Таким образом, по принципу
разделения предметов ведения
к ведению Российской Федерации
отнесено лишь то, что необходимо
и вместе с тем достаточно
для защиты суверенитета и
верховенства России, обеспечения
целостности и неприкосновенности
ее территории.
Президент России, будучи главой государства,
наделяется Основным Законом страны полномочиями
«по охране суверенитета Российской Федерации,
ее независимости и государственной целостности»
(ст. 80 Конституции РФ).
Вступая
в должность, в своей торжественной
присяге Президент РФ клянется
«защищать суверенитет и независимость,
безопасность и целостность государства»
(ч.1 ст. 82 Конституции РФ). Именно Президент
РФ, согласно Конституции РФ определяет
основные направления внутренней и
внешней политики России, делая это
в соответствии с Конституцией РФ
и федеральными законами (ч.3 ст.80). Именно
Президент РФ осуществляет руководство
внешней политикой России (п. «а»
ст. 86). В сфере оборонной политики
государства Президент России является
верховным главнокомандующим Вооруженными
силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87),
формирует и возглавляет Совет
Безопасности Российской Федерации (п.
«з» ст. 83). В случае агрессии против
России, или непосредственной угрозы
агрессии Президент РФ вводит на территорию
страны или в отдельных ее местностях
военное положение, незамедлительно
сообщая об этом палатам Федерального
собрания (ч. 2 ст. 87).
Что касается кадровых вопросов,
в целях обеспечения контроля
за деятельностью государственного
аппарата, как одного из направлений
реализации государственного суверенитета,
Президент России согласно Конституции
РФ по предложению Председателя
Правительства России назначает
на должность и освобождает
от должности федеральных министров
(п. «д» ст. 83). Как верховный
главнокомандующий Вооруженными
силами РФ Президент РФ самостоятельно
назначает и освобождает от
должности высшее командование
Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 83).
Правовая основа государственного
суверенитета обеспечивается (представительными)
органами государственной власти
посредством создания принятия
законов, раскрывающих сущность
и направление государственного
суверенитета.
Согласно Конституции РФ таким
органом в России является
Федеративное Собрание
Российской Федерации, состоящее из
двух палат – Совета Федерации и Государственной
Думы.
В законодательной области в
целях обеспечения верховенства
государственного закона на всей
территории России, Федеральное
Собрание Российской Федерации
Конституцией РФ наделено правом
законодательной инициативы (ч. 1 ст.
104), правом принятия законов. Согласно
ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы
принимаются Государственной Думой и
передаются на рассмотрения Совета Федерации.
В сфере защиты единой экономической
системы России, как суверенного
государства Федеральное Собрание
наделено правом принятия государственного
бюджета страны. Так, в соответствии
со ст. 106 Конституции РФ принятые
Государственной Думой федеральные
законы по вопросам федерального
бюджета, финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии и подлежат
обязательному рассмотрению в
Совете Федерации. «Для осуществления
контроля за исполнением федерального
бюджета Совет Федерации и
Государственная Дума образуют
Счетную палату, состав и порядок
деятельности которой определяются
федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции
РФ).
В целях обеспечения территориальной
целостности и неприкосновенности,
как одного из направления
осуществления государственного
суверенитета Федеральное Собрание
наделено полномочиями в сфере
обороны и безопасности страны.
Так, к ведению Совета Федерации
относятся утверждение Указа
Президента РФ о введении чрезвычайного
положения (п. «б» ст. 102 Конституции
РФ), обязательному рассмотрению
в Совете Федерации подлежат
принятые Государственной Думой
федеральные законы по вопросам
статуса и защиты государственной
границы, войны и мира (ст. 106 Конституции
РФ).
Кроме того, в целях защиты
государственного суверенитета
России Федеральное Собрание
РФ осуществляет деятельность
по обеспечению нормального функционирования
системы налогов и финансов, нормального
функционирования аппарата управления.
В этой связи, Конституцией
РФ к компетенции Федерального
Собрания отнесено принятие федеральных
законов по вопросам федеральных
налогов и сборов. Федеральное
Собрание наделено правом принятия
на должность и освобождения
от должности лиц высших органов
государственной власти (судей Конституционного
суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего
арбитражного Суда РФ, Генерального
прокурора РФ и др. лиц согласно
Конституции РФ). К ведению Государственной
Думы относится дача согласия
Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ (п.п.
«а» п. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Если Президент России как
глава государства в целях
защиты государственного суверенитета
осуществляет руководство внутренней
и внешней политикой, Правительство
Российской Федерации в пределах
своих полномочий через систему органов
управления на местах организует реализацию
внутренней и внешней политики государства,
организует исполнение федеральных законов
на всей территории России. Обеспечивая
защиту единой экономической системы
страны Правительство РФ осуществляет
управление федеральной собственностью
(п. «г» ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения
территориальной целостности и неприкосновенности
осуществляет меры по обеспечению обороны
страны, государственной безопасности,
реализации внешней политики РФ (п. «д»
ст. 114 Конституции РФ).
Защита Российской Федерации
и ее государственного
суверенитета осуществляется в различных
формах: военной, дипломатической, государственными
органами власти и управления, в результате
осуществления своих полномочий, предоставленных
им Основным Законом России и федеральными
законами, правоохранительными органами.
Военная форма защиты государственного
суверенитета России осуществляется
Вооруженными Силами Российской
Федерации.
Остановимся подробнее на данной
форме защиты суверенитета России.
Военная форма защиты, на мой
взгляд, в настоящее время является
наиболее актуальной для Российской
Федерации и носит злободневный
характер. Согласно п.3 ст.4 Конституции
РФ Российская Федерация, как
суверенное государство, гарантирует
обеспечение целостности и неприкосновенности
своей территории.
Территориальная целостность и
неприкосновенность территории
России обеспечивается Вооруженными
Силами Российской Федерации,
задачей которых является оборона
страны от возможной внешней
агрессии, защита суверенитета государства.
В данном случае следует
отметить тот факт, что после
распада СССР, произошли значительные
изменения в системе вооруженных
сил. Создание суверенных государств,
составлявших ранее единое союзное
государство привело практически
к разрушению Вооруженных Сил
Российской Федерации, в результате
чего значительно ослабла военная
защита государственного суверенитета
России.
Сложилась парадоксальная
ситуация: государства, входившие в состав
великой Федерации, абсолютно надежно
защищавшей их государственную независимость,
в результате борьбы за создание своего
собственного суверенитета вне этой Федерации
оказались совершенно безоружными, неспособными
защитить свой государственный суверенитет
в случае агрессии против каждого из них.
Вся система военных округов,
создававшихся не по количеству
союзных республик, а по стратегическим
направлениям с учетом территориального
начала, обеспечивающего мобилизационные
возможности, была полностью разрушена.
А ведь именно военные округа
являлись надежной основой обороны
всей страны. Семь военных округов,
в том числе три на Украине,
по одному в Белоруссии, Прибалтике,
Закавказье и Средней Азии, с
распадом СССР одновременно прекратили
свое существование. Вместе с
потерей Прибалтийского военного
округа были утрачены и базы
Балтийского флота.
Основу основ обороны составляли
Ракетные войска стратегического
назначения (РВСН). В результате распада
СССР ракетные соединения и
части оказались на территории
четырех республик: России, Украины,
Белоруссии и Казахстана. Как
заявил на процессе по "делу
ГКЧП" бывший министр обороны СССР
маршал Советского Союза Д. Язов ", нарушилось
централизованное управление войсками,
практически вся система командных пунктов
перестала действовать. Средства разведки
и дальнего обнаружения также оказались
разобщенными". Даже ракетные армии
оказались разделенными - в России и Казахстане.
Разобщение распространилось и на все
сопутствующие ракетным войскам службы.
Все это "практически делало РВСН или
мало, или почти неспособными нанести
ответно - встречный удар. Гарантированность
терялась".
Кроме того в настоящее время
Украиной перед Россией поставлен
вопрос разделении Черноморского
флота. Между тем широко известно,
что Черноморский флот только
как единый организм может
представлять собой могучий инструмент
защиты государственного суверенитета
не только России и Украины,
но и других государств бывшего
союза.
В этих условиях особую тревогу
вызывает состояние военной промышленности
России. Объем производства вооружений
и военной техники за три
последних года снизился на 78
%, оборонные заказы военно-промышленному
комплексу сокращены на 80 %. Но
еще более удручающим и совершенно
недопустимым является предполагаемое
сокращение военного производства
в России, в особенности по
сравнению с США. Если в Соединенных
Штатах Америки военное производство
ежегодно уменьшается на
5 %, то
у нас на ближайшие пять
лет намечено сократить его
в пять раз. Другими словами,
это означает, что интенсивность
сокращения военного производства
в России в 20 раз выше, чем
в США.
Важным шагом вперед в деле
защиты государственного суверенитета
России является решение вопроса
о Байконуре, В результате которого,
Россия арендует у Казахстана
космодром и город Ленинск
на 20 лет, с пролонгацией данного
соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено
пребывание на космодроме российских
граждан, а также его обслуживание
военнослужащими Военно-космических
сил (ВКС) России.
Решение вопроса о Байконуре
- это, пожалуй на данном
этапе
один
из самых позитивных моментов военной
формы защиты государственного суверенитета
Российской Федерации.
Дипломатическая форма защиты
государственного суверенитета
Российской Федерации осуществляется
Президентом и
Правительством
России, которые Конституцией РФ и
федеральными законами наделяются широкими
полномочиями в сфере международных
отношений. Именно Президент РФ представляет
Россию как суверенное государство
в международных отношениях (ч. 4
ст.80 Конституции РФ).
В целях защиты и сохранения
государственного суверенитета
России для обеспечения реализации
функций Президента по управлению
государством, формированию внутренней,
внешней и военной политики
в области безопасности. Указом
Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г.
был образован Совет безопасности
РФ.
В 1992 году также был принят
Закон РФ «О безопасности»,
который гласит: «Безопасность
государства достигается проведением
единой государственной политики
в области обеспечения безопасности,
системой мер экономического, политического,
организационного и иного характера,
адекватных угрозам жизненно
важным интересам личности общества
и государства.»
Важная роль в охране государственного
суверенитета России отводится
правоохранительным органам. Именно
на правоохранительные органы
государством возложены полномочия
по применению специальных средств
воздействия в случае неисполнения
актов государственной власти
и управления: «Судебная власть
– возможность и способность,
занимающего особое положение
в государственном аппарате органа
(суда) воздействовать на поведение
людей и социальные процессы».