Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:36, контрольная работа
Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий. Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба.
Введение
Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий. Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культура населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии. Выборы являются неотъемной составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов. Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.
Выборы – непременный атрибут демократии, её важнейшая характерная черта. Они предоставляют собой форму реализации избирательных прав граждан путём участия в избирательной кампании, в конечном счёте, выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств. Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов. В демократических государствах законодательство закрепляется (с фиксированной периодичностью) выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм, определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях.
Выделяют следующие функции выборов:
1.Формирование органов
публичной власти – парламента,
главы государства,
2. Выражение и представительство
интересов различных
3. Включение граждан в
политический процесс в
4. Легитимация власти как признание гражданами ее законности и право управлять, а также согласие подчиняться.
5. Формирование политической
элиты, т.е. приведение к
6. Контроль над институтами
власти и воздействие на
Вышеназванные функции выборы выполняют лишь только в том случае, если сами они организованны демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство. Выборы имею определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нём. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса. Продолжительность срока полномочий выбранного органа имеет большое значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходиться учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет.
Различают:
1.Прямые и косвенные выборы.
Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане.
Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и другие должностные лица.
Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, США), правительства, судьи и др.
2.Всеобщие (общие) и частичные выборы.
Всеобщими выборами являются тогда, когда в них призваны участвовать
все избиратели страны.
Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
3.Очередные и внеочередные выборы.
Обычно такое деление относиться к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента.
Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.
Федеральные выборы – осуществляемые непосредственно гражданами на основе федеральных законов выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы и иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ.
В РФ принято различать три уровня выборов: федеральные, региональные, муниципальные.
Федеральные выборы – это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством федеральных выборов может быть сформировано Конституционное собрание.
Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти.
На региональном уровне
принцип выборности распространяется
на депутатов (членов) законодательных
(представительных) органов и высших
должностных лиц исполнительных
органов государственной
Муниципальные выборы – это выборы, посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные и исполнительные органы власти и органы власти местного самоуправления. Действующие избирательное законодательство различает следующие основные виды выборов:
а) очередные выборы – проводимые по истечении установленного законом срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного исполнительного лица) государственной власти;
б) досрочные выборы – проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий выборного органа власти;
в) выборы в порядке ротации – осуществляемые на региональном уровне в отношении части депутатов или депутатов одной из палат представительного органа государственной власти;
г) дополнительные выборы – вместо выбывшего депутата вследствие досрочного сложения им полномочий;
д) повторные выборы – проводимые в тех случаях, когда очередные выборы признаны несостоявшимися или недействительными.
Необходимо отметить, что для регионального уровня избирательного законодательства характерно большое разнообразие правовых норм, в том числе и содержательное отличие правоположений, регламентирующих аналогичные отношения. Это объясняется целым рядом факторов – социально политическими, экономическими, национальными и иными особенностями развития регионов, разнообразием подходов регионального законодателя к регламентации избирательных правоотношений по выборам.
Региональное избирательное законодательство можно разделить на виды по субъекту правотворчества на: законы субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты избирательных комиссий субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; по уровню выборов регулируемых региональным избирательным законодательством, на: законодательство о выборах в региональные органы государственной власти (законодательные и исполнительные); законодательство о выборах в органы местного самоуправления.
Основными элементами системы регионального избирательного законодательства являются законы субъектов РФ, которые можно разделить на четыре основных группы. К первой группе - Конституции, Уставы субъектов РФ, ко второй группе относятся законы, регулирующие отдельные виды региональных и муниципальных выборов, к третьей – кодифицированные акты, комплексно регулирующие проводимые на территории субъекта РФ выборы всех видов и уровней, к четвертой – законы об отдельных субъектах, процедурах и иных элементах избирательного процесса.
В частности, к системе
регионального избирательного законодательства
можно отнести имеющиеся почти
во всех субъектах РФ законы об избирательной
комиссии субъекта. В ряде субъектов
Федерации приняты и
3. Определите, какие выборы проводятся в России в каждом из нижеперечисленных случаев:
а) если глава муниципального
образования отозван избирателями: проводятся
досрочные выборы; проводятся в сроки,
установленные федеральным законом;
б) если только один список кандидатов
может принять участие в распределение
мандатов: выборы признаются соответствующей
избирательной комиссией не состоявшимися,
проводятся повторные выборы. Повторные
выборы проводятся не позднее чем через
шесть месяцев со дня первоначальных выборов
или не позднее чем через шесть месяцев
со дня признания выборов недействительными.
При повторных выборах сроки избирательных
действий по решению соответствующей
избирательной комиссии могут быть сокращены
на одну треть;
в) если депутат, избранный по одномандатному округу, перешел на другую государственную должность: проводятся дополнительные выборы;
г) если выборное лицо регионального
уровня власти отозвано избирателями:
досрочные выборы;
д) если полномочия Президента РФ досрочно
прекращены: в случае прекращения Президентом
РФ исполнения своих полномочий до истечения
конституционного срока в случаях и порядке,
предусмотренных Конституцией РФ, Совет
Федерации Федерального Собрания РФ не
позднее 14 дней со дня такого прекращения
полномочий назначает досрочные выборы
Президента РФ. Днём голосования в этом
случае является последнее воскресенье
перед днём, когда истекают три месяца
со дня досрочного прекращения исполнения
своих полномочий Президентом РФ. Решение
о назначении досрочных выборов подлежит
официальному опубликованию в средствах
массовой информации не позднее чем через
пять дней со дня его принятия.
Заключение
Выборы представляют собой
наиболее общую и простую форму
участия граждан в политике. Всеобщее
избирательное право, прямое и тайное
голосование, открытая конкуренция
между партиями за политическую власть
во время выборов наряду со свободой
слова, собраний, объединений, мнений,
печати относятся к основам
Выборы – это повсеместно
распространённое политическое явление,
но их реальное значение в разных
странах существенно
Информация о работе Выборы в политической системе общества и их разновидности