Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:17, контрольная работа
Цель: изучить типы изберательных систем.
Задачи: рассмотреть понятие «избирательная система» и ее структуру;мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, их достоинства и недостатки; описать основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объяснить политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Госдуму РФ
1.Введение...................................................................................................3
2.Понятие «избирательная система» и ее структура...…………………4
3.Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки………………………………………………..7
4.Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Госдуму РФ………………………………………………………………...............14
5.Заключение............................................................................................19
6.Список использованной литературы………………………………...21
•
пропорциональная система с единым общенациональным
многомандатным избирательным округом,
число мандатов в котором соответствует
числу мест в выборном органе власти: свои
списки кандидатов выдвигают только общенациональные
партии, избиратели голосуют за эти списки
в масштабах всей страны;
• пропорциональная избирательная система
с многомандатными округами. Политические
партии формируют списки кандидатов по
избирательным округам, соответственно
депутатские мандаты, «разыгрываемые»
в округе распределяются на основе влияния
партии в этом округе.
Основная
претензия, предъявляемая к
Попытки
максимально использовать достоинства
базовых избирательных систем и
нивелировать их недостатки приводят
к возникновению смешанных
Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов.
Во многом аналогичная система выборов используется и при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что по пропорциональной системе там избирается 25% депутатов, остальные 75% - на мажоритарной основе.
Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:
• смешанная
несвязанная система выборов, при которой
распределение мандатов по мажоритарной
системе никак не зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе
(приведенные выше примеры - это как раз
примеры смешанной несвязанной избирательной
системы);
• смешанная связанная избирательная
система, при которой распределение мест
по мажоритарной системе зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе.
В этом случае кандидаты в мажоритарных
округах выдвигаются политическими партиями,
участвующими в выборах по пропорциональной
системе. Мандаты, полученные партиями
в мажоритарных округах, распределяются
в зависимости от результатов выборов
по пропорциональной системе. Так, в Германии
на выборах в Бундестаг, основным голосованием
является голосование за земельные списки
партий. Однако, немецкие избиратели голосуют
и за кандидатов по мажоритарным округам.
Политическая партия, набравшая голосов
больше предусмотренного законом количества,
получает право на представительство
своих кандидатов, победивших в мажоритарных
округах («переходные мандаты»).
3.Основные
параметры и особенности
До принятия в 2002 г. нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в некоторых субъектах Федерации на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) субъекта Федерации использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся, строго говоря, ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. К таким разновидностям относятся:
• система,
требующая для избрания получения относительного
большинства, но не менее 25% от числа граждан,
внесенных в списки избирателей;
• система, требующая для избрания получения
относительного большинства, но не менее
25% от числа избирателей, принявших участие
в голосовании;
• система, требующая для избрания получения
более половины голосов от общего числа
голосов избирателей, отданных за всех
кандидатов.
Пропорциональная система с закрытыми списками использовалась с 1993 г. на выборах половины состава Государственной Думы. До 2003 г. эта система применялась также в регионах на выборах части состава представительного органа государственной власти субъекта Федерации, а в Красноярском крае - на выборах представительных органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований.
Начиная с декабря 2003 г. пропорциональная система используется повсеместно на выборах представительного органа государственной власти субъекта Федерации и по ней избирается не менее 50% депутатов регионального законодательного органа или одной из его палат. При этом большинство субъектов Федерации также предпочло систему закрытых списков.
В
небольшом числе регионов решено
использовать систему открытых списков.
Выборы по этой системе уже прошли
в Республике Калмыкия, в Корякском
и Ямало-Ненецком автономных округах.
Хочется подробнее остановиться на законе о выборах в Государственную Думу, который принят в 2005 г. и был дополнен путем принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Мне кажется, что переход к полностью пропорциональной избирательной системе правомерен и позитивен. Дело даже не в абстрактных рассуждениях, что это более демократичная система, хотя это действительно так: она позволяет распределить места между партиями в пропорции к весу голосов. Важнее то, что почти никто из депутатов Государственной Думы не избирался по одномандатным округам большинством голосов избирателей.
Голоса избирателей разбивались между 10, 15 или даже 20 кандидатами. И депутаты избирались большинством около 20-25% голосов. 80% избирателей голосовали не за них. Не скажем, что против них, но не за них. Вот такой парадокс. Поэтому упразднение этого порядка мне кажется позитивным.
Однако и та система, которая принята в России в 2005 г., имеет свои минусы. И минусов несколько. Во-первых, это отсутствие индивидуализации кандидатов. Избиратель не знает их. Если партии выдвигают до 500 кандидатов и если участвуют хотя бы 10 партий, то никогда избиратель не будет читать списки из пяти тысяч имен кандидатов, даже если они будут опубликованы заранее.
Второй минус: отсекаются независимые кандидаты. Им оставляют лишь возможность "проситься" в тот или иной партийный список. Но они могут не захотеть проситься, они ведь по какой-то причине не вступают в партии. Да и куда поместят их партии в своем списке? На 200-е, 300-е места. Шансов у них все равно не будет.
Что
делать? Мне представляется, что
решение этого вопроса лежит
на пути сохранения пропорциональной
избирательной системы, но надо преобразовать
ее в пропорциональную избирательную
систему с преференциальным, т.е. предпочтительным,
вотумом. Такие системы существуют в Японии,
Финляндии и во многих других странах.
Для этого ликвидируется единый федеральный округ. Страна делится на несколько десятков (примерно 40-50) много мандатных избирательных округов. Округа будут неравными, чтобы не нарушать административные границы. От каждого округа могут избираться 10-15 депутатов в пропорции к численности населения.
Это дает нам несколько плюсов. Во-первых, в этих бюллетенях мы можем разместить фамилии кандидатов. Избиратель увидит не мифические названия партий и трех лидеров, которые, кстати сказать, зачастую вовсе в партиях не состоят, а это борцы, известные артисты, отдаленное отношение имеющие к партии. При предлагаемой системе кандидаты будут индивидуализированы и избиратели будут знать кандидатов. Они увидят фамилии людей, которые для них сравнительно узнаваемы.
Деление территории страны на относительно небольшие избирательные округа дает возможность идти на выборы независимым кандидатам. Они могут составить свой список. Для этого надо собрать подписи избирателей, определенное число, не очень большое. И тогда независимые кандидаты могут баллотироваться и могут избираться - минуя диктат политических партий.
Во-вторых, это дает оживление деятельности региональных партийных организаций. Кандидатов будут выдвигать не центральное партийное начальство, а региональные и местные организации партий. Это повысит их активность, работу среди населения.
И
в-третьих, это дает повышение интереса
избирателей к выборам. Для этого вводится
предпочтительный вотум. Избиратель, получив
бюллетень, сначала отмечает партию, за
которую он голосует. Это его партийные
предпочтения. Затем он имеет один или
два преференциальных вотума: в списке
партии, за которую избиратель голосует,
он может отметить (крестиком, галочкой
и т.п.) имена тех одного или двух кандидатов,
которые, как он полагает, заслуживают
избрания в первую очередь. Возможно, что
это будут не партийные руководители,
а местные активисты, лучше известные
простому человеку.
Избирательная комиссия, определив сначала число полагающихся той или иной партии депутатских мест, подсчитывает также число преференций (предпочтений) по каждому кандидату в партийном списке. Считаются избранными в первую очередь кандидаты, получившие больше преференций. Если их нет, далее при распределении мест используется, как и сейчас, порядок очередности в списке.
Минусом нашей избирательной системы является также архаическая избирательная квота, которая называется у нас естественной квотой или первым и вторым избирательным частным: общее число поданных действительных голосов избирателей делится на число депутатских мест. В результате получается квота: число голосов, необходимых для избрания одного депутата. Но всегда остаются остатки голосов, и приходится прибегать к повторному вычислению. А комиссия нам не показывает, как она вычисляла - мы видим только результаты. Почти нигде в мире не пользуются такой системой. Существуют другие более совершенные способы вычисления избирательного метра: иногда используется метод искусственной квоты, но гораздо чаще квота вычисляется по широко известному методу д'Ондта. В обоих случаях сразу распределяются все места. Такие вычисления вовсе не сложны, они используются и в странах менее развитых, чем Россия.
В отмене пороговой явки нет никакого ущемления прав человека или демократии. Когда в античных полисах люди перестали ходить на народные собрания, которые фактически тогда играли роль парламента, Перикл ввел оплату за посещение гражданами народных собраний. Неучастие это вечная проблема демократий во все времена, поэтому кто хочет - пусть участвует. Можно стимулировать оплатой или иными способами, а наличие квот нижнего или верхнего предела - как и раз и есть отход от демократии.