Виды политических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:50, реферат

Описание

Цель данной работы: Проанализировать партийные системы.
Задачи работы: рассмотреть сущность, особенности партийных систем;
изучить основные типы партийных систем.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 33.62 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Основные типы партийных систем

В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих  в данной стране, их взаимоотношения  друг с другом.

Партийную система с единственной партией, стоящей у власти, можно  считать классическим образцом однопартийности. В такой системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии, то есть партия превращается в руководящую силу государства, и все государственные органы строго подчиняются ее решениям. Срастаясь с государством, партия становится многофункциональной. Ее структура строится в виде пирамиды - сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация. Монополизируя политическую деятельность, она начинает контролировать все виды активности в обществе. Создание других партий запрещается законом. Основные политические решения в стране принимаются высшими партийными руководителями, а государственным деятелям часто отводится только исполнительская роль. Однако опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система, как правило, оказывается неустойчивой и в конечном итоге приходит к трудностям и к кризису, которые сопровождаются идейными и моральными потрясениями. Как пример можно привести недавний слом систем в Советском Союзе, Албании, Румынии. Однако, подобные систему по сей день достаточно успешно существуют в КНДР и на Кубе.

Система с партией, осуществляющей гегемонию, может действовать в  обществе, где формально функционирует  несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей  по отношению к другим партиям  на правах "старшего брата" и имеющей  бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее  время существует в Китае, до недавних пор была в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы.

В системе с доминирующей партией  действует несколько политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение  длительного периода находится  одна партия. До недавних пор такими были Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая партия Японии.

Под двухпартийной системой подразумевается  система с двумя крупными партиями, каждая из которых имеет шанс завоевать  на выборах большинство мест в  законодательном Собрании или большинство  голосов избирателей на выборах  исполнительной ветви власти. Классическим образцом двухпартийной системы  служат США. Периодически Демократическая  и Республиканская партии США  сменяют друг друга в управлении. Это отнюдь не означает, что в  стране нет других политических партий. Нет. Они есть, но существенного влияния  на политическую жизнь оказать не могут, тем более реально соперничать  с ведущими партиями в избирательной  кампании. (За всю историю существования  двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны, но не смогли набрать более 1 млн. голосов избирателей). Тем не менее, нужно учесть, тот факт, что  в ряде случаев, особенно на штатном  уровне, третьи партии в США становились  влиятельной политической силой.

Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих  в обществе партий на участие в  правительстве, на возможность участия  в коалиционном кабинете. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. В качестве примера можно привести Бельгию.

Система крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия) включает антисистемные партии, то есть партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы. Они придерживаются полярно различающихся идеологий.

Другой признак поляризованного  плюрализма - наличие двусторонней оппозиции, которая характеризуется  тем, что "располагается" по обе  стороны от правительства - слева  и справа. Эти две оппозиции  взаимно исключают одна другую и, более того, находятся в состоянии  перманентного конфликта. Третий признак  такой многопартийности состоит  в том, что система поляризованного  плюрализма характеризуется центральным  положением одной или группы партий. Неотъемлемыми признаками поляризованного  плюрализма являются также преобладание центробежных тенденций над центростремительными, а как следствие - ослабление центра. Еще один признак - наличие безответственных оппозиций. При поляризованном плюрализме доступ к формированию правительства ограничен. Он возможен для партий центра, включая партии левого или правого центра. Крайние же партии, то есть партии, выступающие против существующей системы, исключаются из участия в правительстве. Наконец, поляризованному плюрализму присуще стремление политических партий превзойти друг друга в раздаче "направо и налево" обещаний без особой ответственности за их выполнение.

Следующая разновидность многопартийности - атомизированная партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. Достигается предел, за которым уже не важно, сколько партий действует в стране (Малайзия, Боливия).

Сравнительный анализ недостатков  и достоинств двухпартийной и многопартийной систем издавна занимал политологов. Большинство всегда склоняется на сторону первой из них, приводя следующие аргументы:

1. Двухпартийная система способствует  постепенному смягчению идеологических  конфликтов между партиями и  их постепенному переходу на  более умеренные позиции. А  это делает политическую систему  более устойчивой.

2. Другое преимущество двухпартийной  системы усматривают в том,  что она позволяет одержавшей  победу на выборах партии сформировать  «не подверженное» кризисам правительство.  Действительно, если в парламенте  представлены лишь две партии, то одна из них непременно  имеет абсолютное большинство  мест, и вынести вотум недоверия  ее лидеру- премьерминистру невозможно.

3. С точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартийной  системы- в том, что она облегчит выбор при голосовании. Не нужно читать десятки партийных программ или часами сидя у телевизора, вникать в рассуждение "говорящих голов"; партий всего две, и соотнести собственные интересы с их программами не так уж сложно.

4. Наконец, утверждают, что только  двухпартийная система позволяет  приблизится к идеалу ответственного правления, который играет важнейшую роль во всех без исключения теоретических моделях демократии. Одна из партии находится у власти, другая в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют выборы для того чтобы отправить его в отставку.

Формирование политической системы  России происходило специфическим  образом. Первыми здесь возникли не буржуазные партии, что было бы естественным при бурном индустриальном развитии России в конце XIX - начале ХХ века. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась в 1901 году, но она тоже не стала первой. Раньше других в России, в 1898 году возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем политическом развитии страны. Именно эта партия была правящей в России с 1917 по 1991 год, а ныне является крупнейшей по численности её членов партией Российской Федерации.

Партийная система России прошла три  основных этапа в своём развитии. Первый (1905 - 1917) - характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. Для второго (1917 - 1990) - была характерна однопартийность (правительственный блок “большевиков” и левых социалистов- революционеров просуществовал лишь до лета 1918 года -- до “лево-эсеровского заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.

Процесс образования современных  партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 годы в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) м вступлением в силу с 1 января 1991 года Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на своё существование и деятельность.

Для современного этапа развития партийной  системы в России характерно наличие  большого количества малочисленных  организаций, не обладающих широкой  известностью, не говоря уже о политическом влиянии.[ Матвеев Р.Ф. С-112]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Партии выступают существенным элементом политической системы  общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей интересов  и целей определённых классов  и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма  политической власти, либо оказывают  на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности политических партий является их идеологическое воздействие  на население, они играют значительную роль в формировании политического  сознания. В современную эпоху  ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе.

Действительно, партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают  носителями конкурирующих друг с  другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей  определенных социальных групп, являясь  связующим звеном между обществом  и государством. Их основная задача состоит в превращении множества  частных интересов отдельных  граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные  системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в  функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

 

         Библиографический  список

1. Партии, движения и объединения  России: Справочно-аналитический сборник.  М., 1999.

2. Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993.

3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология:  Учебник. М.,2001.

4. Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология  - М., Высш. Шк., 2001.

5. Головин Ю.А., Ковшиков М.Ф., Янкевич  П.Ф и др. Социально-философские  учения по проблемам государственного  устройства. История и современность.  Книга 2. Политология - Ярославль,  Ремдер, 2002.

6. Матвеев Р.Ф. Теоретическая  и практическая политология. - М., Посткриптум, 1999.

7. Пушкарева Г.В. Партии и партийные  системы: концепция М.Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. № 9.

8. Гаджиев К.С., Введение в политическую  науку. - М., Логос, 1999 г.

 


Информация о работе Виды политических систем