Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 05:48, контрольная работа
Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.
Культурно-информационные ресурсы - знание и информация, а также способы их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т.д. Через эти институты контролируется формирование общественного мнения. Особенно большое влияние на политическую жизнь имеют СМИ. Кто контролирует СМИ, тот и владеет ресурсами убеждения и внушения.
Административно-правовые ресурсы - система управления, совокупность властных учреждений.
Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, внутренние войска, спецслужбы, суд и прокуратура с их материальными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами).
5.4. Понятие легитимности и принцип разделения властей
Легитимное отношение к правовых норм страны - одно из современных представлений о сущности власти, при которой правовые нормы имеют демократический содержание и вытекают из суверенитета народа как абсолютного первоисточника закона.
Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами.
Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой по крайней мере части населения.
Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основные субъекты:
- население;
- правительство;
- внешнеполитические структуры.
Различные возможности политических субъектов поддерживать определенную систему правления предусматривают различные типы легитимности власти. Самой известной является классификация типов власти, предложенная М. Вебером:
- традиционный, который опирается на веру в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть по этой традиции;
- харизматичный (греч. charisma - милость, благодать, дар Божий, исключительный талант), основанный на вере в сверхъестественное святость, героизм или другие исключительные достоинства обладателя и созданной или полученной им власти;
- рациональный (легальный), который основывается на вере в законность существующего порядка, профессионализм властных структур.
Легитимность имеет свойство менять характер и степень поддержки власти и ее институтов. В связи с этим можно говорить об кризиса легитимности.
Кризис легитимности - снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные изменения их ролей и функций.
В современных условиях общественно-политического развития кризиса легитимности вызванные неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимных формами насилия над людьми, неспособностью правительства адаптироваться к динамического изменения условий общественного развития, разрушением конституционного порядка, разрывом между конституционными нормами и практикой их воплощения, отсутствием серьезных структурных изменений.
Современный российский политолог Александр Соловьев, обобщив теоретический и практический опыт, предложил такие пути и средства выхода из кризисных ситуаций:
- поддержка постоянных контактов с населением;
- проведение разъяснительной работы относительно своих целей;
- усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;
- уравновешенность ветвей власти;
- выполнение правил политической игры без ущемления интересов сил, которые принимают в ней участие;
- организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;
- укрепление демократических ценностей в обществе;
преодоление правового нигилизма населения и т.д.
Доминирующим принципом механизма функционирования государственной власти является принцип, ее разделения. Основоположниками теории разделения властей считают английского философа Д. Локка и французского просветителя, юриста, философа Ш. Монтескье, хотя эту идею высказывал еще древнегреческий историк Полибий.
По этой теории, для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему "сдержек и противовесов" против усиления одной ветви власти, сосредоточение власти в одном центре, злоупотребление ею способствует продуманности, взвешенности, баланса в принятии решений, а значит и действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивидуума, его защиты.
Носителем законодательной власти, как
известно, является высший представительный
государственный орган - парламент; исполнительную
власть осуществляют президент, правительство,
министерства и ведомства, государственно-
Впервые такая система власти была законодательно закреплена в Конституции США (1787). Зафиксирована она была и в Конституции Украинской казацкой республики в 1710 г. (Конституция гетмана П. Орлика). Принцип разделения властей уже закреплен в большинстве конституций стран мира. Утвердился он и в Украине.
Сейчас говорят и о власти средств массовой информации, называя ее "четвертой властью", а также о "власть" общественного мнения и т.д. Французский социолог Г "Роза ветров" - туристическая компания. Арон считает, что власть не является глобальным, единым монолитом, она рассеяно среди многочисленных субъектов, институций. Однако практика знает политические системы, которые функционируют в условиях единства власти. В этих системах власти (преимущественно исполнительная) сосредоточена в одних руках (политической партии, военной элиты и т.д.) и подчиняет себе все остальные ветви, которые действуют формально. Это возможно при тоталитарных или жестких авторитарных режимов (фашистские, напівфашистські, военные диктатуры, абсолютные деспотические монархии и др.).
Существует общественно-политическое течение, которое отрицает любую форму политической, экономической и духовной власти, - анархизм. Он не признает государство как форма организации общества, отстаивает ничем не ограниченную свободу человека как самоцель.
Такие идеи известны еще в политической мысли древнего мира. Первым приступил к анализу политических и экономических форм анархизма в конце XVIII в. английский писатель Уильям Годвин. Как общественно-политическое течение анархизм формировался в 40-70-х годах XIX в. в странах Западной Европы. Ведущие его теоретики П. -Же. Прудон, Г. Штірнер, Г. Бакунин, П. Кропоткин.
Непризнание анархизмом политической власти как важного и необходимого института общественной жизни неизбежно приводит к отрицанию власти в целом и демократических форм ее реализации, в частности. Однако анархизм спродукував и некоторые актуальные даже для настоящего идеи, отрицая деспотизм, культ единоличного правления, подавление личности, отстаивая идеал взаимопомощи и солидарности людей, регулирующие возможности самоорганизации и саморегуляции.
Следовательно, политическая власть, ее механизм должны:
- обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы;
- утверждать право как стержень общественных отношений и самим уметь подчиняться праву;
- выполнять функции развития государства (хозяйственные, культурные, социальные и др.).
Легитимность власти
Дееспособность власти во многом зависит от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение общества к власти, ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитет власти - явления в определенной степени похожи. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности нужно отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальная, потому что он избран в соответствии с законами и в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха легальная, потому что не был нарушен порядок престолонаследия.
Между легитимностью и легальностью может быть противоречия. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обязательств, неудачного экономического курса, который привел к резкому падению уровня жизни, может потерять доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправдана и поддержана народом. История знает много подобных примеров: свержения монархии в ходе буржуазных революций. Нарушив предыдущий правопорядок, новая власть в результате обеспечила себе легитимацию.
Легитимация - это способ или процесс, методом которого власть получает оправдание. Идеальные ssl (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, которые нарушают законы или относятся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Соответственно любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени отвечает его интересам.
Легитимность касается как политического режима, в том числе формы правления, так и конкретных персональных субъектов власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в пределах легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, короли) могут потерять поддержку народа. В условиях демократии это противоречие решается через выборы.
Каким образом власть приобретает легитимности? Здесь следует обратиться к теории легитимности М.Вебера, которая считается классической в политологии. Он выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.
Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:
геронтократия - власть старейшин;
патриархальная - власть племенных вождей;
патримониальная - власть монарха, которая в прошлом находила подкрепление не только в традиции престолонаследия, но и обращалась к религиозной легитимации - монарх как помазанник Божий; напівбожествений образ монарха поддерживался особыми символами: ритуалами, роскошью одежды и трона, специальными изображениями;
султанізм (разновидность го патримониального), где традиции является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом. Такая власть была распространена в древних восточных деспотиях. В России проявлением "восточного деспотизма" стало правления Ивана Грозного;
власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху. Современным проявлением этой власти есть феномен клієнтея (от лат. cliens - послушный) - власть руководителя над группой людей, которые проявляют личную преданность ему в обмен на доступ к каким благ.
Харизматическая легитимность основана на вере в личные качества лидера. В харизматическом лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость, героизм. Харизматическая легитимность строится на эмоциональном заряде, на бездумном доверии вождю. Образцы харизмы М.Вебер видел во Христе, Будде, Магомете. Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. Наполеон, М.ганди, В.ленин, И.сталин, А.гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Особый случай - харизма Папы Римского. Он владеет ею благодаря своему положению (функциональная харизма), потому что является преемником святого Петра, наместника Христа на земле.
Легальная (рациональная) легитимность имеет источник рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, что опирается на конституцию и конкретные правовые нормы. Именно они выступают посредниками между властью и народом, будучи обязательными и для народа, и для руководства. Другим проявлением легальной власти, по мнению М.Вебера, выступает бюрократия, которая становится рациональным в эпоху капитализма. Рационально-бюрократический тип управления предусматривает компетентность, наличие специального образования, подражания в управленческой деятельности установленным правилам.
Другие типы легитимности. Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя некоторые ученые дополняют ее другими типами легитимности. Американский политолог Д.истон выделил идеологическую легитимность, которая опирается на убежденность индивидов в верности тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью (это наиболее эффективный тип легитимности); структурную легитимность, что следует из доверия населения к структур и норм режима (до законов, органов власти); персональную легитимность, что имеет своим источником веру граждан в компетентность лидера, его способность соответствующим образом использовать власть. В условиях демократии подобный тип легитимности проявляется в повторном переизбрании лидеров на выборах. Например, период президентства Клинтона совпал с самой длинной за весь послевоенный период волной экономического роста в США, что ассоциировалось гражданами с успехами деятельности его администрации и повлекло его повторное избрание.
Французский политолог Т.Л.Шабо говорит о возможности демократической (опирается на волеизъявление управляемых), технократической (связана с умением властвовать) и онтологической (соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия) легитимности.
Итальянский социолог и историк Г.Ферреро, характеризуя типы легитимности форм правления, в зависимости от источника происхождения власти выделяет два типа легитимности: монархическую і демократическую.
В реальной практике различные типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга. Например, в обществах, где хранятся элементы патриархальной или підданської культуры, традиции родоплеменных отношений, президенты, которые прошли через процедуру выборов, пытаются заручиться и традиционной легитимностью. Подобное сочетание правовых и традиционных основ власти наблюдается и в прошлых советских республиках СССР, а ныне суверенных государствах Азии. Так, в биографии некоторых президентов включены данные, подчеркивающие их прямое происхождение от правителей или принадлежность к старейших родов, которые традиционно правили здесь до вхождения этих территорий в состав Российской империи. Возможно сочетание харизматической легитимности с легальной. Так, харизма генерала Ш.де Голля, национального героя Франции после избрания его президентом получила подкрепление со стороны авторитета права.