исключением Центризбиркома и избирательных комиссий субъектов Украины, вряд ли применим.
Перечни комиссий, осуществляющих проведение выборов разного вида, различны. Они устанавливаются федеральными законами, регулирующими конкретные виды выборов, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации. Система избирательных комиссий зависит от специфики выборной должности. Сопоставление положений различных нормативных актов избирательного законодательства показывает наличие аналогичных полномочий у избирательных комиссий одного уровня при проведении выборов разного вида.
Любая система избирательных комиссий готовит основу для реализации прав иной группы субъектов избирательного процесса.
3. Третья группа субъектов
избирательного процесса
4. Четвертая группа «Средства массовой информации как субъекты избирательного процесса, информационно обеспечивающие проведение выборов
Можно выделить три группы средств массовой информации в зависимости от круга обязанностей, связанных с проведением выборов: официальные печатные издания, СМИ с государственным или муниципальным участием, иные СМИ. Критерий такой классификации - обязанности по отношению к выборам. Исключительно на первых возлагается обязанность публиковать решения о назначении выборов, схему избирательных округов, результатов выборов. Вторые бесплатно публикуют решения избирательных комиссий, а также сведения о размерах избирательных фондов, обо всех источниках их создания, обо всех произведенных затратах, сообщения о проведении повторных выборов. Они также обеспечивают зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) равные условия проведения предвыборной агитации. Эти СМИ должны предоставлять бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь, обязаны резервировать платные эфирное время и печатную площадь для проведения агитации. Третьи не имеют вышеперечисленных обязанностей.
5. В пятую группу входят субъекты, осуществляющие деятельность, направленную на предотвращение, пресечение нарушений как указанных выше ограничений для сотрудников СМИ, так и всех иных правил организации и проведения выборов. Соответственно, пятая группа носит наименование «Субъекты, осуществляющие контроль за выборами».
Контроль может осуществляться государственными и иными органами от имени государства и по его поручению (государственный контроль), а также иными субъектами избирательного процесса от своего имени (общественный контроль)
К субъектам, осуществляющим государственный контроль, относятся избирательные комиссии, представительные органы, суды, органы прокуратуры, правоохранительные органы (органы милиции, органы службы безопасности), иные государственные органы, осуществляющие правовую охрану при проведении выборов (органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, налоговые органы). К субъектам, осуществляющим общественный контроль, относятся кандидаты, доверенные лица, избиратели, избирательные и иные общественные объединения, избирательные блоки, осуществляющие контроль, в том числе посредством своих уполномоченных представителей, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, в том чисел иностранные (международные).
Избирательные комиссии осуществляют контроль на всех стадиях избирательного процесса и за всеми действиями его субъектов, например, за порядком финансирования избирательной кампании, за порядком и правилами проведения предвыборной агитации. Центризбирком, а также окружные избирательные комиссии могут отменить регистрацию кандидатов (списков кандидатов) в определенных законами случаях, связанных с нарушениями избирательного законодательства. Избирательные комиссии осуществляют контроль как в отношении других субъектов избирательного процесса, так и внутри самой системы избирательных комиссий. Действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящие избирательные комиссии. В случае признания недействительными итогов голосования или результатов выборов вследствие нарушений комиссиями избирательных прав граждан, комиссии могут быть расформированы судом по заявлениям Центризбиркома, а окружные, территориальные и участковые комиссии - также по заявлениям избирательных комиссий. В работе отмечается, что законодательно определенную невозможность расформирования Центризбиркома вряд ли можно оправдать особым статусом комиссии и высоким профессионализмом ее членов.
6) Шестая группа состоит из субъектов избирательного процесса, материально обеспечивающих проведение выборов.
Наблюдатели. Наблюдатели являются одним из важных субъектов избирательного процесса. Под ними понимаются лица, назначенные при проведении выборов кандидатом (избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением) с целью осуществления общественного контроля за осуществлением избирательными комиссиями избирательных действий.
Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Украины, обладающий активным избирательным правом.
Субъектами назначения наблюдателей являются:
В соответствии с основным законом Украины наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками избирателей;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей; избирательных бюллетеней, выданных избирателям; погашенных избирательных бюллетеней;
д) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования;
е) знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
ж) наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
з) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
и) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов;
к) изготавливать либо получать от
соответствующей избирательной
комиссии копии указанных протоколов
и приложенных к ним
л) обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;