Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:30, лекция
Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.
Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Таким образом, политическим сознанием обладают не только те, кто активно включился в политический процесс, а и те индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения этих целей.
Политическое
сознание определяется как совокупность
ментальных явлений, в которых выражается
восприятие политики индивидуальным субъектом
политического процесса. Следует
отметить, что политическое сознание,
наряду с ценностями, установками
и т.п., включает в себя психологический
механизм их выработки, поиска собственной
позиции.
Политическое
сознание тесно связано с политическим
поведением, является его подготовительным
этапом, наполняет политическое поведение
смыслом, а также делает возможным
политическое взаимодействие между
субъектами политического процесса.
Можно охарактеризовать политическое
сознание как «внутреннее» политическое
поведение, влияющее на «внешнее» поведение
человека, то есть на его активность
и деятельность.
Что же
включает в себя политическое сознание?
Обычно, анализируя политическое сознание,
выделяют две основные группы составных
частей этого явления: познавательные
и мотивационные. К познавательным
относят знания о политике, интерес к политическими
явлениям и убеждения. К мотивационным
— потребности, ценности, чувства и установки.
В действительности достаточно сложно
выделить тот или иной элемент политического
сознания в чистом виде и однозначно отнести
его к познавательному блоку или мотивационному.
Все эти элементы достаточно тесно переплетаются
между собой и оказывают друг на друга
взаимное влияние.
1.2. Подходы
к рассмотрению политического
сознания
В науке
в настоящее время сложились
две точки зрения на сущность политического
сознания. Так, сторонники бихевиорального
подхода рассматривают политическое сознание
как форму рационального мышления человека,
всю ту совокупность его воззрений и представлений,
которую он использует при осуществлении
своих ролей и функций в сфере власти.
Иными словами, с этой точки зрения политическое
сознание предстает как развернутое и
как бы наложенное на политику мышление
человека. При таком подходе отсутствуют
какие-либо специальные требования к выработке
человеком своих позиций, оценок политических
событий. А следовательно, снимается и
проблема формирования политического
сознания.
Второй,
аксиологический, подход относится к политическому
сознанию как к определенному уровню социального
мышления. С этой точки зрения в него входят
также различные обыденные, общечеловеческие
воззрения и ценности человека, но суть
политического сознания людей определяется
его способностью и умением вычленять
их групповые интересы, сопоставлять их
с другими групповыми потребностями, а
также видеть пути и способы использования
государства для решения задач по их реализации.
Таким образом, политическое сознание
понимается как тот уровень представлений,
на который может подняться человек для
оптимизации своего политического участия
и выполнения необходимых функций в сфере
власти.
В рамках
такого подхода появляется возможность
выделить, опираясь на те представления,
которыми пользуется человек в сфере
власти, две разновидности форм сознания
— политическое и предполитическое
(потестарное, от лат. potestas — власть), ориентирующиеся
на различные принципы и критерии отражения
действительности. Политические формы
сознания предполагают способность человека
вычленять в социальной жизни динамику
межгрупповой борьбы за власть, умение
вырабатывать оценку политических отношений
с учетом целей соперников, средств и степени
их достижения в рамках краткосрочной
или долгосрочной перспективы развития,
навыки прогнозирования условий проигрыша
(выигрыша) и других параметров этого взаимодействия.
Такого рода воззрения, дополняясь этическими
суждениями, позволяют людям осознавать
ограничения политических методов борьбы,
относить себя к сторонникам левых или
правых политических движений.
В противоположность
этому предполитические формы сознания
базируются на исключительно моралистских
критериях оценки политических изменений,
которые улавливают только внешние социальные
взаимосвязи и потому трактуют все интересы
в рамках эмоционалыю-нравственных предпочтений:
плохо/хорошо, справедливо/несправедливо.
В силу такого восприятия политической
реальности на этой основе постоянно развивается
идеализация политической жизни, рождаются
болезненные этнофобии, агрессивность,
апатия, бунтарство.
1.3. Функции
и пути формирования
Политическое
сознание как неинституциональный
элемент политики выполняет три важнейших
функции:
когнитивную
(т.е. функцию отражения потребности
общества в постоянном обновлении знаний
для выполнения и модификации
функций политических субъектов); коммуникативную
(т.е. функцию обеспечения
Степень
полноты и характер реализации этих
функций могут существенно
Политическое
сознание, будучи вплетено в различные
виды деятельности, внутренне структурируется,
разделяясь на различные элементы и
образования. В настоящее время
вся совокупность духовных образований,
обслуживающих политическую деятельность,
в основном исследуется в рамках
трех основополагающих структур:
гносеологической
(когнитивной), раскрывающей различия
между элементами политического
сознания с точки зрения достоверности
отражения ими реальной действительности.
Иными словами, гносеологическая структура
сознания предполагает, что все воззрения
субъектов рассматриваются как
знания, с той или иной степенью
полноты отражающие различные стороны
мира политики. В данном аспекте
рассматриваются: вопросы соотношения
политической истины и лжи, заблуждения
политического интеллекта и силы его проникновения
в тайны политического мира, соотношения
мифологического, утопического и научного
типов отражения и т.д.;
аксиологической,
отражающей духовные явления политической
сферы с точки зрения их приемлемости
или неприемлемости для познающего субъекта.
Иначе говоря, в данной структуре политические
представления интерпретируются как разнообразные
суждения и оценки, которые воплощают
те или иные ценностные приоритеты познающего
политику субъекта. Поэтому одни и те же
институты, нормы, процессы и другие явления
одним субъектом (например, представителем
демократического мировоззрения) могут
оцениваться положительно, а другим (исповедующим
иные идеалы и принципы) отрицательно.
Совокупность же различающихся оценок
и будет заполнять весь объем политического
сознания;
социологической
(функциональной), характеризующей
все элементы политического сознания
с точки зрения занимаемого ими
места, а также роли, которую они
играют в процессе реализации духовных
явлений на практике. С одной стороны,
в рамках данной структуры описываются
разные формы индивидуального, группового
или массового сознания, а с
другой — компоненты процесса перемещения
содержания мышления человека в сферу
практики, а именно: идеалы, принципы, нормы,
установки, мотивы и т.д. В качестве наиболее
обобщенных элементов политического сознания
в данном смысле рассматриваются политическая
идеология и политическая психология,
каждая из которых играет в политической
жизни важную, чрезвычайно сложную специфическую
роль.
Пути
формирования политического сознания
сложны и противоречивы. Было бы большим
упрощением считать, как полагали марксисты,
что оно привносится в массы
идеологическими
Политическое
сознание открыто для восприятия
разного опыта, для постоянного
уточнения оценок минувшего и
настоящего, переинтерпретации разнообразных
политических явлений. Однако политическое
сознание не может быть выработано исключительно
«книжным путем», без вступления человека
в реальные политические отношения. Политическое
мышление — не логическая, не умозрительная
форма мышления. Его развитие зависит
не столько от приращения специальных
знаний, сколько от разнообразия форм
политического участия граждан в реальных
процессах политической конкуренции.
Поэтому сужение возможностей для участия
граждан в отправлении власти омертвляет
политическое сознание и одновременно
способствует деградации механизмов власти.
2. Структура
политического сознания
2.1. Характеристика
массового, группового и
С точки
зрения субъекта в мировой политологии
выделяются массовое, групповое и
индивидуальное политическое сознание.
В первом
измерении политическое сознание определяется
как массовое сознание общества по
вопросам, имеющим актуальное политическое
содержание и чреватым определенными
политическими последствиями. В
этом смысле политическое сознание - особый,
политизированный сегмент массового
сознания. Структурно массовое политическое
сознание включает статичные (типа ценностей
и "общих ориентаций") и динамичные
(типа массовых настроений) компоненты.
В конкретном выражении это, во-первых,
уровень ожиданий людей и оценка ими своих
возможностей влиять на политическую
систему в целях реализации имеющихся
ожиданий; во-вторых, социально-политические
ценности, лежащие в основе идеологического
выбора (например, справедливость, демократия,
равенство, стабильность, порядок и т.д.);
в-третьих, быстро меняющиеся мнения и
настроения, связанные с оценками текущего
положения, правительства, лидеров, конкретных
политических акций и т.д. Массовое политическое
сознание определяет тип и уровень политической
культуры общества и обусловливает наиболее
типичные, массовые варианты политического
поведекия. Наиболее распространенный
способ выявления массового политическое
сознание - опросы общественного мнения
по политическим вопросам.
Во втором
измерении политическое сознание рассматривается
как обобщенное сознание конкретных
- больших (социальные классы, национально-этнические
образования, группы и слои населения)
и малых (например, политическая элита,
"правительственная военная
В третьем
измерении политическое сознание трактуется
как свойство и качество личности,
"политического человека", способного
так или иначе воспринимать политику,
более или менее точно ее оценивать и относительно
целеустремленно действовать в политическом
плане. Здесь наиболыпий интерес представляют
субъективно-психологические особенности,
типовые характсристики и структурные
компоненты сознания и поведения человека
в политике как особой сфере деятельности,
а также изучение процессов политической
социализации личности, способов, используемых
индивидом для овладения массовым и разными
групповыми политическими сознаниями,
а также для выработки собственного политического
сознания на индивидуальном уровне. Анализ
механизмов, управляющих функционированием
политического сознания на этом уровне,
позволяет выделить в нем два блока компонентов:
мотивационные (политические потребности,
ценности, установки, чувства и эмоции)
и познавательные (знания, информированность,
интерес к политике, убеждения). Наиболее
распространенный способ выявления такого
политического сознания - личностно-психологическое
исследование, а также выделение социально-политических
типов личности в отношении политического
сознания.
Информация о работе Сущность и структура политического сознания