Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:33, реферат
Типология политической культуры является одним из самых удобных инструментов для объяснения и прогноза поведения политических субъектов, функционирования политических институтов и политической системы в целом. Для понимания различных типов культуры выделяются различные основания или критерии. Сегодня наиболее известны и применимы три основных типа политической культуры и три производных от них смешанных типа. Они были выделены Алмондом и Вербой на основании характера отношения индивидов к власти, политической системе и представлений о своей политической роли. К основным типам относятся патриархальная, подданническая и активистская политические культуры.
3. Типология политической
Патриархальная политическая культура (дословно - парохиальная, или приходская, провинциалистская культура) формируется в период дополитических (потестарных) отношений. Для нее характерны общественные ориентации на вождя, лидера. Отношения регламентируются на основе обычая, традиций. Жесткое исполнение норм, правил, консервативность. Объединение людей и групповая идентификация происходят по родовым или клановым признакам. Легитимизация власти на основе обычая (традиционные, племенные, общинные отношения, монархии). Политическое участие подавлено и дифференцируется только исходя из установленного статуса (кланы, касты, семьи, династии и т.д.). Отношение к власти бессознательное и индифферентное. Позиция "прихожанина, или провинциала": игнорирование политики и ее влияния на его жизнь.
Подданническая политическая культура характеризуется сильной ориентацией на государство и политическую систему в целом. Политическая система воспринимается как что-то заданное и стабильное, могущественное и несокрушимое. Отношение к разным частям политической системы может быть разное, но в основном они воспринимаются интегрировано. Отношение к власти полубессознательное, в основном пассивное и лояльно-конформистское. Покорное подчинение государственным чиновникам и законам, хотя чувства по отношению к власти могут быть весьма разнообразны: от признания до глубокой неприязни. Позиция "подданного": систему изменить невозможно (или мало возможно), поэтому лучше ей подчиниться и соблюдать ее правила.
Активистская политическая культура (дословно - партиципаторная, участническая культура). Для нее свойственна ориентация на активное включение в политический процесс и оказание влияния как на политическую систему в целом, так и на отдельные ее сегменты. Отношение к политике сознательное и зависит от конкретной политической ситуации и способов осуществления власти. Относительно высокий уровень информированности о политической жизни и предъявление требований к политической системе. Поддержка политических курсов и лидеров находится в зависимости от исполнения этих требований. Позиция "участника": политическую систему можно менять и совершенствовать.
К производным типам смешанной политической культуры Алмонд и Верба относят патриархально-подданническую, подданнически-активистскую и патриархально-активистскую культуры.
Патриархально-подданническая политическая культура характерна для периода перехода от традиционных обществ к политическим и складывания централизованных государств. Утрачиваются ориентации на племенную, феодальную либо местную знать (земляческие, клановые структуры). Формируются ориентации на специализированные государственные институты.
Подданнически-активистская политическая культура выражается в доминировании авторитарно-лояльные конформистские ориентации на политическую систему. Наряду с ними существуют ориентации на политическое участие, критику, претензии на влияние (на "вход" в политическую систему).
Патриархально-активистска политическая культура характерна для обществ, осуществляющих переход от клановых, патриархальных к демократическим отношениям, минуя жесткие авторитарные формы. На фоне клановых, земляческих установок возникают активные установки на участие в политике.
Кроме названных типов Алмонд и Верба описали тип политической культуры, который они считают наиболее распространенным в демократических странах. Это некий средний, подданнически-активистский тип, который они назвали гражданской культурой.
Под гражданской политической
культурой они понимают культуру
"умеренности", которая является
продуктом длительного
Таким образом, гражданская культура - это сочетание лояльности граждан к политической системе с их установкой на реальное влияние на политический процесс и реализацию политического курса. Это культура устойчивого, стабильного демократического общества, которая воспроизводит атмосферу социального и политического доверия.
Г. Алмонд предложил и иную типологию политической культуры, подразделив ее, в зависимости от степени варьирования ценностей и убеждений внутри общества, на пять типов: гомогенный, фрагментированный, доиндустриальный и тоталитарный.
Гомогенная политическая культура характерна, прежде всего, для США, Великобритании и других англосаксонских стран, однако многие из ее компонентов сегодня свойственны большинству западных стран континентальной Европы. Ее отличают секулярность, множество конкурирующих субкультур, плюрализм, сосуществование, единые правила игры, взаимодополняющие и общие ценности, индивидуализм, легитимность всех относительно самостоятельных политических акторов, рациональность, прагматизм, экспериментаторство.
Понятие "политического сознания", его структурные компоненты
Политическое сознание - это особая форма общественного сознания, в котором воспроизводится в идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, деятельность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.
Политическое сознание включает
в себя теории, идеи, чувства, представления,
ценности, ожидания, настроения и т.д.,
складывающиеся у различных социальных
групп и индивидов на основе их
включения в систему
Структура политического сознания достаточна сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. И чтобы в них не запутаться, выделяя структурные элементы политического сознания, необходимо каждый раз ясно представлять себе, по какому основанию производится это выделение. А оснований таких немало.
Для начала подчеркнем, что политическое сознание - это форма общественного сознания, следовательно, оно формируется как сознание групповое, корпоративное. А так как социальных групп в обществе много, то вполне правомерно выделение особенностей политического сознания в зависимости от его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать, классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территориальные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит и в основе различения массового политического сознания и элитарного.
Другим ведущим основанием
выделения структурных
Политическая теория (философия политики, социология политики, политология и пр.) - это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций. Задача теории - выработка систематизированного знания о политике, позволяющая объяснять ее возникновение и последующее развитие.
Обыденное политическое сознание - это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий, склонностью к персонификации политических проблем. Такая характеристика обыденного политического сознания не означает какой-либо его ущербности или неполноценности. У него просто иной, чем у теории горизонт и иные возможности.
Различие политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.
Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).
Объемы понятий "политическая
идеология" и "политическая теория"
частично перекрывают друг друга, поскольку
идеология анализирует
Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие "политическая психология" включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные (неосознаваемые), не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.д.
Таково в целом соотношение
основных уровней политического
сознания, различаемых по степени
проникновения в сущность политической
реальности и, как следствие, - по способу
формирования, социальным функциям и
пр. При таком структурном
Политическая идеология. Ее
Политическую идеологию
часто называют "ядром" политического
сознания. Так как основная "тяжесть"
идей и концепций сосредоточена
в идеологиях. Именно они разрабатывают
концептуальные политические схемы, объясняют
и оправдывают возникающие
- целостность, систематичность
представленного в идеологии
знания, использование средств
- появление на свет
в результате деятельности
- изначальная нацеленность
на изменение или закрепление
существующих политических
- обусловленность интересами различных социальных групп;
- апелляция к целям
и ценностям общественной
- склонность к некоторой "лакировке" действительности.
К числу ведущих функций идеологии относятся следующие:
- целеобразующая - формулировка целей общественного развития, придающая смысл и обоснование притязанием социальных групп на власть;
- программно-практическая - перевод теории в практику;
- интегративная - сплочение, формирование единства социальной группы;
- мотивирующая - побуждение людей к политической активности;
- коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии различают своих сторонников и отделяют "чужаков".
К числу основных функций идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую, пропагандистскую, апологетическую. Таково в целом назначении идеологии в современном мире.