Типология политического лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:08, реферат

Описание

Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всю группу, организацию, общество в целом.
Политический лидер – это авторитетный субъект политического процесса, личностное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития.Каждый лидер обладает специфическими чертами характера, методами руководства, воздействия на массы, способами достижения поставленных целей и т.д. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров.

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 32.24 Кб (Скачать документ)

Типология политического  лидерства.

Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всю группу, организацию, общество в целом.  
 Политический лидер – это авторитетный субъект политического процесса, личностное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития.Каждый лидер обладает специфическими чертами характера, методами руководства, воздействия на массы, способами достижения поставленных целей и т.д. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров.

М.Г. Берне разделяет лидеров на две категории: преобразователи и дельцы. Первые действуют в соответствии со своей концепцией общественного развития. Вторые — сосредоточивают внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Берне считает, что лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, в нормальных условиях приводит к «деловому» типу, а в революционных — к «преобразующему»

Большое влияние на исследователей природы лидерства оказала типология, разработанная немецким философом  и социологом М. Вебером. Он выделил:

1.  традиционное лидерство, основанное на вере в святость и неизменность традиций (лидером становятся в силу традиций, например, когда сын монарха наследует пост отца после его смерти);

2.  харизматическое лидерство, опирающееся на веру в исключительные способности вождя, который обладает харизмой, ниспосланной ему Богом;

3.  рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка, избрании и деловой компетенции индивида.

Лидерство (классификация  Лассуэлла):  
- организатор (управленец)  
- агитатор (оратор)  
- теоретик (интеллект) 

Лидерство (классификация  Херманн):  
- лидер – знаменосец (собственное видение действительности)  
- лидер – торговец (как бы продает избирателям свои идеи)  
- лидер – пожарный (резкий) 

Лидерство (классификация  Такера):  
- революционеры (отвергает существующую модель)  
- реформаторы (постепенное совершенствование)  
- консерваторы (сохранение)

Польский политолог Е. Вятр по отношению к идеологии выделяет тип лидера-идеолога и лидера-прагматика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти и влияния, второй способен отказаться от идеологических принципов во имя сохранения власти. 

 

Мы за основу типологии возьмем  следующие критерии:

1.  отношение к власти,

2.  способы и методы достижения поставленных целей,

3.  тип деятельности,

4.  отношение к действительности.

По отношению к власти можно выделить оппозиционного и властвующего лидера. Оппозиционный тип в свою очередь подразделяется на два подтипа конфронтационно-оппозиционный подтип, непримиримый противник данной власти, стремящийся свергнуть ее во что бы то ни стало, и конструктивно-оппозиционный подтип, критикующий данную власть но не ориентированный на ее немедленное свержение. 

По способу и  методам достижения поставленных целей  можно выделить:

1.  политика-реформатора,

2.  сторонника постепенных, эволюционных, плавных методов,

3.  политика-революционера, приверженца крутых, радикальных методов;

4.  реалиста, учитывающего лишь возможные в данной ситуации средства достижения цели,

5.  авантюриста, ориентирующегося лишь на иллюзорные средства, за которыми порой теряется и сама цель.

По типу деятельности различаются типы:

  • политика-идеолога
  • политика-организатора.

Мощными идеологами являются Ленин, Бухарин, Джефферсон, Линкольн, Рузвельт, де Голль, Горбачев, которые совершили гигантский прорыв в понимании политики, выдвижении новых идей.

По отношению к  действительности можно выделить типы лидера:

1.  реалиста,

2.  фанатика

3.  романтика.

Реалист, выдвигая адекватные общественным потребностям цели и задачи, исходит  из объективной реальности, какой  бы хорошей или плохой она ни была.

Фанатик руководствуется своими идеологическими  устремлениями, навязывая их обществу, совершенно не считаясь с реальностью 

Лидер-романтик на первых порах может  воодушевить, увлечь массы какой-либо яркой идеей, обещаниями скорейшего воплощения мечты в жизнь

 

Психоаналитический характер.

 

В психоаналитической типологии характеров А. Лоуэна, автор рассматривает характер как относительно устойчивый результат компромиссного взаимодействия противоположных сил, использующих энергию «Я». Подавленные силы могут вырываться наружу в виде истерики, неистовой ярости, депрессивной отчужденности и др. Свою типологию характеров А. Лоуэн построил, исходя из степени проявления в поведенческих паттернах индивида (моделях поведения) общего иждивенчества, мазохизма, истеричности, нарциссизма и шизоидности.

Оральный характер, по мнению автора, принадлежит индивиду, поведенческие паттерны которого включают чувства депривации (потери): потери любви и внимания со стороны значимого человека, потери надежд на карьеру и др. Наиболее ярко проявляются несамостоятельность индивида, чувство внутренней пустоты, одиночество, беспомощность. Он опасается быть отвергнутым, но сам ничего не может предпринять. О нем кто-то всегда должен заботиться, любить его, оказывать ему внимание. Фазы активности у него бывают, но их место вновь занимают депрессивные тенденции. И эта цикличностьнаблюдается постоянно. 
 
 Мазохистский характер отличается тем, что индивид имеет тенденцию направлять против себя все, что является деструктивным, болезненным и оскорбительным. Склонность жаловаться, навредить себе, бичевать себя легко может привести к садизму, стремлению мучить других и при этом испытывать одинаковые страдания. От чего другие испытывают неудовольствие, мазохист получает наслаждение. Он уверен, что любые его старания не ценятся окружающими; не доверяет никому, зачастую таит против всех злобу и ненависть.

Истерический характер базируется на склонности сексуализировать все несексуальные отношения и ситуации. Наблюдаются иррациональные вспышки эмоций, театрализованное поведение. Спонтанно возникающий избыток энергии захлестывает истерика, вызывая резкое усиление тревожности. Психическое равновесие воспринимается им как бесцветное существование, серость и скука. Попытка уйти от этого состояния реализуется чаще всего через серию приключений разного плана.

Фаллически-нарциссический характер выделяется прежде всего амбициозностью, самоуверенностью, «агрессивной храбростью», импульсивностью, хвастливостью, энергичностью и упорством в достижении поставленных целей. Индивид не успокаивается на достигнутом (карьера, секс и др.) и продолжает погоню за новыми «свершениями».

 

Государство:понятие, признаки, формы правления и функции.

 

1)Социологическая концепция определения понятия государства выделяют три его признака:  а/ совокупность людей – народ ;  б/ господствующую над ними власть ;  в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в еднстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определёной территории.

2)  Государство – это сложное социальное образование , которое можно познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.        

Территория – это пространственная основа государства , его физическая , материальная опора. Без территории государство не существует , хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в войне , или увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации  границы /. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может  проходить по суще  , водному и воздушному пространству , континентальному шельфу и т.д. / На территории государства

проживает население , где в полной мере  действует власть политическая. 
        Население , т.е. человеческое общество , проживающее на территории государства.

Население и народ / нация / - понятия  не тождественные. Народ / нация / - это  социальная группа , члена которой обладают чувством принадлежности к ней благодоря   общим  чертам культуры и историческому сознанию.

Публичная власть. Термин “ власть” означает способность влиять в нужном направлении , подчинять своей воле , навязывать её подвластным , осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой / слоем / людей , которая им управляет. Иначе их называют чиновниками , бюрократией , управленцами , политической элитой и т.п.       

Власть в государстве должна быть всеобщной , или публичной , т.е. распространять своё действие на всю территорию , на всё населения. Помимо этого власть должна быть универсальной , т.е. способной решать любые вопросы , затрагивающие общие интересы , а её указания должны быть общеобязательными для всех.

Право – в современной науке  система общеобязательных социальных норм , охраняемых слой государственного принуждения , обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества./1/ С появлением государства , право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность т.е. издаёт законы и другие нормативные акты , адресованные всему населению. Право позволяет власти делать общеобязательными для населения всей страны с тем ,чтобы направить поведение масс в определённое русло. 

Правоохранительные органы.  Это установленная государством деятельность специальных органов , которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия , в строгом соответствии с законом и при обязательном соблюдении установленных законом норм и при обязательном соблюдении установленого им порядка. В эту часть государственного аппарата входят : судебные органы  прокуратура , милиция , органы безопасности , внешней разведки , налоговая полиция , таможенные органы и т.д. Они необходимы любому государству  в связи с тем , что власть правителей осуществляется посредством норм права , приказов , т.е. имеет императивный характер. С помощью правоохранительных органов , возможно применение принудительных мер , предусмотренных правовой системой к населению.  

Армия. Одна из главных целей проявления элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Одной из причин военных конфликтов являются пограничные споры между  смежными государствами. Поэтому вооруженные  силы являются до сих пор остаются необходимыми атрибутом любого государства. Но не только для защиты территориальности  они применяются. Армия также может использоваться  и в критических внутренних конфликтах , хотя это и не является прямой её задачей.  
  Налоги , т.е. обязательные и безвозмездные платежи , взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определённые сроки , они необходимы для содержания органов управления , правоохранительных органов , армии , для поддержания социальной сферы / образования , науки , культуры , здравоохранения и т.д./ , создания резервов на случай чрезвычайных проишествий , бедствий , а также для выполнения других общих дел.

 

3) По форме правления государства  можно поделить на две группы : монархии и республики.         

Монархия означает , что правит  один человек , или персональное единовластие. Она соответствует следующим признакам :

·        существование единоличного главы государства;

·        обладание монархом всей полноты власти , которая является  нераздельной , верховной и суверенной;

·        наследственный порядок передачи власти ;

·        бессрочное правление монарха;

·        юридическая безответственность монарха;.

Различают неограниченную / абсолютную / и неограниченную монархию.        

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа , сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издаёт законы , назначает чиновников , объявляет или прекращает войну , контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках.

Разновидность абсолютной монархии является теократическая монархия  / Саудовская Аравия , Омар , Катар /         

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную  /конституционную /  в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.          

В дуалистической монархии существуют несколько политических учреждений: монарший двор. Монарх, император или  царь имеет сильное влияние на парламент : может наложить вето на его законы , издать чрезвычайные указы , имеющие силу закона , а при необходимости распустить парламент.

Парламент  / англ. parliament ,  франц. parlemet  от parler – говорить/ - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха , как в законодательой ,  так и в исполнительной сферах.

Республика как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире. Республика - форма  государственного правления  , при которой всё высшие органы государственной власти либо избираются , либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Республиками. Ей присущи следующие признаки :

·        коллективное правление , осуществляемое не одним лицом , лицом , а системой государственных органов ;

·        республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную , исполнительную и судебную ;

·        в формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избирательные системы , одни менее , другие более демократичные ;

·        представители органов власти и высшие должностные лица  избираются на определённый срок ;

Информация о работе Типология политического лидерства