Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:22, реферат
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти.
Ведение……………………………………………………………………...
3
1.
Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти……………..
4
2.
Виды власти. Проблемы легитимности власти…………………………..
10
Список литературы…………………………………………………………….......
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражает-ся в экономическом, политическом и идеологическом видах.
Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.
Политическое господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствую-щих экономических интересов.
Идеологическое господство представляет собой мо-нополию идеологической системы взглядов, оправдываю-щих справедливость существующего экономического и по-литического порядков.
Руководство -- это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных свя-зей, отношений субординации и требует безусловного под-чинения исполнителя руководителю. Основа руководства -- административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства -- осу-ществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора.
Через управление и организацию осуществляется ре-ализация политических, экономических и иных программ.
Управление -- это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодей-ствие между трудовыми коллективами, партиями, населе-нием области, района и т. п.
Контроль -- это способность властных органов и ин-ститутов постоянно следить за тем, как реализуются зако-ны, указы и распоряжения власти.
Процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти -- системы организаций и норм их устройства и деятельно-сти. Применительно к такому сложному социальному орга-низму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в це-лом. В рамках этой системы разрабатываются и принима-ются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвуют в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении.
2.
Виды власти. Проблемы легитимности власти
Особенности различных элементов власти -- субъекта, объ-екта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, соци-альную, политическую, духовно-информационную.
Экономическая власть -- это контроль над экономи-ческими ресурсами, собственность на различного рода ма-териальные ценности.
Социальная власть -- это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.
Политическая власть -- всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осу-ществляет подчинение во имя общих целей.
Политическая власть характеризуется рядом при-знаков:
1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;
2) верховенством, обязательностью решений для вся-кой иной власти;
3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит -- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти эконо-мической);
5) многообразием ресурсов.
Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические ре-шения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодатель-ных актах, прежде всего в Конституции государства.
Во-вторых, нормы, определяющие порядок формиро-вания политической элиты. Они подвижны и меняются по ме-ре развития общества. Так, в феодальном обществе вхожде-ние в политическую элиту было предопределено принадлеж-ностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических страдах нор-мой становится конкурентная борьба на выборах.
В-третьих, нормы, определяющие права и обязаннос-ти управляющих и управляемых, их взаимную ответствен-ность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федера-ции -- все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.
Нормы создаются обоими участниками властного вза-имодействия, хотя вид закона им придают государственные органы.
Политическая элита, конечно, может проявить ини-циативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие мо-жет быть обеспечено только силой или угрозой ее примене-ния.
Особым видом политической власти является государ-ственная власть. Это социально организованная власть, рас-полагающая монопольным правом издавать законы, обяза-тельные для всего населения и опирающаяся на особый аппа-рат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тес-но смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм).
Духовно-информационная власть -- это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и ин-формации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные обра-зовательные и просветительские учреждения, а также че-рез средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распрост-ранению объективных сведений о деятельности правитель-ства, положении общества, но и манипулированию, осно-ванному на специальных методах обмана, на управлении со-знанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
В зависимости от субъектов власть делится на пар-тийную, профсоюзную, военную, семейную и др.
По широте распространения выделяются мегауровень -- международные организации (ООН, НАТО); макро-уровень -- центральные органы государства; мезоуровень -- подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень -- власть в первичных организациях и ма-лых группах.
Есть классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют де-мократическая, авторитарная и т. п. власти.
Различные общественные власти находятся в слож-ном взаимодействии. Многие политологи важнейшей счита-ют экономическую власть.
Политическая власть, испытывая сильное воздейст-вие со стороны власти экономической, достаточно самостоя-тельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям.
Е определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (на-пример, в период избирательных компаний).
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли по-литики наблюдается в тоталитарных государствах. Демо-кратический строй предполагает разделение властей, а так-же сфер влияния внутри этих властей.
Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть ко-роля как единственно законную в отличие от власти узурпа-тора Наполеона.
Легитимная власть характеризуется обычно как пра-вомерная и справедливая. Легитимность связана с верой по-давляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.
Сам термин «легитимность» переводят с французско-го как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» -- близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а вто-рое -- юридический.
Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенно-сти мотивов подчинения.
1. Традиционная легитимность. Она возникает благо-даря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непо-колебимость и священность издавна существующих поряд-ков. Традиционное господство присуще монархиям. Подав-ляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации тради-ционная легитимность во многом схожа с отношениями в па-триархальной семье, основанными на беспрекословном по-виновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лиде-ры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традицион-ная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохра-нение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
2. Легальная или рационально-правовая легитим-ность. Она основывается на добровольном признании ус-тановленных юридических норм, направленных на регу-лирование отношений управления и подчинения. Наибо-лее развитой формой этого типа власти является консти-туционное государство, в котором беспристрастные нор-мы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для че-го имеются установленные законом процедуры. В систе-мах подобного вида власть политической элиты легити-мируется «царством закона». Для обоснования своей вла-сти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).
3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которы-ми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его лично-сти. Харизматическая власть является относительно не-стабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то вре-мя как традиция и закон являются фактами обществен-ной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опе-реться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае созна-тельно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способ-ствует их признанию и принятию населением. Харизма-тическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.
Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправда-нии власти с помощью идеологии, вносимой в массовое со-знание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Иде-ологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убежде-ния и внушения. Но в отличие от рационально-правовой ле-гитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологи-ческая -- однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.
Во второй половине XX в. многие молодые государст-ва в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимнос-ти. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.
Следует иметь в виду, что типы власти связаны с кон-кретной политической действительностью. Реально суще-ствующие политические системы представляют собой пе-реплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяе-мые в качестве теоретической концепции, с конкретной ре-альностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без вы-деления этих идеальных типов осмысление реальных поли-тических систем было бы невозможно.