Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:34, реферат
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.
Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Основные признаки и особенности тоталитаризма………………………………...4
Глава 2. Исторические формы тоталитаризма………………………………………………..7
Глава 3. Тоталитарное сознание как тип политической культуры………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………………………18
Субъект-личность с тоталитарным сознанием стремится теоретически подготовить, обосновать и оправдать необходимость как своего бытия, так и государства тоталитарного типа.
Диктатор – носитель и защитник такого учения, которое оправдало бы любое его действие, направленное на удержание власти. Поэтому нравственным объявляется лишь то, что служит защите и утверждению его субъективных установок и идей, выдаваемых окружением за “гениальные открытия”. Диктатор не выдерживает никакого диалога с оппонентами, предпочитая диалогу конфронтацию и монолог (телевидение для современных диктаторов является неоценимой силой) с целью навязывания массам своих идей.
Тоталитарное
сознание, погруженное в сферу
стихийного материализма и признающее
основой и началом всего
Тоталитарное
сознание сравнимо с реципиентом, который
постоянно нуждается в
Тоталитарное
сознание диктатора есть сконцентрированное
выражение тоталитарного
Раскрытие
природы тоталитарного
Всемирная
история изобилует
Тоталитарное сознание, как было уже отмечено, лишь декларирует свободу для множества субъектов, на деле её лишенных. Диктатор стремится направить сознание народа к признанию только одного вождя, единственного, абсолютного и свободного субъекта-лидера и путем террора добивается того, что субъекты в своем большинстве не познают и не знают себя как свободных.
В странах фашистской ориентации насаждается теория расовой и национальной исключительности как оправдание завоевательной политики и претензии на установление своего мирового господства; в странах социалистической ориентации насаждается теория классовой борьбы, где пролетариату отводится роль могильщика буржуазии и доказывается, что именно он завоюет весь мир.
В странах социализма, например, чуть ли не с детства внушают, что советские граждане самые счастливые, потому что живут в самой демократической и самой передовой стране мира. “Мы - не рабы, рабы - не мы” (Букварь). Уверяют, что только в стране диктатуры пролетариата гражданин свободен, что другой такой страны, “где так вольно дышит человек”, нет, не было и не будет, и что эта свобода есть результат жертвенного служения народу партии революционеров, посвятивших свою жизнь борьбе за освобождение человечества, и, наконец, есть результат гения вождя. Благодаря широко поставленной пропаганде и агитации сознанию субъекта уже становится привычной мысль, что народ обязан получением своего права на жизнь героям, павшим в этой борьбе и, конечно, вождю. А история (в основном фальсифицированная) повествует, что лидерами политических партий и их сподвижниками составлялись манифесты, программы, уставы, разрабатывались теории, в которых они откровенно выражали свое стремление к захвату власти и установлению диктаторского режима как средства построения то ли бесклассового общества, общенародного государства (в XIX веке идея коммунизма стала овладевать массами), то ли благоденствующего нацистского государства (в XX веке идея фашизма стала овладевать массами), что происходила жестокая внутрипартийная борьба (“чистки” Сталина, “ночь длинных ножей” Гитлера). И всё это совершалось и совершается или во имя счастья человечества, или во имя избранной расы – в зависимости от направленности тоталитарного сознания. А под занавес – в форме призывов и лозунгов – открытое признание в стремлении к мировому господству, и что, в сущности, основой такого “идеального” общественного устройства – коммунизма или фашизма – является атеизм. Так под знаком, а точнее, под прикрытием “освобождения совести человека от религиозного дурмана” (Маркс), стремления к “очищению расы” (Гитлер) осуществляется подавление свободы совести.
Но в столкновении субъекта-личности с реальностью обязательно обнаруживается существующее социальное неравенство: подчиненное, ограниченное положение одних и господствующее, ни чем не ограниченное положение других.
Субъект, поставленный в рабскую зависимость от господствующей идеологии, так называемого “единственно верного учения”, и воспринявший ее в себя, изменяет своей сущности быть целью в самом себе и, таким образом, опускается все ниже и ниже в сферу случайности и внешней необходимости. Сознание субъекта искусно подавляется и находится под прессом тоталитарной системы в целом.
Вождь становится центром сознания субъекта и субъект уже смотрит на действительность не своими глазами, а глазами вождя, смотрит так, как это волит вождь, своеволие которого субъектом принимается за выражение действительной свободы, а его догматическое учение – за теоретическое обоснование и оправдание вседозволенности, которую субъект воспринимает как жизненную необходимость.
Таким
образом, в силу существующего социального
неравенства, так называемая свобода
вождя-диктатора и
Кредо
тоталитарного сознания выражено в
его стремлении “строить все на
лжи, чтобы выжить”. Особенно превозносится
ложь в пропаганде. Конечно, с оговоркой:
надо лгать только врагам. Ведь врагу
можно приписать всё и свои
собственные преступные намерения.
А все, кто не враги, должны это доказать
ревностным и безусловным служением вождю,
его партии, полной отдачей ему своей жизни,
готовностью в любой момент умереть за
его “бессмертные идеи”...
Заключение.
Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики становится возможным лишь в определенных общественных условиях. Общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества, которая приводит к созданию системы массовых коммуникаций, усложняет общественные связи и организацию, делает технически возможными систематическое идеологическое насильственное внедрение в сознание, тотальный контроль над личностью и продуцирует "массовое общество".
Социальную базу тоталитарных политических систем представляет "массовый человек" или "человек - масса", который является удобным объектом для тоталитарного манипулирования в силу своих характерных черт. Тоталитаризму свойственен контроль со стороны государства над жизнью отдельного человека, основанный на физическом и психологическом терроре, что является причиной серьезных "мутаций" на личностном уровне, которые необратимо искажают сознание человека.
Тоталитарное политическое
В структуре любого политического сознания присутствуют рациональный и иррациональный моменты. В тоталитарном политическом сознании преобладает иррациональный элемент. Массовые формы политического поведения, как правило, являются реакцией людей на политический кризис, неопределенность и нестабильность. Подобная реакция отличается преобладанием иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими. Иррациональность поступков - следствие овладевающего людьми стадного чувства, которое позволяет отдельным участникам отключить свою волю, сознание и действовать по законам толпы. Выход на авансцену иррациональной составляющей массового сознания делает возможным установление тоталитарной политической системы в отдельно взятой стране.
Тоталитарная система черпает
жизненные силы в идеологии, которая
призвана выполнять социально-интеграционную
функцию, цементировать людей в политическую
общность, служить ценностным ориентиром,
мотивировать поведение граждан и государственную
политику. С целью формирования в массовом
сознании безоговорочного доверия к власти
и полного согласия с ней в тоталитарные
идеологии вводится элемент катастрофизма.
Список литературы.
1. Лобанов К.Н. Политология. Учебно-методическое пособие.- Белгород, 1997
2.
Мальцев В. Основы политологии.
3. Муштук О.З., Политология, М.,-2011.
4. Панарин А.С., Политология: Учебник, М.,-2011.
5.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.-
М.,2008
Информация о работе Тоталитарное сознание как тип политической культуры