Технология власти Н. Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:13, реферат

Описание

Целью работы является рассмотрение технологии власти Н. Макиавелли. Для реализации этой цели в реферате были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть философию власти Н. Макиавелли.
2. Исследовать учение Н. Макиавелли.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 39.27 Кб (Скачать документ)

Введение

    Со  времен  существования  организованного  общества  многие   пытались

давать  те  или  иные  определения  обществу,  власти,  виду  управления   и подчинения и основным процессам, протекающим  в  жизни  государства.  Многие века человечество изменялось: менялась  жизнь,  общество,  представления  об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и  действий,  о  власти немногих и большинства, о  том,  кто  должен  править,  а  кто  подчиняться. Эволюция политической мысли принимала  различные  формы  и  виды.  Строились новые  теории  и  исчезали  старые,  не   отвечающие   существующим   нормам политического  права;  защищались  или  отрицались  мнения   и   утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в  безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти  за  долгое  время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб  и  ошибок,  на практике показав все свои плохие и хорошие  стороны,  полезные  и  абсолютно ненужные качества.

          В  древней  Греции,   где   полис   стал   основой   общества,   осью государственности,  Аристотель  и  Платон  –  проповедники   демократической

мысли, считали демократию лучшей из форм правления, предоставляющую  свободу людям самим устраивать  жизнь.  Руссо  развил  эту  теорию,  расширив  рамки определения  представительной  демократии,  снова   отдавая   исполнительную власть в руки монарха либо ограниченному кругу лиц. Правление  народом,  как основы существования государства, признавали все политики и  государственные деятели прошлого и в некоторой, гораздо  более  мягкой  степени,  настоящего времени.  Неуправляемая  толпа  –  самый  главный  враг  государства.   Даже анархистское общество не способно появиться  и   просуществовать  достаточно долго без  оформления  лидера  и  некой  власти,  которой  рано  или  поздно придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь  иначе все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним  из  первых, рассмотревших этот вопрос с научной  точки  зрения,  применив  свой  опыт  и практические знания  всей  истории  существования  государств,  был  Никколо Макиавелли.

           Его  труды  по-разному  оценивались  современниками  и  исследователями нашего времени, но за пять веков они отнюдь не потеряли интереса  к  себе  и не утратили актуальности. Управлять  ли  государством  с  позиции  силы  или использовать более либеральные подходы, как вести себя во внешней  политике, общаясь с соседними государствами, как устраивать армию и казначейство,  как процветать и добиваться могущества во всех сферах  деятельности  –  все  эти аспекты  чрезвычайно  подробно  рассматривал  и  указывал  в  своих  работах Макиавелли.  В  современном  мире  эти  вопросы,  безусловно,   уже   хорошо проработаны  и  имеют  вид  вполне  определенный   с   позиций   устоявшихся политических норм. Однако  для  того  чтобы  понять,  что  есть  государство теперь и каким оно было, какие  эволюционные  ступени  госаппарата  оставили четкие  следы  в  устройстве  современных  государств,  нужно  знать   труды

Макиавелли.

     Целью работы является рассмотрение технологии власти Н. Макиавелли. Для реализации этой цели в реферате были поставлены следующие задачи:

     1. Рассмотреть философию власти  Н. Макиавелли. 

     2. Исследовать учение Н. Макиавелли.

           Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка           использованной литературы.

     В первой главе рассматривается биография  и философия Н. Макивелли, показано содержание лидерства и власти по Макиавелли. Во второй главе раскрывается вопрос о государстве и политике, суть учения Н. Макиавелли, макиавеллизм, политическая мысль после Макиавелли.

                При написании данного реферата было использовано множество источников, включая ряд книг, учебников. Полный перечень литературы приведен в конце реферата. 

1. Философия власти  Н. Макиавелли

1.1. Биография и философия  Н. Макиавелли

      Никколо Макиавелли (родился 3 мая 1469 — умер 21 июня 1527) — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря).  Никколо Макиавелли родился в деревне Сан Кашано рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеа ди Стефано Нели. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли родился в шумную эру, в которую Римский папа мог вести армии, и богатые города — государства Италии падали один за другим в руки иностранной Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянной перемены союзов, наёмников, переходивших на сторону соперников без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в течение этого беспорядочного переворота было падение Рима в 1527 году. Богатые города, типа Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён германской армией.

      В 1494 году Флоренция восстановила Республику и удалила семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол в 1498 году. Маккиавелли был помещён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. C 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

      В 1503—1506 гг, Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Макиавелли, игравший существенную роль в правительстве республики, оказался в опале, в 1513 он был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant`Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. Макиавелли умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.

     Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Князь», опубликован в 1532 году). Автор военно-теоретических трудов. Типичный представитель гуманизма — светского мировоззрения эпохи Возрождения.

     Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Впрочем, такие представления скорее следует отнести к исторически сформировавшемуся имиджу Макиавелли, чем к объективной реальности. Возможно, на упомянутый имидж повлиял прямой, честный подход, способность Макиавелли называть вещи своими именами, а также восприятие современников, рассматривавших его труды через призму собственных религиозных, идеалистических представлений, и приближающиеся эпохи сентиментализма и романтизма. В 21 веке труды Макиавелли едва ли покажутся циничнее любой газетной статьи. Кроме того, здесь следует учитывать человеческую психологию: люди умные внушают страх из-за своей непонятности, поэтому современные политики, работая над своим имиджем, стараются предстать понятными массам (5, с.52-58).

     Жизнь и деятельность Макиавелли относятся  к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить феодалов своего округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы итальянских городов. Раздробленная Италия подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска.

     Сочинениями Макиавелли положено начало элитико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое умение основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта  государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем. "Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, — пояснял Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты" (2,С.25).

         Труды Макиавелли считают освобождающими политику от принципов морали, хотя скорее он предстает бесстрастным советником вождей общества. Благодаря упомянутому представлению, именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали.

     Рассматривая  политику применительно к конкретному  обществу, Макиавелли отмечает большое  влияние на неё борьбы противоположных  классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти. 

1.2. Содержание лидерства  и власти по  Макиавелли

     Н. Макиавелли перенес проблему политического  лидерства из области воображаемого  и должного в плоскость реальной жизни. В работах "Государь" и "Размышления  о первой декаде Тита Ливия" он определил  природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и  его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на власть. Обладание властью связано, прежде всего, с получением богатства  и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует  наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными  средствами. Правитель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения  подчиненных. Сила бывает на его стороне  тогда, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства  и недостатки.

     Макиавелли  сделал вывод, что в основе поведения  людей лежат два мотива - страх  и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь. При  осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни  это почти недостижимо, и для  личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы это не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.

           Помимо этих двух мотивов поведением людей правит честолюбие. Оно присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно более честолюбив а, следовательно, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково.

     Технология  стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, заключается в умелом сочетании  средств поощрения и наказания, иначе говоря, использование «политики  кнута и пряника». Лидер, который  стремится к абсолютной власти, должен держать своих подданных в  таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения  должны цениться только тогда, когда  они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они  редки и раздаются «малыми  дозами». Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять сразу  и в «больших дозах». Единовременная жестокость переносится с меньшим  раздражением, нежели растянутая во времени (6,С.293).

     Н. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия «правитель - подданные». Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и  качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами. Прямодушен, хитер или  талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.

2. Учение Н. Макиавелли

2.1. Государство и политика

     Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для  того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства  и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.

Информация о работе Технология власти Н. Макиавелли