Типы избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….. 3
Типы избирательных систем……………………….…………………….……..3
Мажоритарная избирательная система…….………………………….……….3
Пропорциональная избирательная система……………………………………5
Смешанная избирательная система…………………………………………….6
Избирательные системы в РФ……………………………………………….….6
Избирательная компания. Роль СМИ в избирательной компании………….8
Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы…………………….11
Заключение………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

ПЛАН

 

         стр.

Введение……………………………………………………………………….…..  3

 

  1. Типы избирательных систем……………………….…………………….……..3
    1. Мажоритарная избирательная система…….………………………….……….3
    2. Пропорциональная избирательная система……………………………………5
    3. Смешанная избирательная система…………………………………………….6
  2. Избирательные системы в РФ……………………………………………….….6
  3. Избирательная компания. Роль СМИ в избирательной компании………….8
  4. Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы…………………….11

 

Заключение………………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В российской научной  литературе существует два подхода  к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

 

 

  1. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИТСТЕМ

 

 Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти.

 

 

1.1 Мажоритарная избирательная система

 

Мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная  избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в  одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право.

Как правило, в  большинстве случаев, выборы при  мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным  округам. Количество избирательных  округов в таком случае соответствует  количеству мандатов. Победителем в  каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа.

Мажоритарная  избирательная система является единственно возможной при выборах  глав государств или государственных  образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания). При всех достоинствах (а к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет очевидный и очень существенный недостаток. При такой системе «победитель получает все». Граждане, голосовавшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных органах власти. Это несправедливо, тем более, что при системе относительного большинства, как правило, не представленным в парламенте оказывается именно большинство.

Попытки преодолеть основной недостаток мажоритарной избирательной  системы привели к ее модификации  в некоторых странах мира.

Так, для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство избирателей используется система ординального голосования (система передаваемого голоса). При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Пропорциональная избирательная система

 

Пропорциональная  избирательная система - система  формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места  в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит  принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают  ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать  избирателю.

Избиратель  фактически голосует за политическую партию, которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным  партией приоритетом.

Данная система  обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

• пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти;

• пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений изменять приоритетность партийного списка.

 

    1. Смешанная избирательная система

 

Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов и избирательных округов или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов.

Смешанные избирательные  системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому  основанию выделяется два вида смешанных  систем:

• смешанная  несвязанная система выборов, при  которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов  по пропорциональной системе (приведенные  выше примеры - это как раз примеры  смешанной несвязанной избирательной системы); 
• смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе.

 

  1. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В РФ

 

Мажоритарная  система абсолютного большинства  была основной системой выборов в  РСФСР в 1989-1991 гг. После 1991 г. эта система  применялась в нашей стране на выборах Президента Российской Федерации, на выборах высших должностных лиц в большинстве субъектов Федерации, а также в некоторых субъектах Федерации на выборах глав муниципальных образований и на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации.

До принятия в 2002 г. нового Федерального закона "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" в некоторых  субъектах Федерации на выборах  высших должностных лиц субъекта Федерации использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства.

Многомандатные округа использовались в РСФСР в 1990 г. на выборах в  местные Советы нижнего уровня, а  с 1993 г. - на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления во многих субъектах Федерации. Кроме того, двухмандатные округа использовались на выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г.

Число распределяемых в много  мандатных округах мандатов до 1997 г. федеральным законом не регулировалось. Чаще всего округа на выборах законодательных  органов государственной власти субъектов Федерации были двух- и  трехмандатные, реже четырехмандатные. В Краснодарском крае на выборах 1994 г. образовывались 7- и 8-мандатные округа. Выборы Парламента Ингушетии в 1994 г. проходили по единому 27-мандатному округу.

На выборах в представительные органы местного самоуправления в 1995-1998 гг. 31% мандатов замещался в многомандатных округах. При этом округа с числом мандатов менее 6 составляли 41%, от 6 до 11 - 52%, от 11 до 16 - 6%.

Начиная с 1997 г. федеральное  законодательство устанавливает предельное число мандатов, распределяемых в  многомандатном избирательном округе - 5.

До 2000 г. в ряде регионов образовывались округа с разным количеством распределяемых мандатов, в том числе практиковалось сочетание одномандатных и многомандатных округов.

В 1990 г. в случае выборов  по многомандатным округам число голосов у избирателя ограничивалось лишь числом баллотировавшихся кандидатов. В период 1993-2000 годов число голосов у избирателя соответствовало числу замещаемых в округе мандатов ("блоковая" система неограниченного вотума). Так, на выборах в Парламент Республики Ингушетия в 1994 г. каждый избиратель имел 27 голосов. На выборах, где образовывались округа с разным числом мандатов, избиратели в разных округах наделялись разным числом голосов.

После выборов депутатов  Законодательного Собрания Оренбургской области 1998 г., где разные избиратели имели один, два, три или четыре голоса, областной закон был оспорен в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд 23 марта 2000 г. принял постановление, в котором признал практику наделения разных избирателей неодинаковым числом голосов неконституционной. В соответствии с этим решением и принятым впоследствии новым федеральным законом число голосов у избирателей должно быть одинаковым, далее если образуются округа с разным числом мандатов. После этого в некоторых субъектах Федерации при выборах по многомандатным округам начали применяться система ограниченного вотума и ее предельный случай – система единственного непередаваемого голоса.

Пропорциональная система  с закрытыми списками использовалась с 1993 г. на выборах половины состава Государственной Думы. До 2003 г. эта система применялась также в 9 регионах на выборах части состава представительного органа государственной власти субъекта Федерации, а в Красноярском крае - на выборах представительных органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований.

Информация о работе Типы избирательных систем