Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:02, контрольная работа
Если обратиться к истории развития государства как такового, то особенности его формирования и функционирования в России становятся более чем очевидными.
Как известно, родоначальником современной теории государства принято считать Т. Гоббса. Отрекаясь от утверждения Аристотеля о том, что человек от рождения есть существо политическое, т.е. по природе своей склонное к жизни в обществе, Гоббс разделяет философскую позицию Макиавелли, который первым акцентировал негативные стороны натуры человека, влекомого, по его мнению, в своих социальных поступках страстями, эгоизмом, честолюбием и выгодой.
1. Тенденции развития государственности в России 2
2. Перечислите функции политических лидеров. Какие из них наиболее ярко выражены у российского президента? 17
3. Какие преимущества имеют граждане государства по сравнению с лицами без гражданства? 20
4. Объясните, как вы понимаете термин «суверенитет политической власти», «легитимность политической власти»? 22
Список литературы 25
Содержание
1. Тенденции развития государственности в России 2
2. Перечислите функции политических лидеров. Какие из них наиболее ярко выражены у российского президента? 17
3. Какие преимущества имеют граждане государства по сравнению с лицами без гражданства? 20
4. Объясните, как вы понимаете термин «суверенитет политической власти», «легитимность политической власти»? 22
Список литературы 25
Если обратиться к истории развития государства как такового, то особенности его формирования и функционирования в России становятся более чем очевидными.
Как известно, родоначальником современной теории государства принято считать Т. Гоббса. Отрекаясь от утверждения Аристотеля о том, что человек от рождения есть существо политическое, т.е. по природе своей склонное к жизни в обществе, Гоббс разделяет философскую позицию Макиавелли, который первым акцентировал негативные стороны натуры человека, влекомого, по его мнению, в своих социальных поступках страстями, эгоизмом, честолюбием и выгодой.
Центральным понятием, лежащим в основе аргументации о необходимости существования государства, становится у него власть или могущество, которое может быть двоякого рода — природное или инструментальное. По его мнению, человеческая природа с наибольшей полнотой проявляется в естественном состоянии, догосударственном, не подверженном давлению морали и законов. (Или: когда роль государства сводится к минимуму.)
Если рассматривать
Государственность - свойство
государственной (политической) власти
национально-территориального образования,
выражающее реальную или потенциальную
способность воплощать и
В рамках системного подхода государственность представляется «сложным государственным организмом». Так, И. Исаев, говоря о российской государственности, речь ведет о ее «принципах, идеологии властвования, ее структурах и аппарате». При деятельностном подходе внимание акцентируется в одном случае на «практической деятельности государственных институтов», в другом — на способах решения государством исторически сложившихся в развитии российского общества проблем [3,158].
В
зависимости от того, как понимается
российская государственность, определяется
и ее специфика. Одни исследователи
усматривают специфику
Специфика российской государственности обусловлена в первую очередь тем, что она является доминантной формой социальной интеграции, т.е. матрицей Российской цивилизации, и ее ролью в истории страны.
Действуя в рамках мобилизационного развития, российская государственность постоянно испытывала «перегрузки», ставились такие задачи и раздавались такие обещания, которые невозможно было выполнить.
Специфика российской государственности заключается также в «полицеизме» как основе национально-государственной идеи в России. Полицеизм — это вера в возможность достижения прогресса путем насилия, прочно утвердившаяся в России в эпоху Петра I и сохранившая свое значение вплоть до конца XX в. На государственном уровне полицеизм проявился в постоянных социальных экспериментах, в бюрократических замыслах построить идеальное общество. Полицеизм на практике обнаруживался в бюрократически «заботливом» отношении ко всем сторонам не только общественной, но и частной жизни людей. Вместе с тем полицеизм — это не только политическая теория и практика, но и стиль жизни, ментальная установка населения [4,128].
«Полицейский» пафос есть пафос учредительный и попечительный, поэтому в контексте взаимодействия государства и общества полицеизм в России — это государственный патернализм. В контексте отношений государства и человека полицеизм проявляется в патриархальном этатизме, основанном на вере в «чудо» со стороны государства, персонифицированного в «хорошем» его руководителе умеренно-авторитарного толка. В отношениях с окружающей средой в России полицеизм — это «монументализм», гигантомания, являющаяся важным фактором воспроизводства экстенсивно-мобилизационного типа социального развития. В отношениях российского государства с мировым сообществом полицеизм обнаруживался в экспансионизме, интерпретируемом как мессианизм, направленный на распространение истинной веры (идеологии).
Становление современной российской государственности происходит с огромными трудностями, сопровождается острой борьбой политических сил, периодическим и все более глубоким конституционным кризисом, которые грозят разрушить государственность вообще, чреваты возвращением к репрессивному режиму.
Весь длительный период, вплоть до августа 1991 г., политическая ситуация в России характеризовалась ожесточенной борьбой между центральной и российской властью за влияние на государственный аппарат.
Российское государство в результате реформ 90-х годов оказалось в группе государств — поставщиков для Запада сырьевых и других «колониальных» продуктов в виде энергоносителей, минеральных ресурсов и первично обработанного сырья — леса или проката металла [5,241].
Для восстановления исторической
роли России необходимы самодостаточность,
способность к устойчивому
В стране практически было разрушено единое экономическое пространство; свойственные традиционному государству принципы раздаточной экономики работать перестали, сырьевые регионы хотели жить, как на Западе, и были безразличны к соседним бедным регионам. Предоставленные сами себе, они были втянуты в региональные торгово- промышленные объединения с пограничными странами, а бывшие союзные республики эксплуатируются многими странами Запада. Процессы деиндустриализации, падение культуры и нравов, разрушение самых сложных рисунков социальной ткани общества, создававшихся столетиями, доминируют над процессами созидания в очень ограниченных размерах новых форм социального взаимодействия и общественных связей, главным образом в виде отдельных мегаполисов. Добавить к этому установление рыночных цен на транспорт в стране, занимающей одну седьмую часть мировой суши, — и задача сохранения единого экономического и социального пространства предстает не только экономической, но и политической проблемой.
Принципы традиционного устройство российской государственности становятся доминирующими в реальной политической практике. Постепенно вынужденно трансформируются все без исключения появившиеся ранее в стране либеральные по замыслу институты. Под эгидой высшей власти формируются и находятся под контролем все важнейшие институты гражданского общества, прежде всего парламент, несмотря на весьма небольшой объем его полномочий. Но центральная власть должна была добиться за короткий срок контроля над деятельностью субъектов Федерации по ключевым вопросам с тем, чтобы пресечь наиболее опасные проявления сепаратизма в ряде регионов.
За пока еще не концептуальной
дискуссией о предпочтительных для
России моделях управления - президентская
или парламентская республика - скрывались
и отрабатывались разнообразные
методы борьбы за доминирование в
вопросах строительства новой российской
государственности. "За фасадом реформы
в духе концепции разделения властей
развернулась борьба между разными
властными структурами и
По мере фактического выхода
института президента за рамки советской
модели государственного управления и
превращения его в
Форма правления современного российского государства
Форма государства обычно
рассматривается как
В России ведется достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится наша страна [7,321].
Отсутствие однозначной законодательной формулировки российской формы правления обусловливает то обстоятельство, что одни ученые пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации. Одним из существенных признаков, характерных для государственной власти, является ее сила. Сила государственной власти понимается как степень способности субъекта достичь желаемого результата, несмотря на имеющиеся препятствия и помехи. Фактически складывающиеся в системе политической власти отношения в России свидетельствуют прежде всего о силе Президента РФ. Мы видим, что, несмотря на то, что он не является официальным главой исполнительной власти, Президент, по сути, формирует его состав, структуру и политику, основные задачи. По Конституции РФ исполнительная власть осуществляется Правительством под руководством его председателя, но в действительности треть федеральных министерств и ведомств полностью выведена из-под контроля премьера и подчиняется непосредственно Президенту, причем речь идет не только о силовом блоке.
С точки зрения президента Института стратегических оценок А.А. Коновалова в результате прошедших думских выборов и мероприятий по укреплению вертикали власти последняя представляет собой пирамиду, стоящую на одной точке - на вершине. В стране остался единственный политик - Президент. Колоссальное средоточие властных полномочий в России было характерным и для России периода Ельцина, но теперь оно многократно возросло. А пропорционально с ним возросла и ответственность. Практически в условиях отсутствия контроля за президентской властью парламентом, средствами массовой информации, политическими партиями, общественными движениями мы можем уповать только на благоразумие и справедливость поступков Президента РФ.
Вторым элементом формы
государства признается государственное
устройство. В юридической литературе
под государственным
Федерализм как политический правовой принцип имеет свои принципы. К ним обычно относят государственный суверенитет РФ, единство системы государственной власти в РФ, равноправие субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Попытаемся рассмотреть некоторые проблемы, связанные с реализацией данных принципов.
Развитие федерализма в России имеет долгий и тернистый путь. С введением Конституции, принятой на всенародном голосовании в 1993 году, Россия получила статус федерации. В статье 5, части 3 Конституции РФ прописаны основные принципы федерализма. Итак, основные принципы федерализма заключаются в том, что:
Во-первых, каждый субъект
федерации (край, автономный округ, область,
автономная область, город федерального
значения) имеет собственное
Во-вторых, происходит
разделение предметов ведения
между органами
В-третьих, несмотря на размеры территории, все субъекты РФ имеют равные, одинаковые права и общий экономический, политический, социальный статус.
Информация о работе Тенденции развития государственности в России