Выборы: понятие, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:55, реферат

Описание

Избирательная система является важнейшей составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой - оказывает непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особому научному направлению - псефологии.

Работа состоит из  1 файл

13.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

6. Регистрация кандидатов и списков партий. 
     7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов (Видео (14,8 мб.)) включает в себя работу кандидатов (партий) и групп для убеждения избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или активно поддерживающих их партийный список. Проведение современных избирательных кампаний особенно требует проведения специальных исследований в области политического маркетинга, позволяющих определиться с программами кандидатов, ориентированными на различные группы избирателей, а также выстроить определенные имидж-стратегии.

  • Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства:
    • реклама в СМИ, главное внимание отводится телевидению (политологи считают, что 70% имиджа создается именно с помощью TV): телеролики, участие в дебатах, передачах, различных шоу;
    • агитационная кампания "от двери к двери", которая предполагает непосредственную работу активистов кандидата с электоратом по месту жительства;
    • встречи кандидата с избирателями;
    • "директ мейл" - адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям;
    • листовочная и плакатная агитация, (рис.), граффити;
    • проведение различных акций (митинги, шоу, массовые праздники, раздача партийной символики и т.п.). Используются и другие способы рекламирования политиков и партий. Например, республиканцы в качестве своего символа часто используют живых слонов.

Проведение предвыборной кампании требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и частично государством.

8. Проведение процедуры голосования. Сам термин "голосование" пришел из античной Спарты, где высший орган власти формировался в ходе общего собрания общими криками, а выбранным считался тот спартанец, за которого кричали громче всех. Подобная практика принятия решений носит и другое название - "аккламация". Таким способом, например, принимались решения в Византии в VII в., в средневековых республиках Новгорода и Пскова. Из античных Афин пришла и избирательная урна. В урну греки опускали черные и белые камни (своеобразные бюллетени), голосуя "за" или "против" решения (подобным образом граждане афинского полиса приговорили к смертиСократа (рис.)).

  • Современное голосование производится различными способами:
    • поднятием рук (в небольших поселениях, при выборах органов местного самоуправления);
    • самый распространенный способ - на бумажных бюллетенях для голосования, когда напротив фамилии выбираемого кандидата ставится какой-либо знак;
    • с применением электронных машин путем нажатия на кнопки или давления на рычаги (последний способ используется в США).

В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах используются косвенные выборы. То есть граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии выборщиков), которые затем выбирают того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами. Показательными в этом отношении являются выборы президента в США. 
     Президентская кампания в США проходит в несколько этапов. 
     Первый этап - выдвижение кандидатов на пост президента и вице-президента. Сама система выдвижения кандидатов достаточна сложна, т.к. не прописана в конституции и определяется законодательством каждого штата. После второй мировой войны утвердилась практика первичных выборов (праймериз), посредством которых сторонники партии (демократической или республиканской) определяются с партийными кандидатами на всеобщие выборы либо голосуют за делегатов, которых они уполномочивают голосовать за конкретного кандидата на национальном съезде партии. Сами праймериз могут быть дух типов: "закрытые" - в их работе принимают участие только зарегистрированные члены этой партии; "открытые" - сторонники одной партии могут принимать участие в праймериз другой партии. "Открытые" праймериз позволяют учесть такую специфику электорального поведения американцев, как периодичность голосования одного и того же избирателя за демократов и республиканцев. Кроме праймериз, существует и второй способ определения делегатов на национальный съезд партии - проведение многоступенчатых партийных конференций. 
     Второй этап - проведение национальных съездов партий, на которых каждая партия определяет своего кандидата на пост президента и вице-президента. Съезды несут большую пропагандистскую нагрузку и по форме напоминают театрализованный митинг. Съезды дают старт основной президентской кампании. 
     Решающий этап - национальные выборы, которые позволяют определить победителей - президента и вице-президента. Их проводят во вторник, после первого понедельника в ноябре каждого високосного года (в 2000 г. они проходили 7 ноября). Избиратель, голосуя за кандидата той или иной партии на пост президента, на самом деле голосует за выборщиков, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший в этом штате больше голосов, чем его соперник, получает голоса всех выборщиков данного штата (по принципу "победитель получает все"). Поэтому принципиальное значение имеет даже минимальное преимущество голосов, отданных за выборщиков штата. Этим объясняется проблема повторного (ручного) пересчета голосов в штате Флорида в ноябре 2000 г., на котором настаивали демократы, надеясь тем самым изменить ситуацию в пользу А. Гора (рис.). Количества голосов выборщиков от этого штата было достаточно для победы и А. Гора, и Дж. Буша (рис.). Перевес в пользу выборщиков-республиканцев составлял 0,5%, что по законодательству требует пересчета голосов. 
     Следующий этап - голосование коллегии выборщиков (декабрь). Кандидаты в президенты и вице-президенты должны получить более половины голосов выборщиков (не менее 270 из 538 голосов). Списки с итогами голосования направляются председателю Сената (по конституции им является вице-президент). 
     Заключительный этап - совместное заседание обеих палат Конгресса (январь следующего за выборами года), на котором оглашаются списки коллегий выборщиков. Конституция предусматривает, что если ни один из кандидатов не получил большинства голосов выборщиков, президент будет определен голосованием палаты представителей7
     Президентские выборы в США, проведенные в 2000 г., стимулировали обсуждение со стороны американской общественности вопроса о целесообразности сохранения подобной практики косвенного голосования, в частности о том, насколько его итоги отражают реальные предпочтения избирателей. Одни политологи видят в практике передачи голосов всех выборщиков штата одному кандидату выражение процедурного консенсуса, когда проигравшая сторона соглашается признать свое поражение. Другие рассматривают в подобной практике существенные изъяны - в истории США наблюдались ситуации (в том числе выборы 2000 г.), когда президентом становился кандидат, набравший меньше, чем его соперник, голосов избирателей, но которого поддержало большее количество выборщиков. 
     9. Подсчет голосов и установление итогов голосования (Видео (4,2 мб.)). 
     10. Разбор жалоб и разрешение споров. 
     11. Окончательное определение и опубликование результатов выборов. 
     12. Введение в должность победивших кандидатов.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

13.3. Типы избирательных  систем

Рассмотрим избирательную систему  в узком смысле этого термина, т.е. как способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. В разных странах избирательные системы будут отличаться по многим параметрам. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, наоборот, дать последним право на парламентское представительство. 
     Как правило, избирательные системы представляют собой разные модификации двух основных типов: (рис.): мажоритарной и пропорциональной (Аним. 8). 
     Мажоритарная система. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности. 
     При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателей, чем любой из его соперников (Аним. 9). Система проста, т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют "победитель получает все"8. В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др. 
     Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

  • В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:
    • система двух туров. Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, например, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;
    • альтернативное голосование используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). Если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Затем исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.

Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов Парламента). 
     Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя "избирательный порог" (барьер) - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%. Например, в России этот порог составляет 5% голосов избирателей. 
     Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования.

  • Приведем некоторые из них (Аним. 10):
    • система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всей страны в рамках единого общенационального округа;
    • система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов (Австрия, Греция, Испания, Скандинавские страны и др.);
    • система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;
    • система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, т.е. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование). Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.

Идеальной избирательной системы  не существует. Каждая из них имеет  свои достоинства и недостатки.

  • Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие (Аним. 11):
    • непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;
    • отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;
    • формирует парламентское большинство;
    • способствует установлению стабильной двухпартийной системы;
    • приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.
  • К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:
    • не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов9. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;
    • порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. Например, в 1997 г. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы - 17% голосов и всего 7% мест10;
    • устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов, что может породить "соблазн" махинаций с определением их границ и численностью избирателей для получения избирательной выгоды;
    • возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;
    • приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура.
  • К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:
    • обеспечивает более адекватное представительство политических сил;
    • сокращает количество "неучтенных" голосов избирателей. Даже при использовании избирательного барьера редко бывает, чтобы оказалась неучтенной более 1/4 голосов, и еще реже это число приближается к 1/211;
    • позволяет обеспечить представительство меньшинствам (например, этническим, религиозным);
    • стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.
  • Однако у этой системы есть слабые стороны:
    • слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;
    • зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;
    • порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;
    • способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;
    • потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

Информация о работе Выборы: понятие, принципы