Тенденции развития государственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:02, контрольная работа

Описание

Если обратиться к истории развития государства как такового, то особенности его формирования и функционирования в России становятся более чем очевидными.
Как известно, родоначальником современной теории государства принято считать Т. Гоббса. Отрекаясь от утверждения Аристотеля о том, что человек от рождения есть существо политическое, т.е. по природе своей склонное к жизни в обществе, Гоббс разделяет философскую позицию Макиавелли, который первым акцентировал негативные стороны натуры человека, влекомого, по его мнению, в своих социальных поступках страстями, эгоизмом, честолюбием и выгодой.

Содержание

1. Тенденции развития государственности в России 2
2. Перечислите функции политических лидеров. Какие из них наиболее ярко выражены у российского президента? 17
3. Какие преимущества имеют граждане государства по сравнению с лицами без гражданства? 20
4. Объясните, как вы понимаете термин «суверенитет политической власти», «легитимность политической власти»? 22
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 58.55 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

1. Тенденции развития государственности в России 2

2. Перечислите функции политических лидеров. Какие из них наиболее ярко выражены у российского президента? 17

3. Какие преимущества имеют граждане государства по сравнению с лицами без гражданства? 20

4. Объясните, как вы понимаете термин «суверенитет политической власти», «легитимность политической власти»? 22

Список литературы 25

 

 

  1. Тенденции развития государственности в России

Если обратиться к истории  развития государства как такового, то особенности его  формирования и функционирования в России становятся более чем очевидными.

Как известно, родоначальником  современной теории государства  принято считать Т. Гоббса. Отрекаясь  от утверждения Аристотеля о том, что человек от рождения есть существо политическое, т.е. по природе своей  склонное к жизни в обществе, Гоббс  разделяет философскую позицию  Макиавелли, который первым акцентировал негативные стороны натуры человека, влекомого, по его мнению, в своих социальных поступках страстями, эгоизмом, честолюбием и выгодой.

Центральным понятием, лежащим  в основе аргументации о необходимости  существования государства, становится у него власть или могущество, которое  может быть двоякого рода — природное или инструментальное. По его мнению, человеческая природа с наибольшей полнотой проявляется в  естественном состоянии, догосударственном, не подверженном давлению морали и законов. (Или: когда роль государства сводится к минимуму.)

Если рассматривать особенности  российской государственности, то важнейшей  из них на протяжении многих веков  является централизм. Это — стержень, который обеспечивает консолидацию России как единого национально- государственного образования, задает системный строй, обусловленный  особенностями географической среды, климата, природы, истории. Согласно концепции русского философа К. Леонтьева идея централизации для такой страны, как Россия, при ее огромных, необъятных пространствах, многонациональном составе, неодинаковых по климатических и прочим условиям регионов — по сути, единственный способ существования. «Без признания идеи централизации нет лояльности русской государственности… Эта идея и сама по себе… спасительная для России, ею страна держится тысячелетия» [2,218].

Государственность - свойство государственной (политической) власти национально-территориального образования, выражающее реальную или потенциальную  способность воплощать и защищать суверенитет нации или иного  этноса в той или иной форме. Государственность - более широкое понятие, нежели государство. Так, автономные области и округа не являются государствами, но обычно рассматриваются как своеобразные виды, формы государственности, ибо  они выражают суверенитет соответствующего этноса и в определенных условиях могут превращаться в национальное государство. Создание государственности  направлено на удовлетворение естественной потребности этносов использовать политическую власть и ее средства для своей консолидации, защиты и  развития своего языка и культуры, своей самобытности, интересов и  ценностей. Не случайно образование  государственности было и в какой-то мере и сегодня остается общей  тенденцией национальных и национала, но освободительных движений. Роль государственности, как и любой  политической формы, в решающей мере зависит от того содержания, которое  в нее вкладывается. В руках  антидемократических, националистических и шовинистических сил она  может служить средством подавления демократии, нарушения прав человека, насаждения сепаратизма, разъединения и противопоставления народов. В  руках демократических сил государственность  превращается в важный фактор укрепления демократии, соблюдения прав человека, народов и национальных меньшинств, интернационального сплочения этносов  и сохранения, упрочения единства и целостности государства многонационального. В подлинно демократической стране государственность призвана выражать и защищать интересы представителей не только «титульной», но и всех других национальностей, проживающих на ее территории, т.е. воплощать не только национальный суверенитет «титульного» этноса, но и народный суверенитет всех жителей данного национально-государственного образования.

В рамках системного подхода государственность  представляется «сложным государственным  организмом». Так, И. Исаев, говоря о  российской государственности, речь ведет  о ее «принципах, идеологии властвования, ее структурах и аппарате». При деятельностном подходе внимание акцентируется в одном случае на «практической деятельности государственных институтов», в другом — на способах решения государством исторически сложившихся в развитии российского общества проблем [3,158].

В зависимости от того, как понимается российская государственность, определяется и ее специфика. Одни исследователи  усматривают специфику российской государственности в особенностях функционирования «государственного  механизма» в России, во «взаимодействии  в ее истории традиций и заимствований». Другие — в особенностях верховной власти в России как власти единоличной (ответственной), сильной (авторитетной), справедливой (нравственной), существующей для народа, но «служащей не народу, а Правде». Третьи — в «двойных стандартах» оценки деятельности институтов власти; в политической нетерпимости; во взаимном неуважении властей; в нерегламентированной процедур властной деятельности; в слабой экономической обоснованности разработки правовых актов; в отсутствии уважения к праву; в особенностях российского самосознания.

Специфика российской государственности обусловлена в первую очередь тем, что она является доминантной формой социальной интеграции, т.е. матрицей Российской цивилизации, и ее ролью в истории страны.

Действуя  в рамках мобилизационного развития, российская государственность постоянно  испытывала «перегрузки», ставились  такие задачи и раздавались такие  обещания, которые невозможно было выполнить.

Специфика российской государственности заключается  также в «полицеизме» как основе национально-государственной идеи в России. Полицеизм — это вера в возможность достижения прогресса путем насилия, прочно утвердившаяся в России в эпоху Петра I и сохранившая свое значение вплоть до конца XX в. На государственном уровне полицеизм проявился в постоянных социальных экспериментах, в бюрократических замыслах построить идеальное общество. Полицеизм на практике обнаруживался в бюрократически «заботливом» отношении ко всем сторонам не только общественной, но и частной жизни людей. Вместе с тем полицеизм — это не только политическая теория и практика, но и стиль жизни, ментальная установка населения [4,128].

«Полицейский» пафос есть пафос учредительный  и попечительный, поэтому в контексте  взаимодействия государства и общества полицеизм в России — это государственный патернализм. В контексте отношений государства и человека полицеизм проявляется в патриархальном этатизме, основанном на вере в «чудо» со стороны государства, персонифицированного в «хорошем» его руководителе умеренно-авторитарного толка. В отношениях с окружающей средой в России полицеизм — это «монументализм», гигантомания, являющаяся важным фактором воспроизводства экстенсивно-мобилизационного типа социального развития. В отношениях российского государства с мировым сообществом полицеизм обнаруживался в экспансионизме, интерпретируемом как мессианизм, направленный на распространение истинной веры (идеологии).

Становление современной российской государственности  происходит с огромными трудностями, сопровождается острой борьбой политических сил, периодическим и все более  глубоким конституционным кризисом, которые грозят разрушить государственность  вообще, чреваты возвращением к репрессивному  режиму.

Весь длительный период, вплоть до августа 1991 г., политическая ситуация в России характеризовалась ожесточенной борьбой между центральной и российской властью за влияние на государственный аппарат.

Российское государство  в результате реформ 90-х годов  оказалось в группе государств —  поставщиков для Запада сырьевых и других «колониальных» продуктов  в виде энергоносителей, минеральных  ресурсов и первично обработанного  сырья — леса или проката металла [5,241].

Для восстановления исторической роли России необходимы самодостаточность, способность к устойчивому существованию  при необходимости реформ и развитию при опоре на свои внутренние силы, на богатство природного ареала обитания. Но сегодня даже при всем богатстве  природной среды самодостаточность  не решит проблем постиндустриального  развития — на первое место в  становлении единого глобального  мира вышло производство информационных технологий. В России  индустриальный потенциал наполовину разрушен, оставшийся стремительно устаревает.

В стране практически было разрушено единое экономическое  пространство; свойственные традиционному  государству принципы раздаточной  экономики работать перестали, сырьевые регионы хотели жить, как на Западе, и были безразличны к соседним бедным регионам. Предоставленные сами себе, они были втянуты в региональные торгово- промышленные объединения с пограничными странами, а бывшие союзные республики эксплуатируются многими странами Запада. Процессы деиндустриализации, падение культуры и нравов, разрушение самых сложных рисунков социальной ткани общества, создававшихся столетиями, доминируют над процессами созидания в очень ограниченных размерах новых форм социального взаимодействия и общественных связей, главным образом в виде отдельных мегаполисов. Добавить к этому установление рыночных цен на транспорт в стране, занимающей одну седьмую часть мировой суши, — и задача сохранения единого  экономического и социального пространства предстает не только экономической, но и политической проблемой.

Принципы традиционного устройство российской государственности становятся доминирующими в реальной политической практике. Постепенно вынужденно трансформируются все без исключения появившиеся ранее в стране либеральные по замыслу институты. Под эгидой высшей власти формируются и находятся под контролем все важнейшие институты гражданского общества, прежде всего парламент, несмотря на весьма небольшой объем его полномочий. Но центральная власть должна была добиться за короткий срок контроля над деятельностью субъектов Федерации по ключевым вопросам с тем, чтобы пресечь наиболее опасные проявления сепаратизма в ряде регионов.

За пока еще не концептуальной дискуссией о предпочтительных для  России моделях управления - президентская  или парламентская республика - скрывались и отрабатывались разнообразные  методы борьбы за доминирование в  вопросах строительства новой российской государственности. "За фасадом реформы  в духе концепции разделения властей  развернулась борьба между разными  властными структурами и политическими  группировками за безраздельное  господство в политической жизни".

По мере фактического выхода института президента за рамки советской  модели государственного управления и  превращения его в самостоятельную  и самодостаточную структуру  системная несовместимость и  конфликтогенность традиционного и нового подходов к организации государственной власти становились все более очевидными. Функции и полномочия одного института открыто дублировали функции и полномочия другого. Латентная и неконтролируемая общественно-политическими и представительными институтами фаза конструирования параллельно системы государственного управления завершилась к концу 1992 г. Содержание третей фазы развития российской государственности составил перманентный открытый институциональный конфликт, завершившийся в октябре 1993 г. ликвидацией советской системы власти и управления.

Форма правления  современного российского государства

Форма государства обычно рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы  государственного устройства и политического  режима.

В России ведется достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится  наша страна [7,321].

Отсутствие однозначной  законодательной формулировки российской формы правления обусловливает  то обстоятельство, что одни ученые пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе  правления, третьи о своеобразной системе  правления, не поддающейся классификации. Одним из существенных признаков, характерных  для государственной власти, является ее сила. Сила государственной власти понимается как степень способности субъекта достичь желаемого результата, несмотря на имеющиеся препятствия и помехи. Фактически складывающиеся в системе политической власти отношения в России свидетельствуют прежде всего о силе Президента РФ. Мы видим, что, несмотря на то, что он не является официальным главой исполнительной власти, Президент, по сути, формирует его состав, структуру и политику, основные задачи. По Конституции РФ исполнительная власть осуществляется Правительством под руководством его председателя, но в действительности треть федеральных министерств и ведомств полностью выведена из-под контроля премьера и подчиняется непосредственно Президенту, причем речь идет не только о силовом блоке.

С точки зрения президента Института стратегических оценок А.А. Коновалова в результате прошедших  думских выборов и мероприятий  по укреплению вертикали власти последняя  представляет собой пирамиду, стоящую  на одной точке - на вершине. В стране остался единственный политик - Президент. Колоссальное средоточие властных полномочий в России было характерным и для  России периода Ельцина, но теперь оно  многократно возросло. А пропорционально  с ним возросла и ответственность. Практически в условиях отсутствия контроля за президентской властью парламентом, средствами массовой информации, политическими партиями, общественными движениями мы можем уповать только на благоразумие и справедливость поступков Президента РФ.

Вторым элементом формы  государства признается государственное  устройство. В юридической литературе под государственным устройством  принято понимать устройство территории государства, соотношение государства  как целого с его составными частями, систему разделения государства  на территориальные образования  и систему взаимоотношений между  центральной властью государства  и территориальными образованиями. Из федеративной формы устройства вытекает такой правовой принцип, как федерализм [8,211].

Федерализм как политический правовой принцип имеет свои принципы. К ним обычно относят государственный  суверенитет РФ, единство системы  государственной власти в РФ, равноправие  субъектов РФ, равноправие и самоопределение  народов РФ, разграничение предметов  ведения между Федерацией и ее субъектами, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Попытаемся рассмотреть некоторые проблемы, связанные с реализацией данных принципов.

Развитие федерализма  в России имеет долгий и тернистый  путь. С введением Конституции, принятой на всенародном голосовании в 1993 году, Россия получила статус федерации. В статье 5, части 3 Конституции РФ прописаны основные принципы федерализма. Итак, основные принципы федерализма  заключаются в том, что:

Во-первых, каждый субъект  федерации (край, автономный округ, область, автономная область, город федерального значения) имеет собственное законодательство и устав. Республики имеют Конституцию  и местное законодательство.

 Во-вторых, происходит  разделение предметов ведения  между органами территориальных  единиц федерации и органами  государственной власти.

В-третьих, несмотря на размеры  территории, все субъекты РФ имеют  равные, одинаковые права и общий  экономический, политический, социальный статус.

Информация о работе Тенденции развития государственности в России