Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:51, контрольная работа
Государственный суверенитет (от французского souverainete — верховная власть) — это важнейшее неотъемлемое свойство государства, выражающее верховенство, независимость, полноту, исключительность и единство государственной власти данной страны.
Государственный суверенитет — неотъемлемое свойство государства, источником и основой которого является волеизъявление народа страны, его власть, его суверенитет. «Фундаментом государственного строя является народный суверенитет», — говорится в Конституции Греции. В Конституции Италии подчеркивается, что «суверенитет принадлежит народу», а в Основном законе ФРГ, что «вся государственная власть исходит от народа». В связи с этим важно разграничить государственный суверенитет и народный суверенитет, видеть как их взаимосвязь, так и отличие
В свою очередь Г.Еллинек впервые обосновал концепцию «несуверенного государства», утверждая, что государство является таковым в силу наличия у него властной инфраструктуры (своих органов власти, полиции, судов, налогов), а суверенитет представляется необязательным признаком государства. С этим, безусловно, нельзя согласиться, поскольку суверенитет как признак государства является не просто атрибутом, а имеет содержание, выражающееся в верховенстве и независимости государственной власти.
В рассуждениях же подавляющего большинства русских юристов конца XІX - начала XX в.в. о государственном суверенитете (В.А. Незабитовским и О.А. Эйхельманом использовались также термины «державность» и «верховенство», однако с точки зрения права как державность, так и суверенитет есть независимость государственной власти от других государств в ее действиях как внутри государства, так и во внешних сношениях. В той или иной форме красной нитью проходит идея о соотношении суверенитета и международного права, о том, что эти два понятия не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют и раскрывают друг друга. Русская ученая мысль того времени, за редким исключением, считала, что государственный суверенитет не есть какое-то абсолютное полновластие в международных отношениях, а власть государства, на международной арене испытывающая определенные ограничения, связанные со взятыми им на себя международными обязательствами и нормами международного права. Этим русская наука международного права конца XІX - начала XX в. отличалась от германской науки того времени, в которой концепции абсолютного суверенитета, доходившие порой до отрицания международного права, получили широкое распространение. Так, в русской правовой литературе рассматриваемого периода О.А. Эйхельман отстаивал точку зрения, что право суверенитета заключает в себе полную державность, неограниченную власть и единодержавие политической организации в стране. Юридически суверенитету не указываются никакие границы и пределы его воли и власти. В работе «Введение в систему международного права» О.А. Эйхельман пишет, что суверенитет есть политическое господство и что к этому началу сводятся все отношения государственной власти к лицам и предметам, включая государственную территорию. Суверенитет данного государства есть, в отношении к другим суверенитетам, исключительная государственная власть на известном пространстве земной поверхности - территории.
Такие русские авторы, как В.П. Даневский, И.В. Гессен, П.Е. Казанский, Ф.Ф. Кокошкин, Ф.Ф. Мартенс, А.Н. Стоянов, А.А. Треплин, в свою очередь утверждали, что если внутри государства можно говорить о неограниченном суверенитете, то в международных отношениях суверенитет не является абсолютным, а имеет свои пределы в суверенитете других государств и в международно-правовых нормах, регулирующих общение суверенных государств. Отстаивая принцип государственного суверенитета, русские юристы неизменно подчеркивали его связанность уважением к международному праву и международным обязательствам. Особенно решительно против идеи абсолютного суверенитета в международных отношениях справедливо выступал Л.А. Камаровский, по определению которого под суверенитетом следует разуметь юридический принцип самостоятельности и независимости государств как в их внутренней, так и в их внешней жизни… По Камаровскому из суверенитета вытекает право на государственную форму, на законодательство и управление, на дипломатическое представительство, право войны и мира; сюда же он включает право на самосохранение, на развитие, на равенство.
Имеются специальные работы того времени, посвященные суверенитету - это монографии С.И. Живаго, Б.Е. Нольде, Н.И. Палиенко, а также статьи С.К. Саблера и С.А. Корфа, которые указывают на то, что суверенитет применяется только в пределах государства, а в международных отношениях, где государства коллективно признают обязательность международно-правовых норм и действуют по согласованию с ними, они не упражняют прав суверенитета.
Советская наука также уделяла достаточно много внимания проблеме суверенитета. В силу особенностей советского федерализма, претендующего на разрешение национального вопроса, приоритет получили работы сравнительного характера. Среди них следует выделить труды Г.Б. Анабекова, Г.А. Асабекова, Г.В. Атаманчука, С.П. Вихарева, М.С. Джунусова, В.А. Дорогина, Е.А. Коровина, Н.А. Ушакова и других. Так, Е.А. Коровин давал свое определение суверенитета как независимости и самостоятельности государства во внутренних его делах и во внешних сношениях, которое хотя и нуждается в детализации, тем не менее является весьма характерным для своего времени.
Н.А. Ушаков справедливо указывает
на необходимость взаимного
Безусловно, такое ограничение государственной власти не носит юридического характера. При этом также следует учитывать, что в условиях демократической государственности власть государства может быть ограничена непосредственным властным велением народа, однако власть народа не следует рассматривать как другую высшую власть, ибо она представляет, по сути, ту же власть, но рассмотренную в ином ракурсе. К тому же суверенитет вряд ли можно свести к совокупности властных полномочий и на основании их анализа выделить этот феномен. Независимость же государства в международно-правовых отношениях проявляется в двух моментах. Во-первых, в отсутствии надгосударственной власти, предписывающей государству обязательные правила поведения в международных отношениях, т.е. в необходимости согласия государства для принятия на себя международно-правовых обязательств. Во-вторых, в равноправии государств как субъектов международного права. Иначе говоря, независимость суверенного государства на международной арене тесно связана с его обязанностью соблюдать независимость всех иных государств.
Список использованной литературы: