Власть как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:58, доклад

Описание

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.

Содержание

Введение 3
Власть как социальное явление 4
Теории власти и властных отношений 6
Особенности политической власти 9
Заключение 11
Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Власть.docx

— 43.88 Кб (Скачать документ)

Одну из типичных бихевиористских  трактовок власти предлагает Г.Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей - они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющих уже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.

К классу реляционных концепций  власти можно отнести и новейшие постструктуралистские (или неоструктуралистские) концепции "археологии и генеалогии власти" М.Фуко и "поля власти" П.Бурдье. М.Фуко, к примеру, уточняет, что власть это не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения ("отношение отношений"). Отношение между субъектами власти объявляется им неперсонифицированным и неовеществленпым, поскольку данные субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношения взаимных сил. П.Бурдье вводит понятие "символической власти", обосновывая его как совокупность "капиталов" (экономических, культурных и т.д.), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в "политическом поле" (социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений).

Все приведенные трактовки  сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения всех наших целей» (Хайек. Дорога к рабству / Новый мир, 1991, № 7, с. 218).

С экономической властью  тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и т.п.

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.

Принудительная  власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Существуют и другие подходы  к выделению видов власти.

Так, в зависимости от субъектов власть делится на:

— государственную;

— партийную;

— профсоюзную;

— армейскую;

— семейную и т.п.

По широте распространения выделяются следующие виды власти:

— мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.);

— макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);

— мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);

— микроуровень (власть в  первичных организациях и малых  группах).

По функциям государственных  органов различается власть:

— законодательная;

— исполнительная;

— судебная.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:

— тоталитарную;

— авторитарную;

— либеральную;

— демократическую.

В зависимости  от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:

— полиархия (власть многих);

— олигархия (власть финансистов  и промышленников);

— плутократия (власть богатой  верхушки);

— теократия (власть духовенства);

— партократия (власть партии);

— охлократия (власть толпы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности политической власти

 

Наиболее важным видом  власти является политическая власть. Политическая власть – это присущая политически организованному сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть – это реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах, прежде всего в соответствии со своими потребностями и интересами. Функции политической власти, или ее общественное предназначение, состоит в том, что она есть, во-первых, инструмент поддержания целостности сообщества и, во-вторых – средство регулирования процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповых и общих интересов. В этом выражаются основные функции политической власти. Другие ее функции (например, руководство, управление, координация, организация, посредничество, мобилизация, контроль и т. п.) имеют по отношению к указанным двум подчиненное значение. К существенным чертам политической власти можно отнести: суверенитет, волю, авторитет, принуждение.

  1. Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта. Проявлениями суверенитета политической власти являются ее независимость и неделимость. Независимость политической власти означает ее верховенство по отношению к другим видам власти внутри данного сообщества и ее равенство по отношению к власти, которая существует в рамках других политически организованных сообществ. Неделимость политической власти означает, что она не может быть разделена между социальными субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже если в стране действуют многопартийный парламент и коалиционное правительство, политическая власть все же осуществляется с одной позиции на основе компромисса нескольких политических сил.
  2. Воля – есть наличие у социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Воля является важнейшим свойством любой социальной власти, политической же – в особенности. Без постоянного предъявления властвующим субъектом своей воли подвластным политическая власть теряет свою силу, а при утрате субъектом политической воли утрачивается и сама власть.
  3. Авторитет – общепризнанное и в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Авторитет власти находит свое выражение в готовности субъектов общественных отношений подчиняться приказам, директивам, распоряжениям, указаниям данной власти. Условием такой готовности подчиняться является признание исполнителем правомерности существующей власти, его уверенность в годности и признанности субъекта власти к осуществлению своей миссии.
  4. Принуждение – осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами влияния вплоть до применения физического насилия. Конечно, сводить сущность принуждения только к физическому насилию было бы неправильным. Принуждение как существенную черту политической власти не следует отождествлять и с диктатурой, для которой насилие является основным средством правления.

Можно говорить о наличии  политической власти в обществе только в том случае, если имеют место все указанные черты без исключения. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно также обусловлено и рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность  ее решений для всякой иной  власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность  и безличность. Это означает, что  политическая власть обращается  от имени всего общества ко  всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно  государство, использует не только  принуждение, но и экономические,  социальные и культурно-информационные  ресурсы;

5) легальность в использовании  силы, принуждения в отношении  граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что власть и есть та снова, которая  определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Также следует отметить, что политическая власть, охватывая  все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических и является источником и основой этой политики, т.е власть-первооснова политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. http://kulturoznanie.ru/politology/vidy-vlasti-osobennosti-politicheskoj-vlasti/
  2. http://bip-ip.com/politicheskaya-vlast-ee-osobennosti-i-funktsii/
  3. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
  4. Власть: Философско-политические аспекты. – М., 1989.
  5. Политология. Методические указания к семестровой работе / З.А. Абдуллина, А.С. Кабылова – Алматы,2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Власть как социальное явление