Типология политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:33, реферат

Описание

Типология политической культуры является одним из самых удобных инструментов для объяснения и прогноза поведения политических субъектов, функционирования политических институтов и политической системы в целом. Для понимания различных типов культуры выделяются различные основания или критерии. Сегодня наиболее известны и применимы три основных типа политической культуры и три производных от них смешанных типа. Они были выделены Алмондом и Вербой на основании характера отношения индивидов к власти, политической системе и представлений о своей политической роли. К основным типам относятся патриархальная, подданническая и активистская политические культуры.

Работа состоит из  1 файл

Срс10 типология.docx

— 20.20 Кб (Скачать документ)

3. Типология политической культуры. Типология политической культуры является одним из самых удобных инструментов для объяснения и прогноза поведения политических субъектов, функционирования политических институтов и политической системы в целом. Для понимания различных типов культуры выделяются различные основания или критерии. Сегодня наиболее известны и применимы три основных типа политической культуры и три производных от них смешанных типа. Они были выделены Алмондом и Вербой на основании характера отношения индивидов к власти, политической системе и представлений о своей политической роли. К основным типам относятся патриархальная, подданническая и активистская политические культуры. 

Патриархальная политическая культура (дословно - парохиальная, или приходская, провинциалистская культура) формируется в период дополитических (потестарных) отношений. Для нее характерны общественные ориентации на вождя, лидера. Отношения регламентируются на основе обычая, традиций. Жесткое исполнение норм, правил, консервативность. Объединение людей и групповая идентификация происходят по родовым или клановым признакам. Легитимизация власти на основе обычая (традиционные, племенные, общинные отношения, монархии). Политическое участие подавлено и дифференцируется только исходя из установленного статуса (кланы, касты, семьи, династии и т.д.). Отношение к власти бессознательное и индифферентное. Позиция "прихожанина, или провинциала": игнорирование политики и ее влияния на его жизнь.

Подданническая политическая культура характеризуется сильной ориентацией на государство и политическую систему в целом. Политическая система воспринимается как что-то заданное и стабильное, могущественное и несокрушимое. Отношение к разным частям политической системы может быть разное, но в основном они воспринимаются интегрировано. Отношение к власти полубессознательное, в основном пассивное и лояльно-конформистское. Покорное подчинение государственным чиновникам и законам, хотя чувства по отношению к власти могут быть весьма разнообразны: от признания до глубокой неприязни. Позиция "подданного": систему изменить невозможно (или мало возможно), поэтому лучше ей подчиниться и соблюдать ее правила.

Активистская политическая культура (дословно - партиципаторная, участническая культура). Для нее свойственна ориентация на активное включение в политический процесс и оказание влияния как на политическую систему в целом, так и на отдельные ее сегменты. Отношение к политике сознательное и зависит от конкретной политической ситуации и способов осуществления власти. Относительно высокий уровень информированности о политической жизни и предъявление требований к политической системе. Поддержка политических курсов и лидеров находится в зависимости от исполнения этих требований. Позиция "участника": политическую систему можно менять и совершенствовать.

К производным типам смешанной  политической культуры Алмонд и Верба относят патриархально-подданническую, подданнически-активистскую и патриархально-активистскую культуры.

Патриархально-подданническая политическая культура характерна для периода перехода от традиционных обществ к политическим и складывания централизованных государств. Утрачиваются ориентации на племенную, феодальную либо местную знать (земляческие, клановые структуры). Формируются ориентации на специализированные государственные институты.

Подданнически-активистская политическая культура выражается в доминировании авторитарно-лояльные конформистские ориентации на политическую систему. Наряду с ними существуют ориентации на политическое участие, критику, претензии на влияние (на "вход" в политическую систему).

Патриархально-активистска политическая культура характерна для обществ, осуществляющих переход от клановых, патриархальных к демократическим отношениям, минуя жесткие авторитарные формы. На фоне клановых, земляческих установок возникают активные установки на участие в политике.

Кроме названных типов  Алмонд и Верба описали тип политической культуры, который они считают наиболее распространенным в демократических странах. Это некий средний, подданнически-активистский тип, который они назвали гражданской культурой.

Под гражданской политической культурой они понимают культуру "умеренности", которая является продуктом длительного закрепления  либерально-демократических ценностей, участия гражданина в управлении обществом, принятии политических решений. Она - результат укрепления доверия  между гражданами и властью, рассредоточения  власти между многими секторами  принятия решений, существования взаимной ответственности и сотрудничества. Смысл ее в том, что граждане не нуждаются в постоянном и активном участии во власти и выдают ей некоторый  кредит доверия, предоставляющий власти относительную свободу действий в период между выборами. Уровень  готовности участвовать во власти и  реальное участие не совпадают, что  создает резерв влиятельности граждан, который всегда держит власть в ситуации повышенной ответственности. Тем не менее, степень участия граждан  в принятии решений весьма высока, что достигается за счет выполнения ими значительного числа ролей  в структурах гражданского общества и местного самоуправления.

Таким образом, гражданская культура - это сочетание лояльности граждан к политической системе с их установкой на реальное влияние на политический процесс и реализацию политического курса. Это культура устойчивого, стабильного демократического общества, которая воспроизводит атмосферу социального и политического доверия.

Г. Алмонд предложил и иную типологию политической культуры, подразделив ее, в зависимости от степени варьирования ценностей и убеждений внутри общества, на пять типов: гомогенный, фрагментированный, доиндустриальный и тоталитарный.

Гомогенная политическая культура характерна, прежде всего, для США, Великобритании и других англосаксонских стран, однако многие из ее компонентов сегодня свойственны большинству западных стран континентальной Европы. Ее отличают секулярность, множество конкурирующих субкультур, плюрализм, сосуществование, единые правила игры, взаимодополняющие и общие ценности, индивидуализм, легитимность всех относительно самостоятельных политических акторов, рациональность, прагматизм, экспериментаторство.

Понятие "политического сознания", его структурные компоненты

Политическое сознание - это особая форма общественного сознания, в котором воспроизводится в идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, деятельность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах  осуществления политической власти.

Структура политического  сознания достаточна сложна. Она имеет  множество самых разнообразных  измерений. И чтобы в них не запутаться, выделяя структурные  элементы политического сознания, необходимо каждый раз ясно представлять себе, по какому основанию производится это  выделение. А оснований таких  немало.

Для начала подчеркнем, что  политическое сознание - это форма  общественного сознания, следовательно, оно формируется как сознание групповое, корпоративное. А так  как социальных групп в обществе много, то вполне правомерно выделение  особенностей политического сознания в зависимости от его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического  сознания могут выступать, классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территориальные  и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит и в основе различения массового политического сознания и элитарного.

Другим ведущим основанием выделения структурных элементов  политического сознания являются глубина  и адекватность постижения им политической реальности. По этому критерию выделяют уровни политического сознания - теоретический и обыденный, идеологический и психологический.

Политическая теория (философия политики, социология политики, политология и пр.) - это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций. Задача теории - выработка систематизированного знания о политике, позволяющая объяснять ее возникновение и последующее развитие.

Обыденное политическое сознание - это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий, склонностью к персонификации политических проблем. Такая характеристика обыденного политического сознания не означает какой-либо его ущербности или неполноценности. У него просто иной, чем у теории горизонт и иные возможности.

Различие политической идеологии  и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения  политической реальности. Однако идеология  не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).

Объемы понятий "политическая идеология" и "политическая теория" частично перекрывают друг друга, поскольку  идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это  систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о "сущем" (о том, что есть), но и о "должном" (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы.

Другим уровнем политического  сознания, парным идеологическому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие "политическая психология" включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные (неосознаваемые), не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.д.

Таково в целом соотношение  основных уровней политического  сознания, различаемых по степени  проникновения в сущность политической реальности и, как следствие, - по способу  формирования, социальным функциям и  пр. При таком структурном расчленении  политическое сознание анализируется  главным образом с точки зрения содержания заключенного в нем знания, т.е. определенного объема информации о мире политики. Но для объяснения многих политических процессов и  явлений важны не только наличие  у человека знания о политике, но и сам способ существования этого  знания, его встроенность в механизмы политического поведения человека. По этому основанию в политическом сознании можно выделить такие элементы, как: политические убеждения, установки, ценностные ориентации, настроения, ожидания, стереотипы, предрассудки и т.д. Эти структурные элементы политического сознания характеризуют по большей части его эмоционально-волевую строну и потому рассматриваются внутри политической психологии.

Политическая идеология. Ее основные элементы, функции и особенности формирования

Политическую идеологию  часто называют "ядром" политического  сознания. Так как основная "тяжесть" идей и концепций сосредоточена  в идеологиях. Именно они разрабатывают  концептуальные политические схемы, объясняют  и оправдывают возникающие политические коллизии, проявляют и рационализируют  смутные и неопределенные политические "чувства" народных масс. Центральное  место идеологий в структуре  политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных  особенностей их формирования и функционирования. Вот они:

- целостность, систематичность  представленного в идеологии  знания, использование средств познания  теоретического уровня;

- появление на свет  в результате деятельности идеологов;

- изначальная нацеленность  на изменение или закрепление  существующих политических отношений  и институтов;

- обусловленность интересами  различных социальных групп;

- апелляция к целям  и ценностям общественной жизни  в качестве одного из главных  аргументов;

- склонность к некоторой  "лакировке" действительности.

К числу ведущих функций  идеологии относятся следующие:

- целеобразующая - формулировка целей общественного развития, придающая смысл и обоснование притязанием социальных групп на власть;

- программно-практическая - перевод теории в практику;

- интегративная - сплочение, формирование единства социальной группы;

- мотивирующая - побуждение людей к политической активности;

- коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии различают своих сторонников и отделяют "чужаков".

К числу основных функций  идеологии можно также отнести  познавательную, аксиологическую, пропагандистскую, апологетическую. Таково в целом назначении идеологии в современном мире.

 


Информация о работе Типология политической культуры