Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:46, реферат
Внутренняя политика Франции в 1920-е годы во многом определялась нерешенными проблемами, возникшими после окончания войны. Два главных направления были связаны с финансовой и внешней политикой страны, которой руководили Раймон Пуанкаре и Аристид Бриан. Высокие военные расходы покрывались Францией за счет займов, что неизбежно вело к инфляции. Пуанкаре рассчитывал на германские репарации, чтобы удержать франк хотя бы на уровне 1/10 довоенной стоимости, покрыть расходы на восстановление разрушенных районов и выплатить Великобритании и США проценты по займам.
Внутренняя политика
Франции в 1920-е годы во многом определялась
нерешенными проблемами, возникшими
после окончания войны. Два главных
направления были связаны с финансовой
и внешней политикой страны, которой
руководили Раймон Пуанкаре и Аристид
Бриан. Высокие военные расходы покрывались Францией
за счет займов, что неизбежно вело к инфляции.
Пуанкаре рассчитывал на германские репарации,
чтобы удержать франк хотя бы на уровне
1/10 довоенной стоимости, покрыть расходы
на восстановление разрушенных районов
и выплатить Великобритании и США проценты
по займам. Однако немцы не желали выполнять
своих обязательств. Многие вообще сомневались
в возможности выплаты Германией крупных
репараций. Пуанкаре, не разделявший этих
сомнений, в 1922 ввел войска в Рурскую область.
Немцы оказали сопротивление и капитулировали
только после введения чрезвычайных мер.
Английские и американские эксперты выдвинули
план Дауэса для финансирования репарационных
выплат, главным образом через американские
займы Германии.
В первой половине 1920-х годов Пуанкаре
пользовался поддержкой националистически
настроенного парламента, избранного
в 1920. Но на следующих выборах 1924, несмотря
на раскол левых сил на враждующие коммунистическую
и социалистическую партии (1920), коалиция
радикал-социалистов и социалистов (союз
левых) смогла получить большинство мест.
Новая палата отвергла линию Пуанкаре
вместе с его твердой денежной политикой
во Франции и, чтобы улучшить отношения
с Германией, привела к власти сначала
Эдуара Эррио, а затем Бриана. Планы Бриана
обеспечить мир в Европе встретили, по-видимому,
благоприятный отклик у Густава Штреземана,
рейхсканцлера и министра иностранных
дел Германии. Штреземан был инициатором
заключения гарантийного пакта о неприкосновенности
государственных границ в районе Рейна
и о сохранении демилитаризации Рейнской
области, что получило отражение в Локарнских
договорах 1925.
С середины 1920-х годов и до своей смерти
в 1932 Бриан руководил внешней политикой
Франции. Он предпринимал искусные и неутомимые
попытки наладить отношения с Германией
как основу для сохранения мира под эгидой
Лиги наций, хотя и знал, что Германия занимается
перевооружением. Бриан был уверен в том,
что Франция никогда не сможет самостоятельно
противостоять Германии без поддержки
своих прежних союзников или Лиги наций.
В начале 1930-х годов Францию охватил глубокий
экономический кризис. В стране развернулось
массовое рабочее движение и одновременно
возросла угроза со стороны нацистской
Германии. Как программа равного социального
обеспечения, на которой настаивал рабочий
класс, так и политика действенного перевооружения
для устранения угрозы со стороны ремилитаризованной
Германии упирались в необходимость эффективного
оздоровления экономики Франции. Более
того, в 1930-х годах, когда во всем мире происходил
спад производства, Франция вряд ли смогла
бы добиться подлинного международного
сотрудничества, которое одно могло бы
спасти экономику страны от краха.
Мировой кризис и его тяжелейшее последствие
- безработица - проявились во Франции
в середине 1934. На выборах 1936 Народный
фронт одержал решительную победу частично
потому, что казался единственной защитой
перед лицом тоталитарных правых сил,
но главным образом из-за обещания улучшить
экономическое положение и провести социальные
реформы (по аналогии с Новым курсом в
США). Лидер социалистов Леон Блюм сформировал
новое правительство.
Приход Гитлера к власти первоначально
мало повлиял на события во Франции. Однако
его призыв к перевооружению (1935) и захват
Рейнской области (1936) представляли собой
прямую военную угрозу. Это коренным образом
изменило отношение французов к внешней
политике. Левые не могли больше поддерживать
политику сближения обоих государств,
а правые не верили в возможность военного
сопротивления. Одним из немногих конкретных
внешнеполитических мероприятий этого
периода был пакт о взаимопомощи с СССР,
заключенный Пьером Лавалем в 1935. К сожалению,
такая попытка возродить давний франко-русский
союз для обуздания Германии не увенчалась
успехом.
После аннексии Австрии (1938) Гитлер потребовал,
чтобы Чехословакия передала Германии
Судетскую область. На Мюнхенской конференции
Франция согласилась на раздел Чехословакии.
Французы могли занять на конференции
решающую позицию, поскольку она имела
соглашения о ненападении и с Чехословакией,
и с СССР. Однако представитель Франции
Эдуард Даладье занял позицию, аналогичную
позиции английского премьер-министра
Невиля Чемберлена.
В 1939 Англия приступила к перевооружению
армии, однако, когда Чемберлен выступил
против германского вторжения в
Польшу и объявил войну агрессору (3 сентября
1939), Даладье последовал его примеру. В
период с сентября 1939 до германской оккупации
Норвегии в апреле 1940 Франция бездействовала,
поэтому противостояние с Германией приобрело
характер т.н. "странной войны". В
моральном и военном отношениях Франция
была совершенно не подготовлена к отражению
германского нападения в мае 1940. В течение
шести роковых недель Нидерланды, Бельгия
и Франция были разгромлены, а британские
войска изгнаны из материковой Европы.
Несмотря на военную слабость Франции,
поражение этой страны было настолько
внезапным и полным, что не поддавалось
никакому рациональному объяснению.
Соглашение о перемирии, заключенное 22
июня 1940, положило конец боям во Франции.
Одновременно с этим французский генерал
Шарль де Голль выступил по радио из Лондона
и призвал всех французов объединиться
для борьбы с захватчиками. Во Франции
подобие прежнего парламента собралось
в Виши и передало "законную власть"
маршалу Филиппу Петену. Правительство
Виши удерживало контроль над 2/5 территории
страны (центральными и южными районами),
тогда как германские войска оккупировали
весь север и атлантическое побережье.
Правительство Виши просуществовало вплоть
до вторжения англо-американских войск
в Северную Африку в ноябре 1942. После этого
немцы полностью оккупировали Францию.
Немцы проводили жестокую политику на
оккупированной территории. Движение
Сопротивления, вначале слабое, значительно
усилилось, когда немцы стали вывозить
французов на принудительные работы в
Германию. Хотя Сопротивление внесло свой
вклад в освобождение Франции, основную
роль сыграли боевые операции союзников,
высадившихся в Нормандии в июне 1944 и на
Ривьере в августе 1944 и к концу лета достигших
Рейна. Началось восстановление страны,
проходившее под руководством генерала
де Голля и руководителей Сопротивления,
особенно Жоржа Бидо и Ги Молле, которые
представляли соответственно либерально-католическую
и социалистическую организации.
Лидеры Сопротивления призвали к созданию
нового общества, основанного на братстве
и общем экономическом равноправии при
гарантии подлинной свободы личности.
Временное правительство приступило к
выполнению программы социального развития,
основанной на значительном расширении
государственной собственности. Реализация
всех этих принципов сильно осложняла
неустойчивую финансовую систему страны.
Для ее поддержки было необходимо осуществить
восстановление, систематическое развитие
и расширение промышленной базы экономики.
Соответствующие планы были разработаны
группой экспертов под руководством Жана
Монне.
В 1946 Учредительное собрание
приняло проект новой конституции,
устранявший ряд недостатков
Третьей республики. Генерал де Голль
высказывался за установление авторитарного
президентского режима. Коммунисты (которые
благодаря активному участию в Сопротивлении играли
теперь важную роль в правительстве) внесли
предложение о едином Законодательном
собрании. Однако большинство избирателей
поняло, что этот план таит в себе угрозу
коммунистического заговора, и не приняли
его на всеобщем референдуме. На втором
референдуме была принята компромиссная
конституция, согласно которой слабый
президент и совещательная консультативная
верхняя палата дополнялись влиятельным
Национальным собранием, осуществлявшим
контроль за деятельностью правительства.
Сходство между Четвертой и Третьей республиками
было очевидным.
|
|
Де Голль возглавил
правительство и был наделен
чрезвычайными полномочиями. Он намеревался
изменить конституцию, значительно расширив права президента республики.
На референдуме в сентябре 1958 был одобрен
проект новой конституции. В результате
парламентских выборов, состоявшихся
в ноябре 1958, большинство мест в Национальном
собрании получили голлисты, чему во многом
способствовали тщательно подготовленные
поправки к избирательному закону. Затем,
когда де Голль был избран президентом
(21 декабря 1958), новая конституция предоставила
ему широкие полномочия и соответственно
ограничила власть парламента.
Примерно в это же время Франция достигла
первых положительных результатов от
предложенной Монне экономической программы
развития промышленности и вступления
страны в европейский Общий рынок. Однако
в январе 1960 в алжирской столице вспыхнул
мятеж ультраколониалистов, направленный
против правительства де Голля, взявшего
курс на самоопределение Алжира. На этот
раз основная часть войск осталась верной
правительству. В марте 1962 Франция подписала
Эвианские соглашения, предоставившие
Алжиру независимость. Однако вскоре после
этого Париж захлестнула волна террористических
актов, подготовленных правой вооруженной
тайной организацией ОАС, пытавшейся воспрепятствовать
отделению Алжира от Франции.
Де Голль проводил самостоятельную внешнюю
политику, которая демонстрировала независимость
Франции от союзников по НАТО и способствовала
повышению авторитета страны на международной
арене. Франция официально признала Китайскую
Народную Республику, вывела французские
войска из подчинения НАТО и потребовала
вывода штаба НАТО из Франции. В стране
было ускорено развитие программ ядерного
вооружения, и поэтому Франция отказалась
подписать договоры о прекращении ядерных
испытаний и о нераспространении ядерного
оружия. Де Голль открыто критиковал войну
США во Вьетнаме, осудил позицию Израиля
в арабо-израильской войне 1967, налаживал
более тесные связи с СССР и другими странами
Восточной Европы и препятствовал вступлению
Великобритании в Общий рынок.
В 1965 де Голлю не удалось набрать большинство
голосов в первом туре президентских выборов,
а во втором туре он прошел с незначительным
перевесом. В 1967 голлисты потеряли большинство
мест в парламенте. В мае 1968 студенческие
протесты против традиционной системы
школьного и университетского образования
переросли в вооруженные стычки с полицией.
Одновременно прошла всеобщая забастовка
фермеров и рабочих, парализовавшая всю
страну. Организовав кампанию против угрозы
предполагаемого коммунистического заговора,
голлисты сумели удержать за собой большинство
мест после парламентских выборов в июне
1968.
Финансовый кризис, разразившийся в ноябре
1968, угрожал подорвать экономику страны.
Спекуляции с франком и инфляция, вызванная
увеличением заработной платы и ростом
цен, привели к сильному истощению золотого
запаса страны. Чтобы спасти финансовую
систему, де Голль пошел на крайне непопулярные
меры стабилизации, включая строгий контроль
над заработной платой и ценами, контроль
за денежным обращением и повышение налогов.
28 апреля 1969 де Голль ушел в отставку после
того, как были отклонены его предложения
по конституционной реформе. В первом
туре новых президентских выборов, состоявшемся
1 июня, ни один из кандидатов не набрал
большинства голосов. Во втором туре, 15
июня, основными претендентами стали голлистский
кандидат Жорж Помпиду, бывший управляющий
банка Ротшильда и премьер-министр при
де Голле в 1962-1968, и Ален Поэр, председатель
Сената и кандидат ряда мелких центристских
группировок. Победу на выборах одержал
Помпиду.
Став президентом, он сохранил независимый
внешнеполитический курс де Голля, но
не всегда следовал принципам голлистской
внутренней политики. В августе 1969 он девальвировал
франк (чему в свое время сопротивлялся
де Голль) и тем самым снизил покупательную
способность населения. Галопирующая
инфляция усугубила эту тенденцию в 1972-1973.
Недовольство экономическим положением
вылилось в ряд забастовок, а политические
позиции левых усилились. В 1972 социалисты
и коммунисты создали свой первый избирательный
блок после 1930-х годов. Единый блок левых
получил значительное число мест на парламентских
выборах 1973.
В апреле 1974 Помпиду скоропостижно скончался.
Среди голлистов произошел раскол. Один
из возможных претендентов, бывший премьер-министр
Жак Шабан-Дельмас, потерпел неудачу в
первом туре голосования. Кандидат от
социалистов и коммунистов Франсуа Миттеран
набрал самое большое число голосов, но
этого оказалось недостаточно для его
избрания. Во втором туре 19 мая победителем
стал министр финансов Валери Жискар д'Эстен,
кандидат от консервативной партии "независимых
республиканцев".
Жискар д'Эстен начал свое правление с
проведения нескольких реформ, включая
снижение избирательного ценза до 18 лет
и либерализацию законов об образовании,
разводах и абортах. Население проявляло
недовольство в связи с экономическим
спадом и глубокой инфляцией. Однако накануне
парламентских выборов 1978 левый блок распался.
В результате голосования большинство
мест в Национальном собрании получили
голлисты, республиканцы (в прошлом "независимые
республиканцы") и их консервативные
союзники.
Жискар д'Эстен принял решение стимулировать
экономический подъем, уменьшив роль государства.
Был ликвидирован контроль над ценами
на многие товары, а число государственных
служащих сокращено. Непопулярность этих
мер в сочетании с неприятием авторитарной
власти Жискара д'Эстена привели к отстранению
правых от власти в 1981. Франсуа Миттеран,
победивший Жискара д'Эстена на выборах
в мае 1981, стал первым президентом-социалистом
Пятой республики. После того как социалистическая
партия получила большинство мест на внеочередных
парламентских выборах, прошедших в июне,
новое правительство начало осуществлять
свою программу реформ. В нее входили национализация
нескольких крупных банков и корпораций,
ликвидация префектур в целях развития
местного самоуправления и отмена смертной
казни.
Социалисты подняли минимальную заработную
плату, удлинили оплачиваемый отпуск рабочим
с четырех недель до пяти и повысили расходы
на социальное обеспечение. Эти меры способствовали
подъему экономики, несмотря на мировой
спад в 1981-1982. Тем не менее темпы инфляции
оставались высокими, обусловив резкое
падение стоимости франка на мировом рынке.
В результате в 1983 правительство было
вынуждено урезать расходы на социальные
нужды и закрыть ряд убыточных государственных
предприятий и шахт, что повлекло за собой
рост безработицы. Удар по престижу социалистов
был нанесен в 1985, когда французские агенты
в Окленде (Новая Зеландия) потопили судно
"Рейнбоу Уорриор", чтобы помешать
его команде, протестовавшей против ядерных
испытаний, посетить французские полигоны
в южной части Тихого океана.
На парламентских выборах 1986 социалисты
потеряли большинство в Национальном
собрании. Победу одержали правые силы.
Новый премьер-министр, лидер голлистов
Жак Ширак, выставил на продажу самые прибыльные
из недавно национализированных промышленных
компаний и банков.
Миттеран определял свою политику по отношению
к правительству правых как одну из форм
"сосуществования" - сдержанную и
избегающую открытой конфронтации. Такая
позиция "вне битвы" повысила рейтинг
Миттерана как политика. В мае 1988 он был
переизбран на пост президента. На парламентских
выборах в июне 1988 большинство мест получили
социалисты. Социалистическое правительство
возглавил Мишель Рокар. В 1990, не считаясь
с массовыми протестами общественности,
правительство направило ок. 10 тыс. военнослужащих
для участия в действиях антииракской
коалиции. В 1991 правительство Рокара ушло
в отставку. Премьер-министром Франции
стала Эдит Крессон, член социалистической
партии.
После объединения Германии Миттеран
стал настаивать на более тесной экономической
и финансовой интеграции с другими странами
Западной Европы. Франция подписала договор
о создании Европейского союза в Маастрихте
(Нидерланды) в декабре 1991. В связи с возникшими
разногласиями во Франции был проведен
всеобщий референдум, на котором договор
был одобрен небольшим большинством голосов:
"за" - 51,05%, "против" - 48,95%.
В апреле 1992 Миттеран назначил на пост
премьер-министра Пьера Береговуа. В феврале
1993 в прессе появились сообщения, что Береговуа
продавал конфиденциальную финансовую
информацию. На парламентских выборах
в марте того же года большинство мест
получили правые, и голлист Эдуар Балладюр
стал премьер-министром при президенте
Миттеране. В мае разоблаченный Береговуа
покончил жизнь самоубийством.
Когда началась президентская предвыборная
кампания 1995, Ширак обошел Балладюра, заняв
второе место после неожиданно вышедшего
вперед кандидата от социалистов Лионеля
Жоспена. Во втором туре правые сплотились
вокруг Ширака, и он победил, набрав 52%
голосов.
Балладюр ушел в отставку вскоре после
выборов, и Ширак назначил премьер-министром
представителя голлистской партии (ОПР)
Алена Жюппе, в прошлом министра иностранных
дел. Правительству Жюппе предстояло решение
нелегких задач. Возобновление ядерных
испытаний в южной части Тихого океана,
предпринятое по инициативе Ширака, вызвало
резкий протест со стороны мировой общественности.
Для вступления Франции в ЕС были выдвинуты
требования по ограничению пенсий и социальных
пособий. Однако внесение правительством
соответствующих предложений вызвало
массовые забастовки и демонстрации. В
результате эти предложения остались
неосуществленными. Успех Национального
фронта на местных выборах подорвал позиции
традиционных правых партий. Законы об
ограничении иммиграции встретили противодействие
со стороны левых сил, но при этом не удовлетворили
и правых.
Предвидя необходимость дальнейшего введения
непопулярных мер, Ширак назначил досрочные
парламентские выборы на май-июнь 1997 в
надежде удержать за собой большинство
в парламенте еще на пять лет. Однако его
коалиция потерпела поражение, а социалисты
(241 место), их союзники среди коммунистов
(38 мест) и зеленые завоевали большинство
в Национальном собрании. Премьер-министром
стал лидер социалистов Лионель Жоспен.
Голлистское ОПР получило 134 места, Союз
за французскую демократию (СФД) - 108 мест
и Национальный фронт - одно место (хотя
в первом туре он набрал голосов больше,
чем СФД).
Поражение на парламентских выборах и
последующие неудачи на муниципальных
и региональных выборах привели к кризису
правых. Филипп Сеген организовал успешную
кампанию против руководства Ширака и
Жюппе в ОПР и сменил Жюппе на посту председателя
партии. В мае 1998 ОПР и СФД организовали
блок под названием "Альянс", пытаясь
преодолеть возникшие разногласия. В результате
либеральные демократы, ведущая сила в
СФД, выделились из этой партии и примкнули
к Альянсу. Другие правые лидеры были исключены
из своих партий за контакты с Национальным
фронтом.
Правительство Жоспена успешно боролось
за то, чтобы дефицит бюджета не выходил
за пределы, необходимые для вступления
в Европейский валютный союз, и добилось
некоторых успехов в решении проблем безработицы.
Оно провело либеральные реформы о гражданстве,
иммиграции и политических беженцах. Тем
не менее в конце 1997 - начале 1998 население
выражало неудовлетворенность мерами
правительства в борьбе с безработицей
и в сфере социального обеспечения.
Франция - республика. Действует
конституция Пятой республики - 'Конституция
Республики и Сообщества' от 28 сентября
1958 г. с изменениями, внесенными в 1962
г., 1963 г., 1974 г., 1976 г., 1985 г., 1986 г., 1992 г., 1993
г. и 1995 г. Глава государства - президент,
избираемый всеобщим прямым голосованием
сроком на 7 лет. Президент избирается
абсолютным большинством голосов. Если
это большинство не достигнуто в первом
туре голосования, проводится второй тур.
Президент назначает премьер-министра
и министров без утверждения их парламентом,
имеет право распускать Национальное
собрание после предварительных консультаций
с председателем Национального собрания
и назначать новые выборы, может принимать
любые чрезвычайные меры, которые 'диктуются
обстоятельствами'. Возглавляет Высший
совет магистратуры.
Законодательная власть осуществляется
парламентом, состоящим из двух палат:
Национального собрания и Сената. Национальное
собрание избирается по мажоритарной
системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит
из 557 членов: 555 членов избираются в 555
избирательных округах в метрополии и
22 члена - в заморских департаментах. Сенат
избирается путем косвенного голосования
по мажоритарной системе сроком на 9 лет.
Каждые 3 года состав Сената обновляется
на одну треть. Сенаторы избираются не
всеобщим голосованием, а лишь голосами
выборщиков-депутатов, членов областных
и генеральных советов департаментов,
а также муниципальных советов. Согласно
конституции председателю Национального
собрания предоставлено право обращаться
в Конституционный суд.
По конституции 1958 г. создан Конституционный
совет - высший орган, осуществляющий контроль
за соблюдением конституции. В совет входят
9 членов, назначаемых на 9 лет (их мандат
не возобновляется), и все бывшие президенты
республики пожизненно. Конституционный
совет обновляется на одну треть каждые
3 года. Три члена совета назначаются президентом,
трое - председателем Сената и трое - председателем
Национального собрания. Председатель
Конституционного совета назначается
президентом из числа членов совета и
формально является восьмым лицом в государственной
иерархии. Конституционный совет осуществляет
контроль за выборами президента, депутатов
и сенаторов, следит за правильностью
проведения референдумов и объявляет
их результаты. Решения Конституционного
совета никакому обжалованию не подлежат.
Они обязательны для всех государственных
властей, административных и судебных
органов. Запросы в этот орган могут направлять
президент, премьер-министр, председатели
обеих палат парламента, а также группа
депутатов, насчитывающая не менее 60 человек.
Исполнительная власть осуществляется
президентом и Советом Министров (правительство).
Президент назначает премьер-министра
и по его представлению - министров. Член
парламента не может быть одновременно
членом правительства. Правительству
не нужен вотум доверия, однако оно может
быть отправлено в отставку посредством
вотума недоверия, объявленного большинством
в Национальной ассамблее.
В марте 1982 г. принят закон о децентрализации,
согласно которому Франция делится на
95 департаментов, 22 области и особую административную
единицу Корсику. Закон наделяет исполнительной
властью председателей генеральных советов
в департаментах и региональных советов
в областях. Закон о статусе Корсики, принятый
в ноябре 1990 г., предусматривает создание
в Корсике законодательного и исполнительного
органов, которым переданы функции, исполнявшиеся
ранее центральными административными
органами.
Макроэкономика.
Французская экономика продолжает играть
одну из ведущих ролей в мировом хозяйстве.
По размеру ВВП Франция стабильно занимает
4 место в мире (пятое при подсчете ВВП
с учетом паритета покупательной способности).
По итогам 1997 г. наблюдается позитивное
изменение практически всех макроэкономических
показателей. Так ВВП в стоимостном выражении,
по оценкам Минэкономики, увеличился реально
в 1997 г. на 2,2% (с учетом дефлятора) и превысил
8,1 трлн. фр. в текущих ценах (7,8 трлн. фр.
в 1996 г.).
Разрастающийся кризис на азиатских рынках
не оказал заметного сдерживающего воздействия
на благоприятную экономическую конъюнктуру
во Франции, хотя и привел к снижению на
0,3-0,5% прироста ВВП в годовом исчислении.
К счастью для французской экономики,
доля Азии является незначительной во
внешнеторговых обменах Франции (около
8% в экспорте и немногим более 9% в импорте).
Именно стремительный рост французского
экспорта (почти 12% по итогам 1997 г.) считается
одной из основных причин продолжающегося
экономического подъема. Французской
экспортной экспансии содействовали благоприятная
международная конъюнктура (до начала
кризиса на азиатских рынках) и выгодный
курс национальной валюты.
Определенные надежды связаны с дальнейшим
увеличением личного потребления во Франции
(за 1997 г. на 1%). Эта динамика вызвана, с
одной стороны, созданием для населения
более благоприятных условий для развития
потребительского кредита, а с другой
- ужесточением налогового режима в отношении
сбережений населения, что ведет к стагнации
нормы сбережения (на уровне около 14%).
Кроме того, на увеличение реальной покупательной
способности населения (рост на 2% в 1997
г.) повлияло снижение ставок подоходного
налога (при правительстве А. Жюппе) и замедление
темпов инфляции (1,1% за 1997 г.), а также годовое
повышение почти на 2,8% общей массы заработной
платы (при активном участии правительства
Л. Жоспена).
Французская экономика по-прежнему остро
нуждается в резком стимулировании инвестиций,
прежде всего, в области информационных
технологий, что позволит заметно увеличить
потребление на внутреннем рынке, а также
повысить норму прибыли предприятий.
В 1997 г. вложения населения в различные
виды ценных бумаг превысили 15,6 трлн. фр.
или почти два годовых объема ВВП. Ликвидные
сбережения (различные платежные средства,
зарубежные счета, банковские вклады до
востребования, вложения в ценные краткосрочные
бумаги) остались фактически неизменными
и составляли почти 3,7 трлн. фр. или около
24% всех вложений. На так называемые блокированные
сбережения (банковские срочные вклады,
целевые вклады по страхованию жизни,
страховые премии от различных рисков,
блокированные банковские счета) приходилось
более 34% всех вложений населения, что
составляло 5,4 трлн. фр. (годовой прирост
на 645 млрд. франков). Доля различных облигаций,
акций, паев инвестиционных фондов достигала
42% и составляла в цифровом выражении 6,5
трлн. фр. (годовое снижение на 105 млрд.
франков). Эти цифры подтверждают весомый
инвестиционный потенциал личных сбережений
во Франции и их огромное значение для
экономики страны. Благодаря таким личным
сбережениям населения, аккумулированным
в различных формах вложений, Франция
остается чистым экспортером капитала.
В 1997 г. положительное сальдо текущего
платежного баланса превысило 220 млрд.
фр. и будет рекордным за последние 5 лет.
С тем, чтобы сохранить в силе наметившуюся
тенденцию к дальнейшему сокращению дефицита
госбюджета правительство предполагает
по иному расставить акценты в налогообложении.
Усиливается налоговое бремя предприятий.
В счет дополнительных налогов они внесли
в бюджет в 1998 г. свыше 30 млрд. фр. Такие
дополнительные издержки предприятий
неблагоприятно воздействуют на макроэкономическую
ситуацию, хотя уровень налогообложения
чистой прибыли предприятий (порядка 15%)
остается вполне приемлемым.
Резкое сокращение по инициативе правительства
различных налоговых льгот ударило по
интересам среднего класса, которому придется
вносить основную социальную плату за
соответствие французских макроэкономических
показателей критериям членства в ЕС.
Вместо подоходного налога основным прямым
налогом 1998 г. становятся так называемые
отчисления всеобщего характера на социальные
нужды (введены в 1991 г.). Эти отчисления
отныне производятся в пользу государства
с любых видов дохода, включая сберегательные
счета и проценты по ним, пособия по безработице,
доходы по договорам страхования жизни
и т. д.
Уровень обязательных отчислений по отношению
к ВВП остается во Франции довольно значительным
(46% в 1997 г.) и сохраняет тенденцию к повышению,
чему способствует нынешний курс правительства
в налоговой сфере.
Государство продолжает активно наращивать
свой внутренний долг. В 1997 г. он составил
58,3% от ВВП по сравнению с 55,7% в 1996 г. В 1998
г. сумма аккумулированного государственного
долга достигла почти 80 тыс. фр. на душу
населения.
С целью резко сократить нынешний уровень
безработицы правительство добилось в
законодательном порядке снижения с 1
января 2000 г. до 35 часов официальной продолжительности
рабочей недели в частном секторе при
сохранении действующей ставки зарплаты.
Переход к 35 часовой рабочей неделе должен
по замыслу правительства носить гибкий
характер и не подрывать экономику. Подобная
перспектива не встречает поддержки патроната,
новый руководитель которого Э. А. Сейер
резко выступает против экономически
безответственного, с его точки зрения,
шага правительства. Объективно говоря,
на этот счет имеются достаточные основания.
Французская экономика фактически разоружается
таким образом перед лицом основных конкурентов
в преддверии перехода к евро.
Серьезное внимание правительство Л. Жоспена
уделяло повышению жизненного уровня
населения. Одним из первых шагов явилось
повышение на 4% (до 6663 фр. в месяц) минимальной
гарантированной зарплаты, которую сейчас
получает каждый десятый работающий во
Франции.
Тем не менее во Франции продолжает оставаться
острой ситуация с обездоленной частью
общества. Почти 10% населения, в основном
иммигранты, живут за чертой бедности.
Борьба с крайней бедностью является одним
из ключевых программных положений правительства
в социальной сфере. Одной из главных причин
бедности наряду с безработицей и социальной
маргинализацией является увеличение
до 3 млн. числа работающих с низкими доходами
(менее 5 тыс. франков "чистыми" в месяц).
Головной болью правительства остается
крупный дефицит бюджета системы социального
страхования (почти 38 млрд. франков в 1997
г.). В этой связи правительством были разработаны
меры по сокращению дефицита в 1998 г. до
12 млрд. франков и достижения сбалансированного
бюджета к 1999 г.
Политика государства в денежно-кредитной
сфере в 1997 г. определялась необходимостью
сохранения сильной национальной валюты
в качестве главного условия успешного
перехода к сильной единой валюте в рамках
ЕВЭС. Это подразумевало жесткий контроль
со стороны Банка Франции за стабильностью
франка на внешних рынках, а также контроль
агрегатов денежноймассы. Банк Франции
при этом исходил из того, чтобы общий
годовой прирост совокупной денежной
массы не превышал 5% (с учетом максимально
допустимой годовой инфляции в 2% и ожидаемого
реального прироста объема ВВП на 3%).
В целом эти параметры были выдержаны.
Прирост совокупной денежной массы не
превысил в 1997 г. 1,5% (при инфляции в 1,1% и
реальном росте ВВП на 2,2%). Банк Франции
проводил линию на укрепление франка по
отношению к немецкой марке. С этой целью
было осуществлено повышение ставки рефинансирования
с 3,1% до 3,3% годовых. Таким образом, эта
процентная ставка Банка Франции сравнялась
с основной процентной ставкой Бундесбанка.
С точки зрения будущей сильной единой
валюты этот шаг Франции представляется
оправданным. Но эта мера совершенно не
вписывается в требования макроэкономической
конъюнктуры во Франции, которая предполагает
наоборот удешевление кредитных ресурсов.
В результате указанных действий Банка
Франции произошло повышение кредитных
ставок коммерческих банков. Так, базовая
банковская процентная ставка возросла
с 6,3 до 6,55% годовых. Эта ставка служит ориентиром
при выдаче примерно 15% общей суммы краткосрочных
кредитов предприятий. Что касается частных
лиц, то по такой ставке им представляется
около 4% суммы кредитов на приобретение
машин и оборудования.
Капитал.
В конце 1997 г. реальная ставка кредитования
(с учетом дефлятора) в экономике Франции
пре-высила 4,4%. Ставка предложения краткосрочных
кредитов (на срок до 3 месяцев) на рынке
межбанковских кредитов в Париже ("Либор"
) возросла до 3,67% годовых.
Одновременно с повышением банковских
кредитных ставок произошло снижение
доходности ценных государственных бумаг.
По 10-летним гособлигациям доходность
сократилась до 5,37% годовых (4,1% в реальном
исчислении), а по трехмесячным гособлигациям
она упала до 3,64% годовых (2% в реальном
выражении). С точки зрения казначейства
эта тенденция является довольно благоприятной.
Именно поэтому Минфином было принято
решение о выпуске с 1998 г. гособлигаций,
доходность которых будет индексирована
с учетом инфляции.
В 1998 году продолжился стабильный рост
объема ВВП (на 2,6-2,8% в постоянных ценах).
Номинальный ВВП может превысить в 1998
г. 8,5 трлн. фр. Причем на этот раз три четверти
прироста должны быть обеспечены за счет
увеличения внутреннего спроса.
Таким образом, во Франции, как и других
странах Западной Европы, остается стабильной
благоприятная экономическая конъюнктура
в отличие от других ведущих экономических
регионов (в том числе США, где существуют
серьезные предпосылки перегрева экономики).
Главным фактором экономического подъема
становится, как уже отмечалось выше, внутренний
спрос. В 1998 г. он возрастет почти на 3% (по
сравнению с приростом в 1% в прошлом году),
в том числе на промышленную продукцию
- почти на 4%.
В 1998 году реальная покупательная способность
населения возрастет на 2,6-2,8% и, таким образом,
"подпитает" растущий внутренний
спрос и в 1999 году.
Фактически на уровне 14% сохраняется норма
сбережения населения (отношение его сбережений
к реально располагаемому денежному доходу).
При этом вложения населения в финансовые
инструменты, на которые приходится половина
всех сбережений, имеют тенденцию к сокращению.
(В 1998 г. они могут сократиться на 50 млрд.
фр.)
Для Франции характерной становится растущая
роль нерезидентов на рынке корпоративных
ценных бумаг. На долю нерезидентов приходятся
почти 44% всех акций французских предприятий,
котируемых на биржевом рынке. Именно
нерезиденты оказывают серьезное воздействие
на рынок акций, принуждая предприятия
добиваться в первую очередь увеличения
рентабельности активов, повышения дивидендов
нередко в ущерб инвестиционной активности.
Данный фактор таит потенциальную опасность
для экономического роста и увеличения
производственных инвестиций французских
акционерных компаний.
Тем не менее, резиденты пока в состоянии
оказывать благоприятное воздействие
на экономическую конъюнктуру, в том числе
и через рынок корпоративных ценных бумаг.
Основными игроками среди резидентов
на этом рынке являются частные лица (17,4%
всех котируемых акций), паевые инвестиционные
фонды (16%), сами акционерные компании (около
11%) и пенсионные фонды вместе со страховыми
компаниями (9%).
Важным позитивным фактором макроэкономического
характера становится низкий уровень
инфляции. В 1997 г. она составила 1,1% и явилась
самой низкой за последние 40 лет. Следует
отметить, что цены на промышленные товары
возросли лишь на 0,1%; услуги подорожали
на 1,4%. Самым высоким (2,5%) был рост цен на
продовольственные товары. Азиатский
кризис ведет к снижению инфляции во Франции
на 0,5% в годовом исчислении. Вполне вероятно,
что в 1998 году под влиянием этого фактора
уровень инфляции будет порядка 0,8-0,9%.
Низкий уровень инфляции несет опасность
стагнационных процессов в экономике,
но Франции эта перспектива пока не угрожает.
В первую очередь ей препятствует начавшийся
инвестиционный подъем. Он связан как
с предельно высокой загрузкой производственных
мощностей (87%), увеличением внутреннего
потребления, продолжающимся экономическим
ростом в странах ЕС (куда направляются
две трети французского экспорта), так
и с низким уровнем (меньше 5% годовых) процентных
ставок по долгосрочным заимствованиям.
Последнее обстоятельство способствовало
тому, что общий объем банковских кредитов
реальному сектору вырос в 1997 г. на 5,3%.
При этом годовой объем эмиссии акций
и облигаций предприятий сократился тоже
на 5%.
Для Франции характерной остается тенденция
к экспорту капитала, включая прямые инвестиции.
За 1997 г. французские портфельные инвестиции
за рубежом превысили 413,5 млрд. фр., в том
числе 257,4 млрд. фр. на покупку облигаций.
Французские резиденты приобрели на 158
млрд. фр. иностранных акций и других ценных
бумаг, дающих право на участие в управлении.
Что касается прямых зарубежных инвестиций
французских резидентов, то они превысили
в 1997 г. 181 млрд. фр. Фактически Франция
наряду с Японией занимает сейчас лидирующее
место в мире по размеру прямых зарубежных
инвестиций.
При этом Франция сохраняет инвестиционную
привлекательность для иностранных партнеров.
По объему прямых иностранных инвестиций
в 1997 г. (122,5 млрд. фр.) Франция находится
на 4 месте в мире после США, Великобритании,
КНР. Нерезиденты вложили в 1997 году 257 млрд.
фр. во французские ценные бумаги, в том
числе 149 млрд. фр. - в акции и другие ассимилированные
ценные бумаги. Причем наиболее активно
нерезиденты вкладывали средства в эти
бумаги после начала кризиса на фондовых
рынках в Азии.
Именно благодаря иностранным инвесторам,
во Франции будет обеспечен инвестиционный
подъем, о котором говорилось выше. Так,
например, только в 1997 году они создали
во Франции более 24 тыс. рабочих мест в
рамках 360 крупных инвестиционных проектов.
По данным Банка Франции на 1 января 1997
г. прямые накопленные иностранные инвестиции
составляли 753,8 млрд. фр. Основные инвестиции
(64%) поступили из стран ЕС. США занимали
первое место среди инвесторов (152,3 млрд.
франков или 20,2%). На долю России, которая
занимает 16 место, приходились 3,1 млрд.
фр. прямых инвестиций или 0,4% (всего из
стран с переходной экономикой поступили
в виде прямых инвестиций 3,8 млрд. фр.).
Основными сферами приложения прямых
иностранных инвестиций во Франции являются
различные холдинги (20,5%), кредитные учреждения
(17,5%), в частности банковские (9,2%), химическая
промышленность (12%).
Динамичный экспорт, рост объема покупок
нерезидентами французских ценных бумаг,
значительные поступления от иностранного
туризма позволили увеличить в два раза
положительное сальдо текущего платежного
баланса. Оно составило почти 232 млрд. фр.
Предполагалось, что в 1998 году данный показатель
сократится до 200 млрд. фр. под влиянием
азиатского кризиса.
Благоприятная экономическая конъюнктура
1997 года позволила создать дополнительно
160 тысяч рабочих мест. Кроме того, государство
выделило средства для создания 40 тысяч
рабочих мест специально для молодежи.
В I квартале 1998 г. были дополнительно созданы
75 тыс. рабочих мест. Предполагалось, что
в 1998 г. появятся 300 тысяч дополнительных
рабочих мест, в том числе 100 тысяч - специально
для молодежи. Таким образом, существовали
реальные возможности сократить к концу
1998 года уровень безработицы с 12,5% до 11,8%
от числа экономически активного населения.
Одним из ярких примеров успешного экономического
развития в 1997 г. является рост почти на
4,5% объема промышленного производства.
Этот результат является лучшим за последние
20 лет. Он является следствием позитивных
изменений в экономике под влиянием проводимой
правым большинством экономической политики
в 1995-97 гг.
В машиностроении прирост производства
превысил 8%, в том числе в автомобильной
промышленности - 18,3%.
Тенденция к активному росту производства
сохранялась и в 1998 году. Так, промышленное
производство увеличится в годовом исчислении
на 7,5%, в том числе производство машин
и оборудования - на 9%. В автомобильной
промышленности ожидается прирост производства
на 16%, в авиастроении - на 9%, электронной
промышленности - на 8%, информатике - на
4%.
Существуют, однако, отрасли, которые переживают
структурный кризис. В частности, ожидается
дальнейшее снижение объемов производства
в легкой промышленности (на 2%), судостроении
(на 2%), гражданском строительстве (на 1,6%),
промышленности стройматериалов и ряде
других секторов.
Благодаря заметным успехам в экономике,
правительству удалось в 1997 году сократить
на 80 млрд. фр. (до 244,5 млрд. фр.) дефицит
госрасходов и выйти на уровень в 3% от
ВВП, что соответствует критериям членства
в Европейском валютном и экономическом
союзе.
Бюджетный дефицит был сокращен в немалой
степени за счет дополнительного налога
на прибыль с предприятий, который принес
в казну 21 млрд. фр. (ожидалось поступление
17 млрд. фр. в 1998 году).
Обязательные отчисления в пользу государства
превысили 46,1% от ВВП (45,7% в 1996 г.). При этом
сами государственные расходы сократились
до 54,7% от ВВП (в 1996 г. - 55,2%). Внутренний государственный
долг продолжал увеличиваться (рост в
1997 г. на 3,8%) и достиг 4639 млрд. франков или
58% ВВП. Предполагалось, что в 1998 году госдолг
возрастет до 58,8% от ВВП.
Правительство тем не менее намерено ограничить
рост госрасходов. В 1998 г. их номинальный
рост не должен был превысить 2,2% при номинальном
росте ВВП на 3,9%.Дефицит госрасходов не
должен превысить 2,8% от ВВП при утвержденных
доходах госбюджета в размере 1447 млрд.
франков. При этом правительство исходит
из реальной возможности дополнительно
получить за счет экономического подъема
50-60 млрд. фр. в качестве бюджетных поступлений.
Из этой суммы предполагается затратить
18 млрд. фр. на дальнейшее сокращение бюджетного
дефицита; 23 млрд. фр. пойдут на обещанное
увеличение зарплаты бюджетникам; 7 млрд.
фр. будут использованы для оплаты процентов
по государственному внутреннему долгу.
Таким образом, у правительства фактически
не остается свободных средств для финансирования
социальных программ, как было обещано
левыми на досрочных парламентских выборах
в 1997 г.
Информация о работе Внутрення политика Франции в 1920-е годы