Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:25, реферат
Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.
2 Задание
Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции Российской Федерации.
входят в предмет конституционного права Российской Федерации:
1.Общественные
отношения, вытекающие из
1) главные
принципы общества и
2.Общественные
отношения, вытекающие из
Конституционные нормы регулируют отношения, связанные:
1) с принципами
правового статуса человека и
гражданина;2) с гражданством Российской
Федерации;3) с основными правами,
свободами и обязанностями
3.Общественные
отношения, вытекающие из
Здесь, общественные отношения характеризуют:1) структуру Российского государства;2) статус и компетенцию России и субъектов Российской Федерации;
3) государственные символы России;4) систему органов исполнительной власти "по горизонтали" (центр - регионы).
4.Общественные
отношения, выражающие
Эти отношения характеризуются тем, что содержат:1) принципы выборов Президента Российской Федерации; его статус и компетенцию; порядок отрешения от должности;2) механизм формирования парламента России - Федерального Собрания; полномочия его палат: Совета Федераций и Государственной Думы; процедуру принятия законов;
3) механизм
формирования Правительства
Представляется,
что обозначенные группы общественных
отношений являются наиболее важными
составляющими предметом
Из определения предмета науки государственного права, содержащегося в первом учебнике по советскому государственному праву 6 и принадлежащего перу академика А.Я. Вышинского, можно было сделать вывод о том, что предмет государственного права составляют об щественные отношения, регулируемые правовыми нормами и инсти тутами, отражающими, закрепляющими и развивающими общественный и государственный строй данного общества, систему общественных и государственных учреждений, принципы их взаимоотношений, объем их обязанностей и прав, методы их деятельности, а также общественные отношения, регулируемые различного рода публично-правовыми институтами, определяющими права и обязанности как в их вза имоотношениях с обществом и государством, так и в их взаимоотно шениях между собой.
Взгляды А.Я. Вышинского на предмет государственного права были в последующем подвергнуты критике за то, что данное им определение «характеризует более предмет права в целом, нежели предмет государственного права» 1 . Справедливость критики подтверждалась и тем, что в упомянутом учебнике выдвигалось положение, согласно ко торому государственное право можно понимать в широком и узком смысле слова. При этом указывалось, что в узком смысле ему в основ ном соответствует содержание Советской Конституции, а в широком смысле государственное право охватывает уголовное, административ ное, судебное, гражданское и даже международное право 2 .
1 Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Т. I . С. 48.
2 Си.: Андреевский И. Русское государственное право. СПб.; М., 1866.
3 См.: Градовский А.Д. Общее государственное право. СПб., 1885.
4 См.: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. 2-е изд. Т. I . СПб., 1910.
5 См.: Алексеев А.С. Русское государственное право. М., 1897. С. 8.
6 См.: Советское государственное право. М., 1938. С. 86.
И.П. Трайнин считал, что советское государственное право — это «совокупность юридических правил (норм), выражающих и закрепля ющих общественное и государственное устройство СССР, формы, функции и принципы деятельности советского государства, вытекаю щие из суверенных прав трудящихся, основные права и обязанности граждан СССР» 3 . Он также указывал, что «признаком отнесения того или иного вопроса к государственному праву является его принадлеж ность к принципиальным вопросам, нашедшим себе выражение в Основном законе, т.е. в Конституции, а также в изданных на основе Конституции законах Верховного Совета и указах его Президиума по во просам, относящимся к приведенному выше содержанию государст венного права» 4 .
По мнению В.А. Рыжова, конституционное право регулирует обще ственные отношения, которые образуют основу всего устройства об щества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. «Это отношение, — указывает он, — между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государ ства и его функционирование» 2 .
М.И. Кукушкин для определения предмета конституционного права предлагает следующие критерии, которые позволили бы отно сить к нему определенные общественные отношения: а) анализируемые отношения складываются в политической, экономической, социальной сферах, но не относятся к какой-то отдельной стороне соци альных связей; б) регулируются только те из отношений, которые составляют основу, являются базовыми для указанных сфер; в) регулируемые отношения должны обеспечивать целостность общества, его единую организационную структуру; г) общественные отношения должны составлять такую систему, в которой прослеживались бы формы и механизм осуществления принадлежащей российскому наро ду власти. Основываясь на этих критериях, он относит к предмету ре гулирования конституционного права: закрепление главных устоев ор ганизации государства и общества; регламентацию прав и свобод че ловека и гражданина; регулирование организации государственной власти, территориального устройства государства; закрепление формы и механизма осуществления государственной власти, а также основы организации местного самоуправления.
Таким образом, с точки зрения М.И. Кукушкина, в предмет регули рования конституционного права входят: отношения, связанные с ус тановлением основ организации государства и гражданского общества, чем обеспечиваются единство общества и характер его государствен ной организации; основы правового статуса человека и гражданина в этом обществе; формы и механизм осуществления государственной власти 1 .
1 См.: Козлова Е.И.,КутафинО.Е. Конституционное право России. М., 1998. С. 6—9.
2 Конституционное
(государственное) право
А.Е. Козлов полагал, что предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сфе рах общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти; б) гражданской свободы (отно шения между человеком и государством).
2.3. Федеративный
договор как источник
Четвёртую часть
источников конституционного права
образуют три договора о разграничении
предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов
от 31 марта 1992 г., которые объединяются
общим наименованием
В ныне
действующей Конституции
2.4. Договоры
о разграничении или взаимном
делегировании предметов
Следующим
видом источников
К сожалению,
возможные рамки такого
На практике
договорами нередко изменяется
разграничение компетенции
Отсюда
следует, что положения
В литературе встречается и иная позиция. Так, в одном из комментариев Конституции Российской Федерации утверждается, что договоры, о которых идет речь в части 3 статьи II Конституции (помимо Федеративного договора), не должны противоречить Конституции и федеральным законам, поскольку такое условие предусмотрено в части 2 статьи 78 Конституции. В действительности же в части 2 статьи 78 предусмотрен иной институт, чем в части 3 статьи II, а именно: не договоры, но соглашения, и не вообще между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, но лишь между соответствующими органами исполнительной власти. Такие соглашения действительно не должны противоречить Конституции и федеральному закону, хотя это и ставит под сомнение целесообразность их заключения. Можно согласиться с автором комментария в том, что конституционный способ разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами имеет приоритет перед договорным, но выражается это только в том, что договорное разграничение компетенции опирается на положение части 3 статьи II Конституции. Отсюда, однако, отнюдь не следует, что договоры, о которых идет речь в части 3 статьи II, обладают меньшей юридической силой, чем федеральный закон. Дело, похоже, обстоит как раз наоборот.
Не столь
бесспорен, однако, порядок заключения
таких договоров, сложившийся на
практике. Он заключается в том, что
договоры подписываются Президентом
Российской Федерации с федеральной
стороны и Президентом или
главой республики, главой администрации
со стороны субъекта Российской Федерации
и вступают в силу обычно со дня
опубликования. Само официальное опубликование
на федеральном уровне не всегда имеет
место (в печати субъектов Российской
Федерации договоры обычно публикуются).
С более или менее значительным
опозданием часть договоров публикуется
в газете "Российские вести", которая
предназначена для официального
опубликования
Еще более
важен вопрос о субъектах,
Есть здесь
и еще одна юридическая