Власть и ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание

Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

Содержание

Введение
1. Сущность власти
2. Объект и субъект власти
3. Ресурсы власти и процесс их реализации
4. Легитимность и эффективность власти
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

      5) демографические - люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

      Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется способами и механизмами властвования.

      Способы властвования могут быть различными:

      - демократическими,

      - авторитарными,

      - тоталитарными,

      - конституционными,

      - деспотическими,

      - либеральными и другими.

      Процесс властвования упорядочивается и  регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций  и норм их устройства и деятельности. Применительно и к такому сложному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.

      Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Одной из наиболее содержательных классификаций  власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую (которую часто называют принудительной). 

      4. Легитимность и  эффективность власти 

      Исторический  анализ показывает, что политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда большинство членов общества добровольно, без видимого внешнего принуждения выполняет ее распоряжения. Здесь возникает, пожалуй, центральная проблема деятельности политической власти - ее легитимизация.

      Под легитимностью в политологии  понимается признание правомерности  власти массами, добровольное подчинение предписаниям политической власти, когда  большинство граждан, без внешнего принуждения исполняет властные распоряжения в своей повседневной деятельности.

      Легитимность  играет важную роль, правительство  стремится обосновать свою власть, опираясь на определённые принципы. В  сущности, правительство пытается создать  ситуацию, в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх, а на совесть», а с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительства не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скреплённое уважением законности.

      Правители всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одно правительство не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой добровольного согласия является твёрдая уверенность народа в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают, и претворяют в жизнь свои решения, путём законных государственных интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным. Там где легитимность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и опасность революционных потрясений.

      Что же заставляет людей добровольно  подчиняться указаниям политической власти и даже в тех случаях, когда  это противоречит их коренным интересам?

      Во-первых, необходимо признать бессознательную, инстинктивную приверженность большинства  людей к власти. Со времен первобытного общества человек осознал, что без системы организованной власти он попросту не смог бы выжить в бесконечной веренице кровавых войн и конфликтов.

      Во-вторых, люди подчиняются власти в силу того, что она обеспечивает реализацию их общих интересов, ибо они заинтересованы в сохранении определенного социального порядка.

      В-третьих, особую роль в подчинении индивида власти играет так называемая харизматическая  легитимность. В большинстве своем  люди склонны воспринимать власть как  некую иррациональную силу, всевидящую и всепроницающую. Особенно это характерно для общества с авторитарной традицией. Здесь имеет место безоглядное доверие вождю, в личности которого персонифицируется данная система власти. Подобный тип легитимности очень характерен для России. Он воплощается в приверженности царям, величии В. И. Ленина, И. В. Сталина.

        Таким образом, можно выделить  два основных типа легитимности:

      - эмоциональная, в том числе  харизматическая, построенная на  бессознательно-чувственном восприятии  власти;

      - рациональная, исходящая из сознательного  понимания необходимости и целесообразности  конкретной системы политического  устройства.

 

       Заключение

 

        Феномен политической власти заключается в том, что власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

      Еще раз следует подчеркнуть, что  любое совместное действие обязательно  предполагает определенное соотношение между властью, авторитетом, с одной стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой. С этой точки зрения «вездесущность» власти не является исключительным достоянием тоталитарного общества.

      В современных условиях идет процесс развития власти, в котором можно выделить ряд главных тенденций.

      Первая  тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействиях на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества.

      Вторая  тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признания ее законного характера обществом.

      Третья  тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Данный процесс идет практически во всех странах и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.

      Четвертая тенденция, как правильно было замечено, злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в странах Восточной Европы и в России. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти.

      Пятая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность. Россия последних лет дает многочисленные иллюстрации действия данной тенденции.

 

      Литература 

  1. Политология. Учебно-методическое пособие для  студентов всех форм обучения и всех специальностей. Часть I. М., МГЗИПП, 1997, гл. IV.
  2. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. М., 1993.
  3. Аристотель. Соч. В 4 Т. М.,1984. Т 4. (С. 376-380).
  4. П. Шаран. Сравнительная Политология; Ч.1., М.,1992 (113-114).
  5. В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. Введение в политологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1995, гл. 6.
  6. А.А.Дегтярев. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Ж. «Полис», 1996, № 3.
  7. А.В.Захаров. Народные образы власти. Ж. «Полис», 1998, № 1.
  8. В.В.Серебрянников. Общественность как принцип власти. Ж. «Свободная мысль», 1998, № 3.
  9. В.С.Соловьёв. Соч. В 2 Т. М., 1990. Т. 1. (С. 458).
  10. Б.И.Краснов. Власть как явление общественной жизни. Социально-Политический журнал. 1991. №11(С. 35).
  11. Б.И.Краснов. Теория власти и властных отношений. Социально-Политический журнал. 1994. №3-6 (С 80).

Информация о работе Власть и ее сущность