Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:03, контрольная работа
Актуальность Данной темы заключается в значимости изучения теории власти и властных отношений в современном обществе. Цель данной работы состоит в изучении теории власти и властных отношений.
При написании данной работы были определенны следующие задачи:
рассмотреть основные концепции власти их понятие, структуру и агенты власти.
выявить ресурсы, процесс и виды власти.
охарактеризовать политическое господство и легитимность.
Введение
Раздел 1. Основные концепции власти. Понятие, структура и агенты власти.
Раздел 2. Ресурсы, процесс и виды власти.
Раздел 3. Политическое господство и легитимность.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Раздел 1. Основные концепции власти. Понятие, структура и агенты власти.
Раздел 2. Ресурсы, процесс и виды власти.
Раздел 3. Политическое господство и легитимность.
Заключение.
Список используемой литературы.
Власть как явление давно занимала умы человечества. И почти всегда ей придавался сакральный смысл, потому что возможность влиять на других людей, заставлять их делать что-то, даже вопреки собственным желаниям вызывала неподдельный интерес, а чаще всего просто трепет перед сильными мира сего.
Власть всегда присутствует
в обществе. А как объект изучения
уже давно находится в
Попробуем разобраться, что же такое власть и властные отношения, какова ее структура, функции и, что выделяет собственно политическую власть среди других видов власти.
Актуальность
Данной темы заключается в
значимости изучения теории
Цель данной
работы состоит в изучении
теории власти и властных
При написании
данной работы были
При написании
данной работы были
Раздел 1. Понятие, структура и агенты власти
Различны и взгляды исследователей на феномен власти. Одни полагают, что власть обладает своими атрибутами и не сводится к влиянию, господству, контролю, принуждению и так далее. Другие считают, что все названные явления всего лишь разные стороны и проявления власти. Более того, некоторые специалисты в области теорий обмена, коммуникаций и др. полагают, что общение людей есть на практике обмен властными ресурсами.
Нам необходимо выяснить содержание понятия власти, потому что в политике категория власти является одной из центральных и сущностных.
Власть всегда отражает некоторое отношение между субъектом и объектом. Это отношение в самом широком смысле может быть определено как способность субъекта оказывать определенное воздействие на объект. Иными словами, власть - это возможность влияния на некоторые социальные объекты.
В узком смысле власть – это возможность и способность субъекта отдавать приказы в ситуации, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. Владимир Даль определял власть как “право, сила и воля над чем-то; свобода действий и распоряжений; начальствование, управление”.
В структуру власти входят
следующие компоненты: субъект, объект,
ресурсы, процесс и социальные нормы,
санкционирующие отношения
Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность, международное сообщество.
Главным качеством субъекта власти является воля к власти. Однако для большинства людей власть сама по себе не является ценностью. Для них характерно инструментальное отношение к власти, то есть как к средству достижения других целей, например, получения высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий, самоутверждения. В то же время в каждом обществе есть 5-7% людей, для которых власть является самоцелью. Для них характерна чрезмерная, порой патологическая воля к власти, что представляет серьезную опасность для окружающих. Масштабы этой опасности прямо пропорциональны широте распространения власти данного субъекта. Поэтому политические психологи рекомендуют допускать к власти тех, кто хотя бы отчасти властью тяготится.
Объект власти воплощает относительно пассивное начало во властных отношениях. Главным качеством объекта власти является способность к подчинению. Подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Власть невозможна без подчинения объекта. Если подчинения нет, нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей к властвованию и даже мощными ресурсами принуждения. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в авторитарных режимах как средство ненасильственной борьбы.
Источники и мотивация подчинения могут быть самыми разнообразными: страх, привычка, интерес, убеждение, авторитет, идентификация подчиненного с руководителем и др. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти. Самой слабой властью является власть, основанная на страхе. Максимально сильная власть достигается в случае идентификации объекта с субъектом.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает:
- научным (качество учености);
- деловым (компетентность, навыки, опыт);
- моральным (высокие нравственные качества);
- религиозным (святость);
- статусным (уважение к должности) и так далее.
Власть, основанная на
интересах, убежденности и
Раздел 2. Ресурсы, процессы и виды власти
Ресурсы власти – это совокупность всех тех средств, использование которых обеспечивает воздействие субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания и убеждения.
Согласно некоторым теориям, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. В результате одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.
Наиболее распространенной классификацией ресурсов власти является их деление на:
- материальные;
- социальные;
- информационно-культурные;
- административно-силовые;
- демографические.
Процесс властвования возникает тогда, когда все компоненты власти приводятся в движение. Процесс властвования характеризуется прежде всего способами, механизмами властвования. Существует два основных способа властвования:
1) политическая мобилизация
– побуждение объекта к
2) политическая демобилизация
– обеспечение бездействия
Возможны различные
- в зависимости от ресурсов, на которых она основывается (экономическая, социальная, информационная, силовая и так далее);
- по сферам проявления
власть делится на
- по широте распространения
(власть международных
- в зависимости от функций
властных органов (
- по способам взаимодействия
субъекта и объекта (
- по способам подчинения (принуждение, убеждение и другие).
Различные общественные власти
находятся в сложном
Это свидетельствует о способности власти накапливаться (Р.Михельс), сливаться, расширяться, стремиться к абсолюту (абсолютные монархии, тоталитарные государства, диктатуры, тирании, олигархии и т.д.). Кроме того, существует опасность обмена политического ресурса (в виде, например, решения принятого в пользу какой-либо группы или отдельных лиц, карьерного продвижения каких-либо фигур и так далее) на ресурс экономический, информационный и другие.
В рыночном обществе, где огромную роль играют деньги, концентрация экономической власти у крупных собственников может привести к усиливающемуся накоплению власти, например, к установлению плутократии, то есть прямого правления небольшой группы богатых людей.
Во всяком случае, во взаимодействии различных властей возникает так называемый кумулятивный эффект, в котором проявляется закон накопления власти. Богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; в свою очередь, высокая политическая должность способствует накоплению богатства, расширению доступа к информации, что опять-таки улучшает возможности для занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.
Для того чтобы избежать накопления, концентрации власти в одних руках, демократическое общество обладает определенными механизмами противодействия. Это:
- конкуренция между
- наличие политически влиятельного среднего класса,
- демократическое устройство
государства, и в первую
- институт выборов и сменяемости власти;
- политическая оппозиция;
- институты гражданского контроля (партии, неправительственные организации и независимые и многочисленные СМИ.)
В условиях авторитарных и тоталитарных государств наблюдается слияние политической, экономической и информационной власти при командной роли политики. Демократия предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них:
- в экономике – наличие
множества конкурирующих
- в политике – разделение
властей между государством, партиями
и группами интересов, а также
разделение самой
- в информационной сфере – плюрализм СМИ.
Раздел 3. Политическое господство и легитимность.
Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности власти относятся:
- политическое господство,
- легитимность власти,
- эффективность власти.
Политическое господство представляет собой форму организации власти в обществе, это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы встретят безусловное повиновение со стороны большинства управляемых.
Политическое господство предполагает:
- институализацию властных отношений, то есть создание устойчивых властных институтов, когда в организации устанавливаются позиции, позволяющие одним принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, и обязывающие других повиноваться. В результате происходит организационное и законодательное оформление факта разделения общества на тех, кто господствует и тех, кто подчиняется.
- структуризацию власти,
то есть четкое распределение
полномочий и компетенций
- консолидацию власти, то
есть отсутствие между
Всякая власть стремится к установлению своего господства. Без господства власть не может долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Общество не является лишь пассивным объектом влияния со стороны власти. Власть может по-разному оцениваться гражданами. Ценностное отношение к власти, то есть отношение с позиций господствующей политической культуры, норм нравственности, менталитета населения, отражается в понятии “легитимность власти”.
Термин легитимность в переводе с латинского языка означает «законность» или «узаконенность». Однако легитимность – явление политическое, а не юридическое. Это понятие отображает поведенческие, социологические характеристики власти (господства).
Легитимность власти – это признание и принятие той или иной формы власти законной, то есть правильной, надлежащей, справедливой со стороны большинства управляемых. Именно согласие большинства с властью дает ей возможность править и управлять людьми.
Таким образом, власть может быть законной, но нелегитимной и наоборот, легитимной, но незаконной. Любой, даже самый антинародный, режим является легитимным, если он признается народом.
Всякая власть стремится
к своей легитимации. Не будучи легитимной,
власть не сможет обрести поддержку
в обществе. Легитимация – это
процедура общественного
Показателями легитимности власти выступают: