Власть как общественное явление. Особенности политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 21:19, реферат

Описание

Власть в той или иной форме сопутствует всему историческому развитию человеческого общества от его возникновения до наших дней. Она возникает в виде семейно-родовых отношений у кочевых народов. По мере развития оседлого образа жизни она преобразуется в племенную власть. Необходимость организации общественного производства и регулирования социальных отношений между людьми обуславливает формирование территориальной власти. С возникновением классового общества возрастает авторитет публичной власти, которая отделяется от общества и встает над ним.

В данном реферате мы рассмотрим сущность политической власти, ее основные компоненты и способы ее функционирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
1.Многообразие определений власти, ее важнейшие аспекты трактовки………………………...…………………………… ……………………………..
2.Сущность политической власти, ее основные компоненты
2.1.Понятие «Политической власти»……………………..………………………..
2.2.Особенности политической власти…………..……….... ……………………..
3.Основные компоненты политической власти………..………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………… …………………..

Работа состоит из  1 файл

Власть_реферат.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

        
 3.2. Ветви власти
 

      3.2.1.Законодательная власть  

      В демократических государствах законодательная  власть основана на принципах Конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Ее функциями являются внесение поправок в конституцию, определение основ внутренней и внешней политики государства, утверждение государственного бюджета, принятие законов, обязательных для всех исполнительных органов власти и граждан, контроль их исполнения, обеспечения соблюдения прав граждан.  
Выборные законодательные, судебные и исполнительные органы власти подконтрольны избирателям. Контроль выполняется при помощи системы народного представительства и путем свободных демократических выборов. Носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. Двухпалатная парламентская система предполагает формирование одной из палат по результатам прямых выборов, второй − на основе территориальной пропорциональности. В Украине в настоящий момент действует однопалатный парламент − Верховная Рада.
 

      3.2.2. Исполнительно-распорядительная власть  

      Исполнительно-распорядительная власть в государстве осуществляется правительством и отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, часто ее деятельность направлена на решение насущных задач, требующих быстрейшего разрешения, в пределах своей компетенции в рамках закона сама издает нормативные акты или может выступить с законодательной инициативой. Контроль деятельности исполнительно-распорядительной власти осуществляется средствами регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством. В Украине верховная исполнительно-распорядительная власть осуществляется Советом министров. 

      3.2.3. Судебная власть 

      Суды  являются самостоятельной структурой государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направление её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечения и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства.

      Верховная судебная власть в Украине осуществляется Конституционным судом, Высшим арбитражным судом, Верховным судом и воздействует на законодательную и исполнительную власть. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов [6]

       
 3.3.Ресурсы власти
 

      По  мнению ряда американских политологов, власть есть, прежде всего, контроль и распределения ресурсов общества, а политика, соответственно, ─ сфера обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена.[7]. Как уже отмечалось одно из проявлений власти − подчинение одних людей другим. Одной из важнейших причин этого подчинения является неравномерное распределение ресурсов власти. Согласно одной из классификаций ресурсов власти они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

      К утилитарным относятся материальные и социальные блага.  
Под принудительными ресурсами, которые используются в случае несрабатывания утилитарных ресурсов, обычно понимают способы уголовного и административного наказания. Они используются в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. К нормативным ресурсы относят средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

      По  другой классификации виды ресурсов выделяют по сферам человеческой деятельности: экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные и демографические. В соответствии с данной классификацией к экономическим ресурсам относят материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые), к социальным − возможность изменения социального статуса личности (должность, престиж, образование и др.). В структуру силовых ресурсов входят армия, силы внутренних войск, милиция и другие подобные подразделения с принудительной функцией. Культурно-информационные ресурсы − знания и информация, а также средства их получения (научные и учебные учреждения, средства массовой информации и др.)

      Под демографическими ресурсами подразумевается  сам человек, как создатель материальных благ, в конце концов, − и самих ресурсов. Следует отметить, что человек выступает не только ресурсом власти, но является и ее субъектом, и объектом [8].  

      Заключение 

      В данном исследовании была сделана попытка обобщения и анализа различных источников, посвященных проблеме такого явления, каким является политическая власть в основных ее проявлениях. Значение данного вопроса обусловлено тем, что власть и является той основой, которая определяет политику. Было показано, что власть является неотъемлемой частью общественных отношений, является необходимым компонентом совместной деятельности. Для обеспечения подобного рода деятельности необходима координация усилий субъектов процесса, его направляющая сила. Прогрессивная власть и принимает на себя такую функцию. Возможен вариант деструктивной деятельности власти. В таком случае действия власти могут быть оспорены различными способами, в судебном порядке, проведением референдумов и другими, вплоть до силового варианта смены власти. Однако вопросы подчинения и сопротивления власти являются чрезвычайно сложными, и решаются в каждом отдельном случае специфическим образом.

      В результате проведенного исследования было установлено:

    1. Субъектами и объектами политической власти могут быть большие социальные группы (классы, нации и т.п.), организации (государство, партии), малые группы и даже отдельные личности. Подразделение на субъекты и объекты политической власти условно.
    2. Центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть является ядром политической власти
    3. Цель политической власти состоит в организации отношений в интересах экономически и политически господствующих социальных групп.
    4. Существуют различные формы организации политической власти в соответствии с конструкциями государственной власти: монархия, олигархия, теократия, демократия и др.
    5. Политическая власть осуществляется в соответствии с законами и другими нормами права.
    6. Политическая власть тесно связана с другими видами власти, прежде всего − с экономической.
    7. Политическая власть всегда является предметом политической борьбы.
    8. Для политической власти чрезвычайно важна проблема легитимности.
    9. Политическая власть часто отождествляется с насилием. Это не всегда правомерно. Как правило, силовой вариант используется как крайнее средство.
    10. Политическая власть развивается, превращаясь со временем в важнейший вид социальной власти.

      Политическая власть, которая как видно из вышеизложенного, охватывает все сферы жизни и, моделируя человеческие отношения, придает им статус политических, является источником и основой этой политики, т.е. власть – первооснова политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       
 
Библиографический список  
 
Аристотель. Сочинения в четырех томах. Е.4,М.,1984.  
Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.  
Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.  
Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994  
Вебер. М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990  
Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996  
Дегтярев А.А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3  
Краснов. Б.И. Власть как общественное явление. Социально – политический журнал. 1994. №7 – 8  
Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г.В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.  
 
1  
 
2.Краснов.Б.И. Власть как явление общественной жизни. Социально – Политический журнал. 1991. №11 (С.35).  
3.Аристотель . Соч . В 4  
 
Верховный суд  
 
4. Байтин.М.И. Государство и Политическая Власть . Саратов , 1972 , (с112)  
 
Высший арбитражный суд  
 
Конституционный суд  
 
5. Дектярёв.А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования 1996г. №3 (с110)  
 
6. Краснов.Б.И. Власть как общественное явление. Социально – политический журнал. 1994. №7-8 (с43-45).  
7. Дегтярев .А.А. Полис : Политические Исследования 96г. №3 Политическая Власть как регулятивный механизм социального общения. (с115)  
 
Предпосылки поддержания  
Легитимности власти  
 
Совершенствования законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями  
 
Создание такой политической системы , легитимность которой основана на традициях населения , и потому не только более стабильна , но и косвенно влияет на поведение граждан  
 
Личные харизматические черты политического лидера  
 
Успешное осуществление государственной политики , поддержание законности и правопорядка  
 
Правительство  
 
Гос. дума  
 
Совет Федерации  
 
Федеральное собрание  
 
Ресурсы власти – средства , использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта  
 
Экономическиематериальные ценности,;  
деньги;  
плодородные земли;  
полезные ископаемые и т.п.  
 
Социально – политические:  
численность населения, его качество;  
социальное единство;  
социальная стабильность и порядок;  
демократизм общественных отношений;  
участие населения в политике;  
патриотизм гражданского общества и т.п.  
 
Морально – идеологические:  
идеалы, интересы, убеждения людей;  
идеология, вера, доверие, общественное настроение;  
чувства (патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей и т.п.  
 
Информационно – культурные:  
знания и информация;  
институты науки и образования;  
язык;  
пропаганда во всех её формах;  
средства массовой информации и т.п.  
 
Силовые:  
оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопасности, суд, прокуратура)  
 
8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию М., 2003 г.  
 
1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию М., 2003 г.
 
 

Информация о работе Власть как общественное явление. Особенности политической власти