Сущность
политической власти.
1.Социальный
смысл власти.
По своей природе власть –
явление социальное, поскольку возникает
в обществе. Общество без власти
– это хаос, дезорганизация, саморазрушение
социальных связей. Потребность
во властных механизмах обусловлена
рядом причин, и прежде всего
необходимостью придать взаимодействиям
между людьми целесообразность,
разумность, организованность, создав
общие для всех правила поведения.
Кроме того, наличие власти вызвано объективной
потребностью в регуляции социальных
отношений, согласовании и интеграции
многообразия несовпадающих интересов
и потребностей людей. Если бы не власть,
то общество погибло бы под грузом бесконечных
внутренних противоречий и борьбы. Власть
же согласовывает эти несовпадающие интересы,
регулирует взаимоотношения между их
носителями, обеспечивает взаимодействие
социальных субъектов и тем самым предохраняет
общество от анархии и распада.
Однако социальная функция власти
по обеспечению целостности и
упорядочению разнообразных интересов
и отношений между людьми может
достигаться различными способами,
что определяет социальное содержание
власти. Властное начало может
быть конструктивным, созидающим, а
может иметь разрушительные последствия.
Так, властное управление может
осуществляться вопреки интересам
управляемых путем манипулирования массовым
сознанием.
Таким образом, политическая власть
внутренне присуща всякому обществу,
поскольку а) заставляет уважать
существующий политический порядок
и основывающие его правила;
б) защищает общество от его
собственных несовершенств и
слабостей; в) ограничивает внутри
него результаты соперничества
между группами и индивидами,
предохраняя общество от энтропии и
хаоса и обеспечивая внутреннюю кооперацию
и равновесие.
Политическая власть – это особое общественное
отношение, которое проявляется в способности
эффективно воздействовать на людей и
вещи, прибегая к различным средствам
– от убеждения до принуждения. В зависимости
от средств, на которые опирается способность
эффективно воздействовать на людей и
вещи, власть предстает в различных формах.
Формой осуществления власти
является авторитет - способность
субъекта власти оказывать влияние на
объект, других людей в нужном направлении
без принуждения, угрозы санкций. Авторитет
предполагает неформальность влияния
и добровольность подчинения. Он основан
на уважении к носителю авторитета, согласии
выполнять его указания, признании руководимыми
права субъекта авторитета на управление
вследствие обладания им какими-либо выдающимися
качествами: умом, знаниями, опытом, святостью
и т.д.
В противоположность авторитету
господство – это возможность добиться
повиновения со стороны определенной
группы лиц, опираясь на силу, принуждение,
могущество, сакральность и т.д. Господство
представляет собой форму, способ проявления
политической власти. Истинное отношение
господства включает в себя внешнюю или
внутреннюю заинтересованность в том,
чтобы подчиниться: страх подвластного,
внешнюю угрозу и т.д.
Однако внутренняя необходимость
общества во власти не исключает
определения границ и средств
ее осуществления. Власть требует
согласия, общественного признания
и некоторой взаимности. Согласие
общества включает принцип законности
и механизмы, которые сдерживают
злоупотребления власти. Отражением
принципа законности является
легализация – это юридическое
обоснование осуществления власти,
ее норм и законов. Легальность
власти отражается в официальном признании
власти или претензии на ее признание.
В отличие от легальности легитимность
– неофициальное одобрение власти в силу
ее притягательных черт.
Таким образом, власть многолика:
она предстает в различных
проявлениях, в каждом из которых
обнаруживается какая-то одна
ее сторона. Именно поэтому
в объяснении природы власти
и причин ее происхождении
в политической науке существует
несколько подходов – каждый
из них акцентирует внимание
на одной из сторон этого
сложного явления.
2.
Концепции власти
в политической
науке.
Существуют различные подходы
и трактовки к определению
природы власти.
Сторонники первого
подхода (поведенческого) характеризуют
ее как особенную сущность, носителем
которой выступает отдельная личность
и которая выражается в локализованной
энергии, заставляющей других людей повиноваться.
В этом случае власть отождествляется
с вещью (силой), обладание которой дает
право на повелевание. Для придания власти
большей величественности (могущества)
ее рассматривают как божественный дар
и наделяют такими ценностными качествами,
как справедливость, ответственность,
добропорядочность. С точки зрения данного
подхода природа власти объясняется биологическими
и психическими особенностями человека
– ее носителя.
С позиций второго
подхода (социологического) власть трактуется
в терминах социального взаимодействия,
как отношения чего-нибудь или кого-нибудь.
В основе властных отношений лежат отношения
господства и подчинения, складывающиеся
между субъектом властной воли (тем, кто
обладает способностью влиять на другого
и добиваться поставленных целей) и объектом
властного воздействия (тем, кто выстраивает
свое поведение в соответствии с содержанием
властного воздействия).
3.
Источники и ресурсы
власти
Власть как способность и возможность
проводить свою волю даже вопреки
сопротивлению других основа
на использовании различных методов
и средств, к которым относятся
влияние, авторитет, закон, прямое
насилие и т.д. С их помощью власть оказывает
воздействие на личность, группы, общество
в целом и достигает поставленных целей.
В политической науке существует
мнение, согласно которому источники
(или основания) власти – это реальные
источники властвования, которые используются
для эффективного воздействия на объекты
власти (людей и вещи), а ресурсы –
это потенциальные возможности и средства,
которые могут быть использованы.
Совокупность средств и методов,
применение которых обеспечивает
возможность субъекту власти
осуществлять влияние на объект,
называется ресурсами
власти.
По мере развития человеческого
общества ресурсы властвования
изменялись. В примитивных обществах власть
опиралась в основном на авторитет правителя
(вождя, военачальника и т.д.). Изменение
характера отношений между людьми, переход
от кровнородственных к имущественным
отношениям привели к смене ресурсов власти,
которыми стали богатство и сила. Поведение
подданных все более основывалось на страхе
перед властью, на вере в ее справедливость
и божественный характер, на традиции,
привычке подчиняться ей. В тот период
власть отождествлялась с господством.
В индустриальных обществах преобладающим
ресурсом властвования становится
организация: бюрократия, партии, движения.
В современных обществах властные
отношения все больше зависят
от того, кто обладает информацией,
которая, при сохранении роли других ресурсов,
становится важнейшим средством властвования.
Отсутствие информации вызывает у человека
ощущения страха, дискомфорта, желание
подчиняться. Информация способна создавать
желательные властям настроения и убеждения
у населения, для чего создана разветвленная
система манипулирования общественным
сознанием.
Классификация (типология) ресурсов
властвования может осуществляться
по различным основаниям (критериям).
Одна из наиболее ранних и
общераспространенных систем типологий
– антропологическая. В ней типы
властвования различаются устойчивыми
мотивами, которые лежат в основе поведения
субъекта и объекта власти. По Конфуцию,
ресурсами власти правителя являются
его личный пример и следование моральным
принципам – справедливости, гуманности,
заботе о благе народа, чувству долга,
мудрости. Поданные должны уважать правителя
и выполнять свои обязанности.
Н. Макиавелли положил в основу классификации
типов властвования иные мотивы человеческого
поведения – любовь и страх. Тот, кого
боятся, способен управлять так же легко,
как и тот, кто любим. Помимо страха и любви
в качестве ресурса власти Н. Макиавелли
рассматривал человеческие страсти и
пороки ( лживость, боязливость, алчность).
Антропологический принцип использовался
и в более поздних классификациях,
однако в них к страху, на
котором власть всегда держалась
прежде, добавились убеждение (особенно
в период развития средств
массовой информации) и интерес.
Ресурс убеждения может использоваться
в качестве источника власти
как в демократических обществах
(на основе свободного выбора
самим индивидом политических
предпочтений и ценностей), так
и в тоталитарных системах (с
помощью идеологической обработки
населения и контроля за информацией).
Ресурс интереса является основой взаимоотношений
власти и индивида в демократических системах
с развитым гражданским обществом, где
политика лишена какой-либо таинственности
и выступает как своеобразная сфера купли
и продажи: политики покупают избирателей
обещаниями в обмен на их голоса, а избиратели
голосуют за тех, кто реально может удовлетворить
их материальные интересы, то есть имеет
место обмен ресурсами.
Естественно, ресурсы различаются
своей эффективностью, циклом действия.
Использование тех или иных
ресурсов зависит от ряда факторов,
например, от типа режима. Так,
в тоталитарных режимах власть
опирается на ресурсы страха
и убеждения. Причем оба ресурса органично
дополняют друг друга: ведь страх является
не только результатом принуждения, насилия,
но и следствием активной идеологической
обработки, воздействующей на чувства
(национальные, религиозные) граждан. Убеждения
формируются не только посредством добровольного
принятия образа будущего как желаемого,
но и с помощью политического террора,
тотального контроля за личностью, за
информацией.
Одна из наиболее современных
типологий ресурсов власти, в
которой используются смешанные
критерии, представлена американским
социологом О. Тоффлером. Он заметил
значительные изменения в системе ресурсов
власти современного общества. В истории
человечества власть, по О. Тоффлеру, опиралась
на три ресурса – силу, богатство и знания.
Данные факторы взаимосвязаны и направлены
на поддержание власти и порядка на любом
уровне социальной жизни: как на уровне
повседневных взаимодействий человека,
так и в отношениях с государственной
властью.
В зависимости от того, какому
ресурсу отдается предпочтение,
могут устанавливаться различные
типы властвования. Если власть
основана на силе, она представляет
собой тип властвования низкого
качества. Власть среднего качества
связана с богатством. Наконец,
власть высшего качества основана
на знаниях. Определяющей тенденцией мирового
развития является переход от типа властвования
низшего качества, основанного на силе,
к власти высшего качества. Решающим ресурсом
власти является знание. Массовое развитие
и использование информационной техники,
способной хранить, перерабатывать и передавать
знания, делают ненужными огромный штат
управленцев-бюрократов, необходимый
для контроля и обработки этой информации.
Таким образом, современное общество,
по мнению О. Тоффлера, развивается в направлении
«антибюрократических форм власти».
4.
Принципы, формы и
методы властвования.
Сила власти зависит от степени ее социальной
организованности. Политическая власть
осуществляется специфическими методами,
с помощью особых механизмов; она организована
и функционирует на основе определенных
принципов. Наиболее высокой степенью
социальной организованности среди субъектов
политики обладает государство, влияние
которого обусловлено наличием мощного
аппарата, разветвленной системы органов
и широкого спектра ресурсов.
Функционирование политической
власти осуществляется на базе
общепризнанных принципов суверенитета
и легитимности. Эти принципы характеризуют
политическую власть с разных сторон:
во-первых, выделения внутри нее главного
звена – государства и, во-вторых, определения
правомерности использования тех или
иных средств, включая принуждение, при
достижении политических целей.
Принцип суверенитета означает верховенство
и независимость государственной власти.
Верховенство государственной власти
представляет собой исключительное право
государства устанавливать в обществе
единый правопорядок, определять статус
государственных органов, наделять правами
и обязанностями граждан, использовать
насилие. Средоточие политической власти
у государства означает также его верховенство
по сравнению с другими политическими
институтами: политическими партиями,
движениями и т.д. Независимость государственной
власти выражена в ее самостоятельности
и равноправии в отношениях с другими
государствами.
Суверенитет и независимость
государственной власти не ведут
к ее бесконтрольности со стороны общества.
Развитие гражданского общества потребовало
ограничения суверенитета в рамках закона,
чтобы власть не была выше закона. В силу
этого принцип суверенитета предполагает
наличие сильной государственной власти,
действующей строго в рамках закона.