Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:33, курсовая работа
Цель работы: выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества в современной России
Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выделить концепции гражданского общества, предлагаемые различными отечественными исследователями;
Выяснить основные признаки гражданского общества, отличающие его от остальных структур;
Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом;
Введение
Глава 1. Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки
Глава 2. Становление гражданского общества в России
Глава 3. Гражданское общество и государство
Заключение
Список источников и литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «Пермский государственный университет»
Кафедра политических наук
Тенденции развития гражданского общества в России
Курсовая работа
Студента 2-го курса группы ПОЛ - 1,2-0,8
Заочной формы обучения
Историко-политологического факультета
УШАКОВ С.Г.
Научный руководитель:
А.С. Горшков
Пермь 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки
Глава 2. Становление гражданского общества в России
Глава 3. Гражданское общество и государство
Заключение
Список источников и литературы
Формирование институтов гражданского общества в России началось сравнительно недавно, с 1980-х гг., когда в результате либеральных преобразований появились правовые основы для начала данного процесса (провозглашение гласности, право на создание независимых гражданских объединений, право частной собственности и т.д.).
Объект исследования - гражданское общество России. Предмет - тенденции развития гражданского общества в России.
Цель работы: выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества в современной России
Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выделить концепции гражданского общества, предлагаемые различными отечественными исследователями;
Выяснить основные признаки гражданского общества, отличающие его от остальных структур;
Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом;
Выяснить, каковы были предпосылки для формирования гражданских объединений на этапе «перестройки»;
Выделить основные элементы структуры гражданского общества «новой» России;
Охарактеризовать взаимодействие государства и гражданского сектора России, сценарии его дальнейшего развития.
Методологическая основа. Данное исследование будет проводиться методом анализа:
Публицистических материалов;
Официальных документов, принятых руководством РФ;
Научных публикаций;
Аналитических статей;
Публичных выступлений;
Интервью.
К законодательным источникам относятся Федеральный закон «О некоммерческих организациях»1 и Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации»2. Данные источники необходимы для освещения официальной позиции власти по отношению к гражданскому обществу, также как и интервью премьера РФ В.В. Путина агентству «Франс Пресс»3.
К публичным выступлениям относятся материалы научной конференции, опубликованные в сборнике под одноименным названием «Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития». Конкретно нас интересуют выступления доктора исторических наук Б.И. Коваля «Вступительное слово»4, доклад доктора политических наук А.Н. Аринина под названием «Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России»5 и доклад В.В. Игрунова на тему «Гражданское общество и политические партии»6. Публичные выступления всегда характеризуются злободневностью, выражают мнения конкретных деятелей относительно принятия необходимых решений по тем или иным вопросам. По этой причине они необходимы для формирования собственного мнения и проведения научных исследований.
К аналитической литературе относятся следующие статьи: О. Казаков, Э. Фомин «Идентификация гражданского общества в России»7, И.С. Семененко «Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения»8, С.П. Перегудов «Корпоративные интересы и российское государство»9, В.В. Песчанский «Становление и роль профсоюзов»10, И.Е. Городецкая «Становление 'третьего сектора' и добровольчества»11. Аналитические статьи помогают раскрыть сущность изучаемой проблемы, они отличаются узкой тематикой и основаны на результатах исследований самого автора. Они представляют большую значимость для проведения моей работы.
К научным публикациям относятся монография под авторством А.Г. Кучерены, и Ю.А. Дмитриева «Гражданское общество в России: проблемы становления и развития»12, а также научное исследование Андронова О.В. под названием «Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России»13, а также данные исследований Общественной палаты РФ, опубликованные в сборнике под названием «Эмпирические исследования гражданского общества». Данные источники имеют большую важность, поскольку содержат результаты комплексного исследования темы.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Первая глава называется «Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки». Она посвящена рассмотрению вариантов определения термина «гражданское общество», предложенных различными российскими исследователями, формулированию его признаков и структуры.
Вторая глава «Становление гражданского общества в России» излагаются и характеризуются основные этапы формирования гражданского общества.
В третьей главе под названием «Гражданское общество и государство» содержатся результаты анализа тенденций взаимодействия современных гражданских организаций России с государственной властью страны.
Глава 1. Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки
Доктор исторических наук Б.И. Коваль определяет гражданское общество как «некую совокупность отношений и организаций, которые действуют независимо от государства и способны на него влиять»14.
А.Н. Аринин, доктор политических наук, подразумевает под термином Г.О. «общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными, отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним»15.
По мнению доктора политических наук И.С. Семененко, гражданское общество есть «совокупность горизонтальных социальных связей, автономных от государства институтов и объединений, созданных свободными и ответственными индивидами для защиты своих интересов»16.
Исследователи О. Казаков и Э. Фомин определяют три трактовки понятия гражданского общества.
Как социальное пространство. Область отношений, которая «охватывает все экономические отношения, деятельность всех общественных объединений, СМИ, сферы образования, науки и др.»17 В данной трактовке под Г.О. подразумевается вся совокупность неполитических общественных отношений.
Как социальная группа, т.е. «граждански активная часть общества, не претендующая на власть, но влияющая на политику фактом своей деятельности»18. Любое общественное объединение, будь то профсоюз или правозащитная организация, отстаивает, прежде всего, свои интересы или же интересы представляемой ею части общества. Для достижения положительного результата членам организации приходится прибегать к диалогу с представителями власти, либо использовать некие рычаги давления (скажем, протесты, манифестации) с целью стимулирования принятия выгодных для них политических решений.
Как общественно политическая система. «Определенным образом организованное общество, в котором в полной мере реализуются права и свободы личности, и наиболее полно осуществляются ее интересы»19. Данное определение отражает первостепенную значимость личности, как ключевой фигуры общественных отношений и подчеркивает тот факт, что Г.О. является неотъемлемой частью правового государства.
Из приведенных выше определений можно сформулировать следующие признаки Г.О.:
Независимость от власти;
Способность влиять на принятие политических решений;
Гражданская активность членов общества;
Защита собственных интересов.
Кроме того, можно определить и задачи самого существования Г.О.:
Основное предназначение гражданского общества заключается в том, чтобы «активизировать общество, обеспечивать осознание гражданами своего базового положения в отношении всех секторов, формировать и направлять их социальную инициативность»20. Инициатива - одно из проявлений личной свободы. Понимание важности личной свободы, как и других либеральных ценностей не приходит само по себе, его необходимо донести. Так же, как и тот факт, что личная свобода нуждается в постоянной защите со стороны самой личности, ведь само существование государства ущемляет ее. Сплоченное и организованное общество, члены которого проявляют гражданскую активность, может составить необходимый для баланса сил противовес государству.
Стимулирование развития свободных экономических отношений - другая немаловажная задача. Только при существовании свободной конкуренции, эффективной антимонопольной политики и защите института частной собственности возможно развитие свободных экономических отношений. Свободный от государственного регулирования и политического лоббирования отдельных участников рынок является системой, в которой ее составляющие могут эффективно взаимодействовать, реализуя свои способности и извлекая прибыль.
Борьба за демократические преобразования, создание правового государства. Его существование позволяет наладить диалог власти и общества посредством политического представительства, выражающего интересы всех социальных групп.
Основными элементами Г.О. являются различные группы интересов, «они агрегируют лежащие 'под спудом' экономические, политические, социальные интересы и устанавливают взаимодействие с политической элитой, выступая связующим звеном между обществом и государством»21.
С точки зрения структуры Г.О., оно является некой совокупностью объединений по различным признакам - это семьи, профессиональные группы, кооперации, общественные организации, религиозные или этнические объединения и т.д.
Если рассматривать Г.О. как систему, то его можно разделить на несколько подсистем.
На экономическом уровне происходит производство, распределение, обмен и потребление продуктов. Данные процессы в Г.О. регулируются при помощи рыночных механизмов, прямое участие государства не требуется. На этом уровне выстраиваются отношения между производителем и распространителем продукции, между собственником предприятия и наемными работниками, между предпринимателем и потребителем.
На политическом уровне взаимодействие между Г.О. и государством достигает наибольших масштабов. Для данного уровня характерно «образование общественных объединений, которые зачастую переформируются в политические партии»22. К этому уровню также относятся «политизированные лоббисты, в первую очередь группировки бизнеса и их политические представители, которые вовлечены в политическую борьбу напрямую и характеризуются высокой степенью самоорганизации»23. Лоббисты являются политическими представителями влиятельных групп интересов. Их функция выражается в создании выгодных для деятельности своих протеже условий (скажем, льготное налогообложение, тренд на застройку или разработку заведомо перспективных для развития деятельности участков и т.д.).
Социальный уровень является, безусловно, основополагающим, поскольку именно на нем происходит формирование человеческих ценностей и их восприятие отдельными индивидами через систему образования. Для соцуровня характерны три группы отношений: внутрисемейные, внутригрупповые (между членами, скажем, одного творческого объединения), межгрупповые (например, межклассовые). Объединения индивидов на социальном уровне - это добровольческие движения, представляющие разнообразные социальные интересы (профсоюзы, экологи, ветераны, правозащитники и т.д.). Они « являются наиболее уязвимым компонентом гражданского общества», особенно в переходные периоды. «Становление чувства социальной общности и выдвижение общих требований происходит крайне медленно в условиях, когда формирование новой социальной структуры идет параллельно политической и экономической трансформации»24.
Процесс становления гражданское общество в России, по сравнению с западноевропейскими государствами начался гораздо позднее. Инициатива исходила сверху, из-за подневольного положения абсолютного большинства населения и практически полного отсутствия средней экономической прослойки общества не могло быть и речи о какой-либо гражданской инициативе. Ставшее традиционным для российской истории отсутствие последовательности в экономических и политических преобразованиях проявлялось и в позиции государства по отношению к гражданскому обществу. Существует несколько этапов его становления.
На первом этапе (сер. XVIII в. - 1860г.) возникают некоторые предпосылки для формирования негосударственных институтов «по частной инициативе отдельных представителей высшего сословия или самих монархов»25 (Вольное российское собрание, Вольное экономическое общество, Дружеское ученое общество). Создавались первые некоммерческие организации для проведения благотворительной деятельности.
Информация о работе Тенденции развития гражданского общества в России