Тоталитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:28, контрольная работа

Описание

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Тоталитаризм. Его сущность, признаки, элементы………….……….4
Глава 2. Переход от тоталитаризма к демократии………………….…..11
Глава 3. Сравнение основных типов политических режимов………..15
Список используемой литературы……………………………………..……….16

Работа состоит из  1 файл

Тоталитарный политический режим.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

4. Вера в чудесные свойства мира. В ней проявляется оторванность тоталитарного сознания от реальности. Осуществляя индустриализацию, власть была заинтересована в создании культа техники. Чудесам прогресса придавались магические свойства. Однако кредит этой веры не бесконечен. Вот уже трактора есть в каждом колхозе, а изобилия не видно. Власти приходится обещать новые чудеса.

Мы застали этап перерождения веры, когда уже и власть, и техника, и официальная культура не только потеряли свою чудотворную силу, но вообще перестали привлекать к себе внимание и надежды. Распад тоталитарного сознания в брежневскую и постбрежневскую эпоху был отмечен необыкновенным расцветом иррациональных верований. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №2

Переход от тоталитаризма к демократии

В более или менее целостном виде теория политических режимов сложилась к 50-м годам нашего столетия. Однако многие вопросы и до настоящего времени остаются дискуссионными. Существуют также проблемы, теоретические выводы о развитии которых претерпели существенные изменения. Это касается вопроса о перерастании тоталитарных режимов в демократические. В 70-х годах ученые Фридрихс и Бжезинский сделали вывод, что тоталитарный режим не способен меняться, что его можно уничтожить лишь извне. Они доказывали, что все тоталитарные государства обречены на гибель. Например, погиб тоталитарный режим в Германии: развязав вторую мировую войну, он проиграл ее. Однако жизнь показала ошибочность такой точки зрения. Тоталитарные режимы способны эволюционировать. Так произошло после 1953 г. в бывшем СССР, когда политический режим стал эволюционировать от тоталитаризма к авторитаризму.

Известные факты о ситуации в Испании накануне краха франкистского режима свидетельствовали о глубоком кризисе, существовавшем в стране. Аналитики отмечают его особенности: это был кризис государственных институтов (институциональный) и кризис легитимности. В обществе созрело массовое недовольство режимом; в Испании был самый высокий в Европе уровень забастовочного движения. Развертывалось национальное движение (в стране басков, в Каталонии, Галисии). Создавались оппозиционные режиму политические блоки и партии, экономические конфликты носили политический характер. Выявилась характерная для той кризисной ситуации в Испании особенность в расстановке политических сил, их соотношении: установилось равновесие правых и левых сил, что исключало возможность как тем, так и другим прибегнуть к насилию. В ситуации кризиса и формировалось желание большинства к политическим переменам, выкристаллизовывалась воля большинства к изменениям в направлении к демократии. В то же время складывалась новая политическая элита, приобретавшая большую поддержку общества. Теряли свое значение и роль старые политические и идеологические ценности, и развертывался поиск иных опорных ценностей – гражданских и политических.

Таким образом, начало в обществе политического кризиса – одна из существенных общих черт процесса перехода к демократии. Кризисная ситуация, как показывает испанский опыт, является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам. Тем более, если речь идет об эволюционном переходе. Какие элементы культуры здесь можно выделить? Прежде всего, традиционное уважение воли большинства и вместе с тем признание за каждым членом сообщества и отдельными меньшинствами (будь то социальными или этническими) защищать свои интересы, выражать свою волю. Нетерпимость, враждебность во взаимоотношениях, непримиримый антагонизм, разделяющий общество на полярные социально-политические полюса, перечеркивают возможность достижения договоренности между политическими силами и реальности компромиссов, необходимых в ходе любых социальных демократических преобразований.

Следовательно, наличие культурно-политических предпосылок, обеспечивающих способность большинства общества, его элит к социально-политическим изменениям в направлении демократии, и ответственность за судьбы прогресса, выступает другим общим признаком переходного процесса.

С политическим национальным кризисом общество может покончить при условии осуществления качественных изменений системы, а не отдельных частичных перемен и уступок со стороны устаревшего режима. Реформирование политической системы в направлении введения демократических институтов и норм, расширения (или установления) прав и свобод граждан; перерастание ограниченных реформ (если они имеют место) в глубокие и всеохватывающие, в результате чего к власти приходят и у власти закрепляются подлинно реформаторские силы, - таково главное содержание политического перехода к демократии. В  этом узловом процессе прослеживаются, как правило, свои этапы: проведение реформ в рамках существующего режима, чему последний уже не в силах препятствовать; осуществление реформ, непосредственно разрушающих авторитарный режим. Между этими этапами возможны всплески политического кризиса, вплоть до открытых массовых выступлений народа против разложившихся политических институтов. Так было, например, в восточноевропейских странах, относившихся к советскому блоку.

Конкретные особенности как политического национального кризиса, так и реформаторского процесса определяются спецификой общественно-политической ситуации, характерной для той или иной страны. При тоталитарном режиме государство поглощает гражданское общество. Оно стремится контролировать все стороны жизни людей, принуждает граждан  к единообразию их социальных отношений, придавая им государственную идеологизированную форму. Большое различие политических процессов имеет место в тех странах, где утверждение демократических режимов связано со сменой социально-экономических систем: в странах Восточной Европы, в республиках бывшего СССР. [5]

В политической жизни общества демократия  была и остается высшим типом политического режима, так как она характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Начальную классификацию демократического режима дали философы античности. Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли свой вклад не только современные политические демократы, но и их предшественники.

В демократическом обществе каждая отдельная личность или коллектив должны уважать мнения и желания окружающих, терпимо относиться к различиям, существующим между людьми, признавать другие, отличные от собственных позиций, взгляды, точки зрения. Демократия – это не раз и навсегда установленная система. Это механизм, создающий возможность посредством споров и дискуссий совершенствовать общество, выявлять противоречия, неизменно в нем существующие, и преодолевать их.

Альтернатива демократии и тоталитаризма проходит красной нитью через происшедшие изменения за послеавгустовские (1991) годы. Она – стержень новой конституции: здесь провозглашаемые широкие демократические права человека сочетаются с закрепленными Законом крайне ограниченными властными функциями представительных органов и, по сути, единовластием Президента России. Многие партии и движения оправдывают авторитарный характер президентской власти спецификой переходного периода. Для России, по их мнению, в настоящий период такой режим необходим: страна с ее огромными просторами и многочисленными национальными общностями иначе управляема быть не может. Возникает вопрос, возможно ли в принципе решение грандиозной задачи перехода к демократии эволюционным путем? Исторический опыт многих стран показывает, что возможен. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №3

Сравнение основных типов политических режимов

Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль государства

Полное вмешательство государства во все сферы жизни общества

Жесткий контроль за политической сферой, но невмешательство во внеполитические сферы жизни

Народ устанавливает рамки «вторжения» государства в различные сферы жизни.

Характер партийной системы

Однопартийная политическая система

Существование неполитических структур

Многопартийная политическая система

Развитость гражданского общества

Гражданское общество полностью подчинено власти

Неподконтрольность власти гражданскому обществу

Равноправие всех граждан.

Соблюдение прав и свобод человека

Полное не соблюдение. Террор, тотальное насилие

Попытки выразить общенациональный интерес

Гарантии основных прав и свобод человека

Отношение к рыночным экономическим механизмам

Огосударствление экономики. Командно-административная система управления

Огосударствление экономики. Командно-административная система управления

Рыночная система управления экономикой. Конкуренция.

Идеологическая ситуация

Насильственное политическое господство

Культ личности вождя

Диалог народа с властью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Ачкапов В. А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. – М.: ИМЭМО, 2001.

2.     Общая теория государства и права. Учебник / Под редакцией В. В. Лазарева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003 – 427 с.

3.     Политология вчера и сегодня / Под ред. Г. И. Иванова – М.: изд-во МГУ, 2000.

4.     Политология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, А. С. Гречин, В. Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 367 с.

5.     Теория государства и права / Отв. Ред. В. М. Корельский и В. Д. Перевалов. М.: Наука, 2000.

6.     Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е  изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – 768 с.

 

 

 

 

 

 

17.01.08

 

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы:6827

 

 


 

17

 



Информация о работе Тоталитарный политический режим