Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:55, доклад
Основные задачи оценивания
- Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации государственной программы, воздействия законопроекта (на этапе разработки);
- Обеспечить обратную связь (т.н. «сопровождающие исследования»);
- Оценить степень достижения намеченных целей;
Типы оценок государственных программ
Основные задачи оценивания
- Спрогнозировать
возможные последствия,
- Обеспечить обратную
связь (т.н. «сопровождающие
- Оценить степень достижения намеченных целей;
- Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведёнными мероприятиями программы / политики;
- Предоставить в
распоряжения заказчика
Типология оценивания
1 Предварительное оценивание (англ. ex-ante evaluation)
2 Определение "оцениваемости" программы (англ. evaluability assessment)
3 Сопровождающее оценивание (англ. on-going evaluation)
4 Итоговое оценивание (англ. summative evaluation, ex-post evaluation)
5 Мета-оценивание (англ. meta-evaluation)
Предварительное оценивание направлено на оценку ситуации и результатов будущих программ. Предварительное оценивание часто именуют прогнозным, так как его применяют при определении валидности содержания программы, выполнимости задач, поставленных в ней, таким образом прогнозируя дальнейшее развитие программы. Прогнозное оценивание проводится для предварительного заключения о возможных результатах, последствиях и других аспектах внедряемой программы.
Процесс предварительной оценки представляет определённые выгоды в том смысле, что помогает избежать необоснованных расходов и издержек, повышает шансы программы на успех на этапе её реализации.
Определение "оцениваемости" программы (англ. evaluability assessment).Определение "оцениваемости" необходимо для выявления возможности применения методов оценивания непосредственно к данной программе; таким образом определяется круг факторов и условий, являющихся потенциальными преградами и/или помехами для эффективной оценки.
На этом этапе
оценщик делает вывод о согласованности,
логичности и содержательности программы,
доступности и возможности
Сопровождающее оценивание (англ. on-going evaluation)
Сопровождающее оценивание
(см. также Formative evaluation) осуществляется
во время реализации программы или мероприятия
(по возможности с самого начального момента
её реализации). Оно используется для своевременной
обратной связи на основе полученных (промежуточных)
результатов для соответствующих акторов
(политических, административных или общественных),
чтобы создать возможность внесения коррективов
ещё во время реализации программы или
мероприятия. Сопровождающее оценивание
также называют мониторингом хода реализации
программы/политики/
Итоговое оценивание (англ. summative evaluation, ex-post evaluation)
Итоговое оценивание программы (или другого предмета оценки), как правило, проводится после завершения программы (для текущих программ -соответственно сопровождающее оценивание);
Итоговое оценивание может быть инициировано как третьей (внешней) стороной так и тем, кто принимает решения (например, финансирующее агентство, служба по контролю и надзору или люди, в будущем вовлеченные в оцениваемую программу);
Итоговое оценивание может быть произведено как независимым оценщиком-экспертом, который подготавливает качественный внешний мониторинг-анализ, так и внутренними экспертами; впрочем, итоговое оценивание проводится также с помощью комбинации двух названных методов.
Результат итогового оценивания обычно оформляется в виде ряда альтернатив:
внедрение программы (имплементация, приведение в действие);
усиление поддержки программы (невозможность итогового заключения о программе);
продолжение мер поддержки программы;
учет конкретных, специфических обстоятельств (апробация);
претерпевание определённых изменений (модификация и корректировка программы);
прекращение программы
Мета-оценивание (англ. meta-evaluation)
В основе мета-оценивания лежит оценивание самой системы оценивания (см. мета). Такой вид оценивания позволяет постоянно обновлять и совершенствовать установленные показатели, процедуры оценки и.т.д.
Также существуют внешние и внутреннее оценивания:
Внешнее оценивание (англ. external evaluation) инициируется решением независимых акторов и(или) проводится сторонними наблюдателями (чаще всего — экспертами или специально созданными комиссиями). Вследствие этого можно рассчитывать на большую объективность результатов. Требует значительных временных затрат, поскольку обычно предполагает больший объем работ (по сравнению с внутренним).
Внутреннее оценивание/самооценивание
В литературе нередко происходит смешение терминов «внутреннее оценивание» (англ. internal evaluation) и «самооценивание»(англ. self-evaluation. Различие этих понятий состоит в том, что субъектами внутреннего оценивания являются сотрудники диагностируемой организации, не принимающие участие в программе; в свою очередь, субъектами самооценивания являются непосредственно участники программы.
Этапы
Этап формирующего оценивания
На данном этапе все планы, процедуры, действия и материалы проходят оценку на пригодность их использования в данной программе. После этого проводится анализ возможности успеха данной программы с таким набором параметров и взвешиваются все ее сильные и слабые стороны.
Этап технологического оценивания
Это своего рода механизм
оценки соответствия количества людей,
на которых программа должна была
быть направлена, и количества людей,
которых она реально
Этап оценивания воздействия
Цель данного этапа заключается в том, чтобы выявить все изменения, произошедшие с момента внедрения программы. Помимо этого важную роль играет сбор информации о ситуации, которая имела место до существования программы и их сравнительный анализ. Таким образом, данный этап позволяет получить промежуточные результаты функционирования программы.
Этап оценивания результатов
Данный этап нацелен
на получении информации о том, насколько
программе удалось достигнуть поставленной
цели. Полученные на данном этапе результаты
играют определяющую роль при принятии
решения о продолжении