Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:50, курсовая работа
Для японского народа это явилось колоссальным потрясением. Двусторонним отношениям Японии с Россией также был нанесен большой вред в ходе этих ста лет империалистического соперничества. Испытав весь ужас поражения в войне, Япония приняла не имеющую в мире аналогов конституцию, которая запрещает войну как средство национальной политики. Японцы решили сохранить лишь [минимальные] средства самообороны, а в том, что касается обеспечения нашей безопасности, положиться на японо-американский договор безопасности.
Введение.
1. Послевоенное экономическое развитие.
2. Необходимость для Японии играть политическую роль в мире.
3. Система современной внешней политики Японии.
4. Задачи японской внешней политики.
4.1. ООН
4.2. Содействие развитию
4.3. Мировая экономика
4.4. Проблемы глобального характера
4.5. Укрепление двусторонних отношений ведущих стран и регионального сотрудничества в АТР.
4.5.1. Японо-американские отношения
4.5.2. Японо-китайские отношения
4.5.3. Японо-корейские отношения и Корейский полуостров
4.5.4. Региональное сотрудничество
Заключение.
Литература.
Что
касается Японии, то она будет оказывать
еще большую помощь тем странам,
которые заново переходят на путь
демократии и рыночной экономики.
В качестве третьей особенности укажу
на многослойный и многогранный характер
структуры международной политики. Структура
периода холодной войны была двухполюсной,
где полюсами были США и СССР. Сегодня
же мировая структура слишком сложна и
многообразна, чтобы ее можно было оценить
единой формулой многополюсного общества.
Сегодня в международном сообществе одновременно
действуют, по крайней мере, четыре категории
структур различного уровня. Первая - это
структуры глобального порядка: такие
как ООН, Всемирная торговая организация
или ВТО, «Большая восьмерка», ОЭСР. Вторая
категория - это АТЭС, Региональный форум
АСЕАН, Европейский союз, НАТО, ОБСЕ, Ассоциация
свободной торговли Северной Америки
или НАФТА и другие структуры регионального
уровня. Третья - это структуры межрегионального
сотрудничества типа Встреч Азии и Европы
(ASEM) или Новой повестки дня для Атлантического
океана. Наконец, четвертая категория
структур - двустороннее сотрудничество,
такое, как у Японии и США. Все эти структуры
функционируют, наслаиваясь, переплетаясь
и дополняя друг друга. В ходе этого ведущие
державы, которые обладали мощью, превышавшей
определенный уровень, постепенно договариваются
между собой и вырабатывают систему, которая
возьмет на себя ведущую роль в построении
и поддержании [международного] порядка.
С этой точки зрения представляются весьма
важными подписание договора о сотрудничестве
России и НАТО и вступление России в АТЭС.
Не меньшее значение имеют и подтверждение
Японией и США важности их двусторонней
системы обеспечения безопасности, а также
Красноярская договоренность Японии и
России о приложении ими усилий к полной
нормализации их двусторонних отношений.
Четвертая особенность - это тот факт,
что качественно и количественно растет
внимание к так называемым «проблемам
глобального характера». Четкого определения
этого термина не существует. Однако все
эти глобальные проблемы объединяет одно
качество: их воздействие сказывается
повсеместно на планете либо на достаточно
обширных территориях, и для их решения
требуется международное сотрудничество,
выходящее за рамки национальных границ.
К таким проблемам относятся: потепление
земного климата и другие мировые экологические
проблемы, СПИД и другие новые эпидемические
заболевания, наркотики, международная
преступность, терроризм, ядерная безопасность,
проблема беженцев и другие.
Пятая особенность - это начавшийся в мире после холодной войны рост национального сознания. В результате прекращения противостояния Востока и Запада идеологическое противоборство перестало быть основным движущим фактором в международном сообществе. Вместо него, как представляется, в международном сообществе набирает силу воздействие национального фактора, то есть сознание своей принадлежности к той или иной национальности. Широко известно, что региональные конфликты, которые стали один за другим возникать после окончания холодной войны, главным образом разгорались на почве национальной или религиозной розни. С одной стороны, бывают случаи, когда национализм выливается в простой патриотизм. Но, с другой стороны, как ясно показывают примеры бывшей Югославии и бывшего СССР, в тех многонациональных государствах, где теряется общая ясная идея, объединяющая народ, национальное сознание может вызвать ослабление и распад государства.
Шестой особенностью является размывание роли «государства» или «принципа государственности». Разумеется, государство и сейчас играет полностью главенствующую роль в жизни людей. И в международных отношениях по-прежнему неизменным остается принцип государственного суверенитета.
С другой стороны, в результате глобализации и повышения важности глобальных проблем, а также в результате роста в ряде регионов национального сознания сейчас наблюдается такое явление, как размывание значения и роли государства. Если раньше эти роль и значение были абсолютными и всеобъемлющими, то теперь они становятся в жизни людей достаточно относительными. Самым ярким проявлением изменения роли и значения государства представляется, пожалуй, Европа, проводящая интеграцию.
При
этом в Африке, например, и в ряде
других регионов проблема утраты государством
абсолютного характера вовсе
не является актуальной. Там дело обстоит
совсем наоборот: никак не удается утвердить
государство как таковое. Все это делает
еще более сложными проблемы, связанные
с принципом государственности.
4. Задачи японской внешней политики.
Целью внешней
политики Японии является
4.1. ООН
С самого своего вступления в ООН Япония сделала одной из основ своей внешней политики уважение к этому форуму и всемерно содействовала его работе. В Японии, в частности, осознают возрастание роли, которую ООН может играть в решении разнообразных задач, вставших перед международным сообществом после окончания холодной войны. Япония активно участвует в миротворческой деятельности ООН, направленной на предотвращение и разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах. Она покрывает более шестнадцати процентов расходов ООН на операции по поддержанию мира. Одной из острейших проблем в мире стала проблема беженцев, которых сейчас насчитывается около тридцати миллионов. Поэтому японское правительство одной из главных составляющих своего вклада в урегулирование региональных конфликтов считает участие в решении проблемы беженцев
В октябре 1996 года подавляющим большинством голосов Япония была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Это воспринимается как высокая оценка международным сообществом той широкой деятельности, которую Япония проводит в ООН, а также как надежда на ту роль, которую Япония сыграет в будущем. Япония заявила о том, что в дальнейшем она, строго соблюдая запрет своей конституции на использовании военной силы, и заручившись поддержкой большинства государств и пониманием их народов, готова принять на себя обязанности постоянного члена Совета Безопасности. Япония активно включилась в работу по реформированию ООН, что, в частности, позволит ей войти в круг постоянных членов СБ. Она благодарна бывшему президенту Ельцину за высказанную им поддержку вступления Японии в число постоянных членов СБ ООН.
4.2. Содействие развитию
Содействие
развивающимся странам остается
крайне важным для обеспечения стабильности
и процветания мирового сообщества. Япония
в этом деле выполняет свою роль, предоставляя
этим странам официальную помощь развитию
(ОПР) в полной мере своей экономической
и технологической мощи. Она удерживает
первое место в мире среди стран-доноров,
выделяя на ОПР последние несколько лет
от десяти до четырнадцати миллиардов
долларов в год. Хотя из-за напряженности
бюджета на 1998 год статью расходов на ОПР
пришлось урезать более чем на 10 процентов,
будут предприняты все усилия для максимального
повышения эффективности ОПР за счет ее
качественного совершенствования.
Очень важно, чтобы
развивающиеся и передовые развитые страны
действовали совместно ради достижения
целей, намеченных в «Новой стратегии
развития» ОЭСР. А именно: снижения до
2015 года вдвое доли мирового населения,
живущего за чертой бедности; снижения
уровня младенческой смертности; распространения
начального образования; принятия всеми
государствами общей стратегии в области
экологии и других целей. Придавая особое
значение развитию африканских стран,
Япония серьезно занимается этой проблемой.
4.3.
Мировая экономика
Для
того чтобы оказаться во всеоружии
перед лицом быстрой
4.4. Проблемы глобального
характера
Вместе с мировым сообществом Япония активно занимается решением таких глобальных проблем, с которыми мир столкнулся по окончании холодной войны, как экологическая проблема, терроризм, перенаселение, наркотики. В частности, в декабре 97 года в Киото состоялась международная конференция по предупреждению глобального потепления климата. На ней был принят протокол, в котором обозначена цель: сократить в период с 2008 по 2012 год более чем на пять процентов по сравнению с 1990 годом совокупный выброс в атмосферу всеми передовыми развитыми странами шести видов газов, обладающих парниковым эффектом, в том числе двуокиси углерода. Это был большой успех конференции, поскольку, таким образом, сделан первый конкретный шаг для предотвращения глобального потепления климата Земли.
4.5. Укрепление двусторонних
отношений ведущих стран
и регионального сотрудничества
в АТР.
Остановлюсь теперь на некоторых главных моментах, касающихся двусторонних отношений ведущих стран, а также регионального сотрудничества, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе, к которому относится наша страна.
4.5.1. Японо-американские
отношения
Отношения с США в самом широком спектре областей, включая политику, обеспечение безопасности, экономику, решение глобальных проблем и многие другие, неизменно продолжают оставаться стержнем японской внешней политики.
В
Азиатско-Тихоокеанском
Среди основных задач, которые стоят перед
двумя странами, например, в области обеспечения
безопасности, можно назвать работу, предусмотренную
документом «Основные направления японо-американского
сотрудничества в области обороны», в
котором изложены общие рамки и направления
нашего сотрудничества, как в мирное время,
так и в чрезвычайных ситуациях, а также
координации этого сотрудничества. К задачам
в этой области относится и решение вопроса
о территориях, занятых под американские
военные объекты на Окинаве.
Кроме того, перед
японцами стоит задача поддержания добрых
экономических связей с США, ведь две страны
совместно производят более сорока процентов
совокупного мирового ВВП. Эта задача
тем более важна, если учесть, что на Японии
и США лежит долг по активному содействию
развитию мировой экономики, вступающей
в 21 век.
4.5.2.
Японо-китайские
отношения
От
того, каким станет в будущем Китай,
который сейчас переживает бурный экономический
рост, в высшей степени зависит и то, каким
станет 21 век для Японии, Азии, да и для
всего мира. Япония прилагает максимальные
усилия для того, чтобы путем широкого
диалога, включая постоянное общение лидеров
обеих стран, добиться реальных результатов
в решении практических задач японо-китайских
отношений. Стабильный и играющий еще
более конструктивную роль в мировом сообществе
Китай - это непреложное условие стабильности
данного региона и всего мира на протяжении
всего 21 века. Вот почему Япония будет
оказывать необходимое воздействие, и
сотрудничать именно в этом направлении.
4.5.3.
Японо-корейские
отношения и Корейский
полуостров
С республикой Корея страна разделяет общие ценности демократии и рыночной экономики, а также имеем общие интересы в области обеспечения безопасности. Вот почему отношения дружбы и сотрудничества с ней не только являются основой политики на Корейском полуострове, но и составляют одно из главнейших направлений японской внешней политики.
Что
касается отношений с Северной Кореей,
то японцы прилагают усилия к скорейшему
проведению 9-го раунда переговоров о нормализации
японо-северокорейских отношений. Здесь
Япония в тесном сотрудничестве с Кореей
и другими странами прилагают усилия к
тому, чтобы наряду с исправлением ненормальных
отношений, сохраняющихся с послевоенных
времен, содействовать миру и стабильности
на Корейском полуострове. Страна последовательно
поддерживает выдвинутую США и Кореей
идею четырехсторонней встречи. Что касается
проблемы северокорейского ядерного оружия,
то японцы и впредь в тесном сотрудничестве
с США, Кореей и другими странами будут
активно участвовать в работе KEDO, Организации
развития энергетики Корейского полуострова.
4.5.4.
Региональное сотрудничество
Для дальнейшего развития АТР следует еще активнее поощрять и применять формулу регионального сотрудничества. Здесь важную роль играет Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС. Его можно назвать «региональное сотрудничество, открытое для всех». В этом качестве АТЭС способствует либерализации и нормальному ходу внешней торговли и инвестиций, а также экономическому и технологическому сотрудничеству в самых широких областях, тем самым, поддерживая [высокий] динамизм развития экономики АТР.