Теории идентитарной и конкурентной демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:15, реферат

Описание

Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности.

Работа состоит из  1 файл

Основное.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты:

1   возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции;

2   отрыв представителей власти от своих избирателей;

3   принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов.

В обществе постепенно растет понимание глубины опасности  наблюдавшейся ранее широко организованной кампании «оглупления» позиций, высказываемых  государственниками. На протяжении ряда лет их представляли сторонниками возврата к действовавшей в СССР административно-командной системе, а также противниками развития рыночных отношений и вхождения России в мировую систему экономики. На самом деле эти люди предлагают создание «динамичной цивилизованной рыночной экономики при понимании того, что один рынок без продуманного государственного регулирования к этому не приведет». Например, бывший премьер-министр и автор сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю в отношении современной России заметил:  «Вам нужны стабильность, определенность и безопасность более, чем что-либо еще. Демократия не работает в условиях хаоса». Автор настоящей работы считает, что данное высказывание абсолютно верно. Демократия невозможна в условиях экономической и социальной нестабильности. Яркий пример этому мы наблюдали в начале 90-х годах в России, когда была разрушена советская авторитарная система управления государством, но не было создано ничего взамен. Возник хаос. Попытки жить по демократическим принципам привели к тому, что в результате была проведена несправедливая приватизация, разворовывание государственной собственности, фальсифицированные выборы и т.д. Как уже было сказано в первой главе, демократия есть система свободы, есть система политического релятивизма, для которого нет ничего абсолютного, который все готов допустить, всякую политическую возможность, всякую хозяйственную систему, лишь бы это не нарушало начала свободы. В этом сила, жизнеспособность и одновременно слабость демократии. В стремлении же избавиться от заложенных в ней слабостей, исправить, заменить формальную демократию сущностной, социальной или иными формами демократии присутствует опасность тотализации путем слияния общества и государства и соответственно уничтожения самой демократии. Не случайно Ж. Ж. Руссо, который говорил об освобождении человека, обеспечении его безграничной свободы путем стирания границ между управляющими и управляемыми, некоторые авторы не без определенных оснований причисляют к духовным предтечам тоталитаризма.  Таким образом, если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден к повиновению всем политическим организмам, а это означает лишь то, что его силой заставят быть свободным. Поэтому грань между тоталитаризмом и демократией слишком тонкая, и как было сказано выше демократия без труда превращается в тоталитаризм. Многие мыслители прошлого, будучи не всегда противниками демократии, предупреждали об ее недостатках и таящихся в ней угрозах. Примечательно, что ещё Платон считал демократию самой коррумпированной после тирании формой правления. Аристотель называл демократию самой низшей из всех законных форм правления, в наибольшей степени склонной перерождаться в тиранию. И. В. Гете писал: «Ничто так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, из плутов, которые приспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, которая движется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет». Развивая эту мысль автор считает необходимым добавить, что при демократии стать представителем власти может любой, для этого достаточно быть практичным, приспособленцем и т.п. Поэтому стать лидером может человек, не имеющий специального образования управления государством, подверженный влиянию узкой прослойки состоятельных людей, которые спонсировали, например, выборы. Такую ситуацию мы наблюдали в 90-х годах в России, когда был избран Президентом Б. Н. Ельцин, являющийся политической марионеткой, который был неспособен проводить реформы и приватизацию. В странах, испытавших демократию на практике, она давно уже перестала быть предметом страха, но она перестала быть и предметом поклонения. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что, как всякое земное установление, она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить. Все демократические государства, их органы власти переживают убыль авторитета и находятся под натиском непомерного числа требований, коих они не могут выполнить. Например, российская государственная власть уже много лет работает в условиях слабого, а в отдельные периоды – отсутствующего авторитета. Иногда власть сама считает себя обладающей высоким авторитетом, хотя на самом деле либо он невысок, либо отсутствует вовсе. Реальная демократия, таким образом, постоянно испытывает давление, имеет низкую способность к управлению (в том смысле, что она нестойка в отношении предъявляемых ей требований и имеет слабую способность к принятию и осуществлению твердых решений). Следовательно, недовольство общественности вызывает вынужденное политическое бездействие гражданского общества в промежутках между выборами. Общественные проблемы накапливаются значительно быстрее, чем происходит смена партий у власти и истекают полномочия депутатов. Не менее существенным представляется и то, что система политического представительства не способна адекватно реагировать на эволюцию и многообразие интересов различных социальных групп. Все это требует коррекции политической системы в направлении политической и правовой институциализации прямых инициатив и временных объединений граждан, создаваемых для решения той или иной интересующей их проблемы.

заключение

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что демократия может рассматриваться в различных  аспектах:

– в институциональном  аспекте для характеристики политического режима, который отличается определенной совокупностью политических и правовых признаков: в частности – наличием гражданского общества, принципом разделения властей, выборностью представительных органов власти на альтернативной основе и т.д.;

– в процессуально  процедурном аспекте термин «демократия» используется для характеристики жизнедеятельности  какой-либо общности (как на общегосударственном, так и локальном уровне), включая  и политические партии и организации, где господствует принцип подчинения меньшинства воле большинства, ее члены наделены равными правами и обязанностями и для них декларируется равный доступ к обсуждению и принятию решений;

– в культурологическом аспекте демократия связана с  определенной культурой общества (в том числе и политической культурой), основанной на принципах автономии индивида, терпимости и гражданской ответственности;

– в ценностном аспекте  наряду с политико-институциональным, процедурно-процессуальный и культурологический аспект понятие «демократия» указывает также на определенную политическую и социальную ценность, неразрывно связанную с принципами свободы, прав человека и созданием максимальных условий для саморазвития личности.

 

список использованной литературы

 

1 Кривогуз И.М. Политология: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 288 с.

2 Мухаев Р.Т. Политология:  учебник. – Москва: Проспект, 2010. – 640 с.

3 Основы политологии:  Курс лекций / Д. П. Зеркин. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2000. – 541 с.

4 Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 367 с.

5 Политология: Учебное  пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.: ил.

6 Пугачёв В.П. Политология:  Справочник студента. – М.: ООО  «Издательство АСТ»; Филологическое общество «СЛОВО», 2001. – 576 с.

 

 


Информация о работе Теории идентитарной и конкурентной демократии