Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:49, контрольная работа
Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда «ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно «затемнить» и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.» Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.
Введение………………………………………..…………………………….…3
Понятие «политическая система общества», ее структура и функции ………………………………………………………………………….4
Типология политических систем……………………………….…..10
Параметры различия современной политической системы России и бывшей советской (образца 60-80г. ХХ века)……………………14
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………..18
Наконец, для того чтобы успешно выполнять свои общественные функции, политическая система должна заниматься рекрутированием политической элиты т. е. подбором и подготовкой людей для работы в органах власти, для исполнения политических ролей, и политической социализации – т. е. стремиться к тому, чтобы граждане усваивали определенные нормы, образцы поведении, благоприятные для функционирования политической системы. Разумеется, осуществление всех названных функций предполагает еще одну: передачу информации между правителями и управляемыми, а также между элементами политической системы.
Подробным
анализом функций политической системы
занимались представители структурно-
Во взаимоотношении со средой политическая система должна проявить четыре главные способности:
а)
регулирующую (управление поведением
индивидов и групп путем
б)
экстракционную (способность системы
черпать из внешней или внутренней
среды экономические и
в) дистрибутивную (распределение
благ, услуг, привилегий группам
или отдельным лицам,
г) реагирующую (способность
II.
Типология политических
систем
В
современном мире существуют многообразные
политические системы. В зависимости
от различных критериев
Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.1
Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:
- либеральные демократии,
- коммунистические (авторитарно-радикальные),
- традиционные,
- популистские,
- авторитарно-консервативные.
С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:
- примитивные системы,
- патримониальные империи,
- кочевые или завоевательные империи,
- феодальные системы,
- централизованные бюрократические империи,
- современные системы.
Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:
- тоталитарную,
- авторитарную,
- демократическую.
Вопрос типологии политических систем изучается разными исследователями и, имеется столько же вариаций типологии, сколько исследователей. И каждое из них имеет свое место и ценность в науке, и заслуживает пристального изучения. Но учитывая, что невозможно осветить данный вопрос в желаемых объемах, в рамках одной курсовой работы, считаем возможным, резюмировать известные нам классификацию политических систем.
1. Типология, исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.
Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.
2. Типология по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
Черты тоталитарной политической системы:
−
отрицание или значительное ограничение
прав и свобод личности, установление
жесткого контроля государства над
всеми сторонами жизни
− ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
−
радикальное ограничение
Черты авторитарной политической системы:
− использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;
− ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
− централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
− сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.
Черты демократической системы:
− правление большинства;
− свобода критики и оппозиции правительству;
− защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;
− право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.
3. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем. Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов.
По господствующим способам управления и разрешения политических противоречии системы подразделяют на:
командную (ориентированную на использование принудительных методов управления),
соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и
социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).
В
свете исторического опыта
III.
Параметры различия
современной политической
системы России и бывшей
советской (образца 60-80г.
ХХ века)
Политическая система современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны. В практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается, как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» (образца 60х – 80х годов) периода.
Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой России времен Советского Союза, можно выделить следующие ее особенности.
Во-первых,
переходный характер политической системы
и самого общества от одного типа, социалистического,
к другому –
Во-вторых, выделение, по крайней мере – официально, формально-юридически, в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется. Однако оно, тем не менее, имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.
В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий.
В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепляет также, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
В-пятых,
наличие в структуре
Наряду с названными особенностями политической системы современного российского общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят в сущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.
Относительно сегодняшней ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, что политическая ситуация улучшается и способствует развитию России. Другие считают, что Россия находится в кризисной ситуации.