Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.
Политическая власть
Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.
Едва ли найдется какой-либо другой феномен в истории общественных отношений людей, который бы сравнялся с властью по своей неисчерпаемости постоянно порождать социальные противоречия и воплощать в себе противоречия.
Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.
Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она пронизывает и пропитывает нас. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены, встроены в отношения власти: в любви и неприязни, с близко - и малознакомыми, дома и вне его, самоутверждаясь, все одолеваемы наклонностями доминировать. Именно эта наклонность и рождает власть.
Природа власти неуловима. Это позволило М. Дюверже сравнить власть с двуликим Янусом: «Изображение двуликого Януса есть правдивое представление о власти. С одной стороны, это инструмент господства одних групп над другими, используемый первыми к их выгоде и ущерб вторым, и, с другой стороны, способ сохранять некоторый социальный порядок, некоторую интеграцию всех в коллектив для всеобщего блага. Пропорция одной и другой сторон очень разнообразна, исходя из эпох, условий и стран, но эти две стороны власти сосуществуют всегда».
Власть — извечное яблоко раздора между людьми, социальными группами, классами, государствами. Но власть — и непременное условие организованности и порядка в человеческих сообществах. Борьба за власть —самое бескомпромиссное и жестокое соперничество сословий, групп, партий, нередко приводящее их к взаимному уничтожению. Вместе с тем вопрос о власти всегда был важнейшим вопросом любой социальной революции и любой модернизации общества.
Ядро политики составляет власть. Проблема власти — одна из основных в истории политической мысли и современной политологической теории.
Любое общество не может существовать без организации. Она необходима прежде всего для координации деятельности всех членов общества, чтобы выжить существовать и развиваться. Однако каждая организация предполагает руководство, которое возможно только, когда воля руководителя обязательно выполняется.
Для совместной деятельности
люди вступают в определенные общественные
отношения, среди которых существенную
роль играют отношения власти. В
этом убеждает вся история человечества.
Некоторые исследователи
В истории существовало несколько форм власти. Французский политолог М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти:
1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества;
2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;
3) институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.
Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвертой исторической форме власти, формирующейся в конце нашего века, — системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.
Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая иногда государственно-публичной, и четвертая, надгосударственная, являются собственно политической властью. Отметим, что исторически понятие «власть» (от греч. cratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».
Н. Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной. Главный предмет анализа знаменитого итальянца — реальная способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики — увеличение власти любыми средствами. Орудие власти — право. Основа власти — «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть — сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них гражданские добродетели. Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал английский философ Гоббс. Государственной властью Гоббс называл «лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие». Власть является соединением воли граждан в единую волю. Она безгранична, абсолютна, каковы бы ни были ее формы. Власть держит людей в страхе, направляет их действия к общему благу. Власть есть сила. Кто не обладает силой, тот не обладает властью. Гоббс объяснял ее необходимость в основном также социальными причинами, хотя и связывал это с желанием избавиться от царившей в естественном состоянии «войны всех против всех».
Идея политической власти как господства общей воли, опирающейся на насилие, была воспринята марксизмом. Но уже в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, определяется по существу как объективная власть капитала.
В толковании М. Вебера власть есть отношение господства людей над людьми, базирующееся на легитимном (внутренне оправданном) насилии. «Главное средство политики, — писал М. Вебер, — насилие». Политика же «означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Именно М. Вебер ввел в научный оборот одно из наиболее известных определений власти: это «возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению».
Т. Парсонс высказывал мысль, что власть «занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах». Он охарактеризовал власть как «способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей... как способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения... способность принимать законы, поддерживать порядок, защищать общество от врагов». Исторически закрепившийся за понятием «власть» смысл фиксируется в терминах-синонимах. Чаще всего это понятие отождествляется с терминами: «сила», «господство», «авторитет», «право». Подобно политическим теоретикам прошлого современная политология рассматривает политическую власть как форму социальной власти, как неотъемлемый элемент организации людских сообществ и управления ими. Так, по мнению В. Халипова, власть отнюдь не существует сама по себе, а представляет собой важнейший социальный феномен, целую автономную сферу общественной жизни. И в связи с этим связывают властную сферу жизни общества с остальными областями социальной жизни. Власть выступает одной из несущих опор общественного здания и сопряжена практически со всеми сферами жизнедеятельности человека и общества. Вполне очевидно, что политическая власть в современном обществе — такое же всеобщее и древнейшее явление в социальной жизни, как производство и воспроизводство самой этой жизни, ее материальных и иных условий.