Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:17, реферат
Должна ли женщина заниматься политикой? Когда возник вопрос об участии женщин в политике? Дату можно назвать совершенно точно. В 1791 г. в разгар Французской революции мало кому известная писательница Олимпия де Гуж пророчески изрекла: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну». Такое неосторожное заявление стоило писательнице жизни, но оно же принесло ей бессмертие.
Введение…………………………………………………………………3
Из истории всемирного феминистского движения………………….
Женщины в политике: отечественный и зарубежный опыт………….
Участие женщин в работе политических партий……………………..
Отношение к женщинам-политикам …………………………………
Женщины-политики России.………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Однако
нельзя не сказать, что определенная
работа в этом направлении в нашей
стране не ведется. С начала 1990-х
гг. был принят ряд нормативно-правовых
актов президентом и
В 2003 г. в Госдуме состоялось первое чтение законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Более трети депутатов Госдумы поддержали идею выработки законодательной нормы, которая позволила бы женщинам реализовать принадлежащее им по закону пассивное избирательное право, т.е. право быть избранной в органы представительной власти. Однако конкретные нормы представительства женщин и санкции за их нарушение так и не были приняты.
В посткоммунистической России до сих пор продолжаются дискуссии относительно механизмов включения женщин во власть: прежде всего, обсуждается механизм квотирования. Метод квотирования является нашим, отечественным изобретением: будучи впервые примененным в советской России, он позволил в короткие сроки решить сразу две проблемы - получить женщинам среднее специальное и высшее образование и стать надежным инструментом продвижения в партийные и советские органы управления. Но в отличие от других европейских стран, которые воспользовались нашим опытом и применяют этот метод и в настоящее время, в нашей стране идея квотирования никак не может адаптироваться в новых, постсоветских условиях. В Швеции, начина с 1994 г. политические партии, идущие на выборы, включают в свои избирательные списки одинаковое количество мужчин и женщин. Результат проведенной работы сегодня впечатляет: Швеция – первая страна в мире, в которой в составе правительства 50% женщин. В Норвегии закон о квотах распространяется на все общественные организации и на участие женщин в руководстве компаниями. Законодательством Франции для политических партий, принимающих участие в выборах, предусмотрена норма, по которой в списках кандидатов должно быть не более 50% лиц одного пола. Квоты женского представительства на выборах введены в Аргентине и Индии. В Бразилии, Греции, Коста-Рике, Доминиканской Республике, Перу, Индонезии, Парагвае, Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории в парламенте резервируются места для женщин.
Участие женщин в работе политических партий
В целом, опыт политического развития мирового сообщества показывает, что существует значительная разница между шансами мужчин и женщин в политической борьбе, где мужчины кандидаты более успешны, нежели женщины. "На состоявшихся в 1998г. выборах в Венгрии женщины составляли 14% кандидатов, но получили лишь 8% мест в парламенте. Эта низкая результативность, очевидно, удерживает женщин от участия в выборах, а политические - от их выдвижения. Такая же картина наблюдается в Юго-Восточной Европе. В Болгарии, например, в 1990г. почти 12% кандидатов на выборах в национальное собрание были женщины, а в его составе их было 9%. Возникает вопрос, что мешает женщинам усилить свою в политике? Доминирование мужчин, отсутствие принципов квотирования или резервирования мест для женщин, недоверие избирателей к кандидатам-женщинам, а также тип избирательной системы являются ключевыми барьерами в продвижении женщин даже на уровне партий. Незначительное количество гендерно-прогрессивных партий разрабатывают собственные меры по расширению женского представительства. Например, в Латинской Америке Радикальный гражданский союз и Партия справедливости (Аргентина), Совесть нации (Боливия) и Революционно-демократическая партия (Мексика), используя неформально установленные квоты, сумели провести на выборах несколько женщин. "Другие страны при попытках "позитивной дискриминации" женщин сталкиваются с трудностями.
Меры по выравниванию возможностей женщин и мужчин в политической сфере:
Отношение к женщинам-политикам
Женское
движение в России является весьма
масштабным, политически активным и
профессионально
Одним из
основных достижений в Российской Федерации
последнего десятилетия стало изменение
взглядов властной элиты и общественного
мнения на учет интересов и положения
женщин, выразившихся в обеспечении
адаптации россиян к
Это находит отражение в реализации Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в пересмотре действующего законодательства (Трудовой кодекс, Семейный кодекс). В настоящее время в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Следует заметить, что обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения на участие в политической жизни страны – необходимая предпосылка и условие построения правового государства.
Другое дело, что от предоставления равных политических прав до фактического равенства их возможностей – дистанция огромного размера, на которой наше общество находится только в начале пути.
Проведенный в 2008 г. в Курганской области социологический опрос на тему «Женщины и политика», в котором приняли участие представители администрации, руководители предприятий, представители партий, общественных движений и различных категорий населения еще раз подтвердил существующее положение вещей. На вопрос анкеты «Как вы считаете, политика – это женское дело?» 38% ответили категорично отрицательно. По смыслу высказываний респондентов аргументы «против» образуют три основные группы:
Активно неприятие женщин в политике высказывают не только мужчины, но и сами женщины; не только люди пожилого возраста с устаревшими взглядами, но и молодежь в возрасте от 17 до 30 лет.
Основными аргументами «за» присутствие женщин в политике следующие:
Сторонники равных возможностей в политике перечислили качества женщин, которые необходимы в политике: ум, рассудительность, ответственность, осторожность, реалистичность, природная доброта, интуиция и гуманность, миролюбие, гибкость и дипломатичность и др. Однако они же отмечают, что реально находящиеся во власти женщины не определяют политику.
В целом опрос подтвердил, что наше общество и большинство самих женщин не готовы принять женщину-политика. Чтобы успешно соперничать с мужчинами, женщина должна быть во много раз одареннее мужчины и не слишком женственной. Как отмечают социологи, на верхи власти попадают лишь женщины, прошедшие жесткий отбор: образованные, имеющие за собой поддержку той или иной политической партии или семейную традицию – карьеру отца, мужа; скорее состоятельные, обладающие незаурядными личными качествами, чаще всего немолодые, когда пол уже никого не шокирует. Более того, женщина, которая идет в политику, должна быть мужественной. Как сказал Артем Троицкий: «Наше общество настолько похоже на пьяного агрессивного мужика без копейки в кармане и с желанием у кого-нибудь, что-нибудь украсть или дать в глаз, что только очень мужественные женщины могут рискнуть в такое государство и такую власть идти».
Женщины-политики России
Политические деятели |
Деятельность |
Александра Коллонтай |
|
Старовойтова Галина |
Вечером 20 ноября 1998г. убита в Санкт-Петербурге накануне выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 20 ноября 1998 года. |
Любовь Слиска |
|
Валерия Новодворская |
|
Ирина Хакамада |
|
Валентина Матвиенко |
|
Заключение
Масса исследований свидетельствует: участие женщин в управлении на всех уровнях стабилизирует страну. Оптимально, чтобы женщины составляли 30-40% в структурах власти, тогда общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано. Законодатели не забывают о насущных проблемах, меньше витают в облаках, кроме того, присутствие женщин испокон веков положительно влияло на мужчин.
Хотя женщины в ХХ столетии получили избирательные права, но до сих пор мы не наблюдаем гендерного паритета во многих европейских парламентах. В половине из них представительство женщин не превышает 14 %. Средняя цифра колеблется вокруг 21-22%, больше – в скандинавских странах. Исторически можно проследить следующую закономерность: получив избирательные права в 1906 г., женщины активно стали приходить в законодательную власть, но к 1930-40-м гг. в европейских парламентах наблюдается определенный спад их представительства. Резкий рывок происходит только в 1970-е гг., и после этого периода ситуация стабилизируется: не падает и не растет, держится у отметки где-то порядка 35%. (Финляндия составляет исключение – 41, 5%). Ни одна из стран не смогла перешагнуть оптимального рубежа в 50 %.
Между тем
участие женщин-депутатов в
Помимо
прочего, недостаточное
Если положение с политической активностью женщин не изменится, то демократическое общество, которое сегодня строится в России, будет демократией без женщин и не для женщин. Это будет демократия с определенным патриархальным уклоном. Ведь слабая представленность, или маргинальность, женщин в политике будет иметь своим следствием воспроизводство традиционалистской – не гражданской и демократической – а «подданнической» политической культуры. И политическая жизнь для большинства женщин так и останется каким-то второстепенным, чуждым для их насущного мира, делом. Но, будучи носительницами «подданнической» культуры, они будут непременно ее воспроизводить в процессе воспитания подрастающего поколения, передавая ему эти «подданнические» нормы. Учитывая это далеко идущее последствие, можно с полным основанием утверждать, что гендерное неравенство в сфере политики является одним из самых существенных препятствий на пути демократических преобразований России.