Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, что политический режим характеризуется не только совокупностью приемов и методов осуществления власти, но и определенными структурными особенностями государства – способами осуществления власти и ее средствами.
Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти. Для наилучшего понимания я раскрою смысл самого термина «политический режим».
В данной работе будут рассмотрены три основных типа политических режимов: демократические, тоталитарные и авторитарные.
Введение ………………………………………………………………………...2.
Существующие классификации политических режимов ……………..…3.
Демократические режимы………………………………………………...…6.
Недемократические режимы………………………………………………..12.
Авторитарный режим……………………………………………………….17.
Заключение…………………………………………………………………..21.
Список используемой литературы………………………………………...22.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Философии и Политологии»
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Политология»
«Типология политических режимов»
Специальность: ГМУ
Выполнил: студент Гк-621
Исмайлов Эльджан Эльчин Оглы
Научный руководитель:
Преподаватель
Веряскина Анна Николаевна
г.Нижний Новгород
2012г
Содержание
Введение ………………………………………………………
Введение.
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем, следовательно, типология политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Само слово «режим» (от франц. regime, от лат. regimen – управление) получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII – начале XIX вв., одновременно со словом «конституция», служившим для определения устойчивых параметров политического устройства, уважение которых было обязательным и для государства, и для гражданского общества.
В настоящее время в политической науке существуют различные взгляды на сущность политического режима. Политический режим может рассматриваться как целостная организация власти, политический строй, отождествляться с формой правления. С другой стороны, столь же традиционно и его понимание как системы методов и приемов осуществления власти, государственного руководства обществом, характеризующих состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности. Политический режим выражает функциональную сторону политической системы и характеризуется определенной совокупностью способов, форм и методов осуществления политической власти. Он является определенным «итогом» деятельности политической системы, характеризующим «политический климат» общества.
Цель данной работы состоит в том, что политический режим характеризуется не только совокупностью приемов и методов осуществления власти, но и определенными структурными особенностями государства – способами осуществления власти и ее средствами.
Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти. Для наилучшего понимания я раскрою смысл самого термина «политический режим».
В данной работе будут рассмотрены три основных типа политических режимов: демократические, тоталитарные и авторитарные.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию политических режимов:
Он различает «правильные» и «неправильные» формы государства.
«Правильные» формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих «лучших»), полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей).
«Неправильные» формы
Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.
В современном мире можно говорить примерно о 140–160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим», которые, хотя и являются однопорядковыми, но далеко не равнозначны. Российский исследователь А.Л. Громыко подчеркивает: «Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе... есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе в данный момент исторического развития»1.
Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические и недемократические (антидемократические). К недемо-кратическим принято относить авторитарный и тоталитарный режимы. Но между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагаются множество промежуточных способов реализации власти. Так например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социально культурному комплексу – «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы.
Возьмем, например, режим, возникший с падением коммунизма в России. Очевидно, что этот режим недостаточно рассматривать в терминах авторитаризма и демократии (хотя делать это совершенно необходимо), даже используя для уточнения термины «посттоталитарный», «поставторитарный» или «полудемократический». Реальная действительность оказывается богаче существующих схем.
В зависимости от критериев, положенных в основе классификаций, рассмотрим некоторые типы моделей. На вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и от чьего имени осуществляется управление, отвечает модель «охлократия – олигархия – тирания». Для описания методов, используемых режимом в поддержании своего господства, используется модель «либеральный – умеренный – репрессивный режимы». Наконец, критерии модели «демократический – авторитарный– тоталитарный режимы», сводятся к ответу на вопрос, каков механизм осуществления власти.
Научный подход к анализу
любой разновидности
Руководствуясь приведенной схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом, как я уже отмечала выше, следует учитывать, что полученные таким образом «идеальные» модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.
Действительная проблема состоит в том, чтобы использовать преимущества рамочной концепции «демократия – авторитаризм – тоталитаризм» для анализа конкретной ситуации, для более точного уяснения формирующихся властных механизмов и способов разрешения политического по своей природе конфликта между обществом и государством. Рассмотрим отдельно каждый тип политического режима.
2.Демократические режимы.
Демократия представляет
собой самый сложный тип
Сам термин «демократия» стал сегодня едва ли не самым употребляемым словом политического лексикона в России, кроме того, он употребляется и в обыденных, повседневных разговорах, приобретая самые разные значения и оттенки. Одна из причин этой необычайной разноголосицы заключается в том, что проблема демократии является на деле целым набором проблем различных «демократий», которые объединяет зачастую разве что наименование3. Российский политолог, М.В. Ильин, заметил: «упоминания этого слова к месту и не к месту буквально заполонили речь политиков, пропагандистов и отдельных граждан не только у нас, но чуть ли не повсюду в мире... Словом «демократия» обозначается и некий политический принцип, и особый тип власти, и система правления, и разновидность политического режима, и определенная политическая культура, и довольно неоднородный идеологический комплекс, даже некая мировоззренческая установка и жизненный стиль»4.
«Демократия» (demos – «народ» и kratos – «власть», «властвование») в переводе с греческого означает «власть народа». Этот термин встречается еще в трудах античных мыслителей. Зародился этот строй в Древней Греции, его особенности видный государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех»5. Эволюция значения термина «демократия» обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась «худшей формой» правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволяет правителям манипулировать «народовластием». Вследствие этого режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель, не проводил различий между демократией и охлократией, отрицательно относясь к демократии. Его оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия стала восприниматься негативно, и была вытеснена из политического обихода.
Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой Французской революции. С этого момента демократия все больше рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, требований автономии и социального равенства индивидов.
Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в XVIII веке. Это было связано с тем, что идеальная модель демократии как повседневного непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях подобно национальным государствам (в отличие от маленьких городов-полисов) практически невозможна. В результате первоначальный смысл демократии трансформировался, приспособился к потребностям жизни. Подобная трансформация испытывала влияние культуры конкретного общества, его политические и исторические традиции, демократический опыт. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм ее реализации, что и привносило известную путаницу в понимание данного термина.
Начиная с первого упоминания о демократии в переводе аристотелевской «Политики» в 1260 году и до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии. Например, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, правовой и социальной государственности, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений, плюрализме, равенстве, и т. д. Это обусловило тот факт, что сегодня существуют несколько интерпретаций смысла демократии. В современной научной литературе термин чаще всего употребляется в двух значениях. В широком смысле под демократией понимается форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду организации. В данном значении говорится, например, о производственной, профсоюзной, внутрипартийной демократии. В более узком смысле, характерном для политологии и государствоведческих дисциплин, под этим понятием фиксируется форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки: