Великие личности в "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:56, доклад

Описание

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех».
Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 1.docx

— 25.59 Кб (Скачать документ)

Томас Гоббс.

Биография.

Родился в графстве Глостершир, в семье не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.

В 1610 году стал наставником  лорда Гардвика из аристократической семьи Уильяма Кавендиша (впоследствии графа Девонширского). До конца жизни оставался связанным со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти графа Девонширского был наставником его сына, путешествовал с ним по Италии (где в 1636 году посетил Галилео Галилея) и в 1637 году вернулся в Англию.

На формирование воззрений Гоббса значительное влияние  оказали Ф. Бэкон, Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер.

Воззрения

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

Государство Гоббс  рассматривает как результат  договора между людьми, положившего  конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Был представителем социальных физиков (направление в истории).

Этика Гоббса исходит  из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора. Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли. 

Джон  Локк.

Биография

Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.

В 1646 году по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был  капитаном в парламентской армии  Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую  школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский  университет. В 1656 году получает степень  бакалавра, а в 1658-м — магистра этого университета.

В 1667 году Локк принимает  предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 г., 2-е и 3-е — в 1692 г. (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 г., уже после смерти Локка).

1668 год — Локка  избирают членом Королевского  общества, а в 1669 году  — членом  его Совета. Главными областями  интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

1671 год — решает  осуществить тщательное исследование  познавательных способностей человеческого  разума. Это был замысел главного  труда ученого — «Опыта о  человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.

1672 и 1679 —  Локк получает различные видные  должности в высших правительственных  учреждениях Англии. Но карьера  Локка напрямую зависела от  взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

В 1683 году Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию. В 1688—1689 годах наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.

В 1690-х наряду с правительственной службой  Локк вновь ведёт широкую научную  и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. — «Мысли о воспитании», в 1695 г. —  «Разумность христианства». 

28 октября 1704 года умер от астмы в загородном  доме своего друга леди Дэмерис Мэшем.

Политика

Естественное  состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир  и безопасность.

Естественное  право — право на частную собственность; право на действия, на свой труд и  на его результаты.

Сторонник конституционной  монархии и теории общественного  договора.

Локк — теоретик гражданского общества и правового  демократического государства (за подотчетность  короля и лордов закону).

Первым предложил  принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.

Государство создано  для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.

Разрабатывал  идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым  восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года».

Шарль-Луи  де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё

Биография

Монтескьё вёл  простую уединённую жизнь и с  полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего  нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 г. он оставил  эту должность, но, как владелец замка  Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. 

Инициация Монтескьё, в лондонскую масонскую ложу «Горн», Мастером ложи которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года. В течение 1734—1735 годов поступали сообщения о участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескье активно  посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его  собеседников, например, можно отнести  французского исследователя спорных  вопросов международного права Габриэля Мабли.

Политическое  учение

Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном  государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.

Монтескьё установил  связь законов с климатом: «От  различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в  образе жизни — различие законов».

Монтескьё устанавливает  соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления  он понимает основополагающую идею, которая  приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической  республики такой идеей выступает  честь и добродетель, для аристократической  — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические  и правовые идеи Монтескьё оказали  непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное  законодательство периода Великой  французской революции, на Гражданский  кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни  Монтескьё обрёл европейскую  известность благодаря работе «О духе законов».

Краткий обзор произведения «О духе законов»

Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё

О законах

Законам, созданным  людьми, должна была предшествовать возможность  справедливых отношений, отношения  справедливости предшествуют установившему  их положительному закону. Люди имеют  законы, определяющие отношения между  правителями и управляемыми: это  право политическое. Есть у них  ещё законы, коими определяются отношения  всех граждан между собою: это право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным  телам, управляется неизменными  естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим  собственным побуждениям человек  беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих  законах, обуславливает необходимость  образования государства. Для образования  государства (политического состояния) и установления общих законов  необходимо гражданское состояние (единство воли)

О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать  свою силу — отсюда состояние войны  между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война  между отдельными лицами. Цель войны  — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого  и предшествующего принципов  должны проистекать все законы, образующие международное право.

О духе народа

Миром управляет  не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие  формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры  прошлого, нравы, обычаи; как результат  всего этого образуется общий  дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

О трех различных образах правления

Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления  властью. Разделение и взаимное сдерживание  властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения  политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Есть три образа правления: республиканский, монархический  и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

Информация о работе Великие личности в "Политологии"