Женское политическое лидерство в современной россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

В нашем обществе до сих пор бытует мнение, что женщина и политика — две вещи несовместимые, однако в последние годы все более проявляется тенденция стремления женщин к независимости, самостоятельности. Продвижение женщин во власть рассматривается сегодня как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики.

Содержание

Введение 3
1. Женщина в политическом пространстве России 5
1.1 Женщины-политические лидеры в контексте российской истории 5
1.2 Женское политическое лидерство в зеркале общественного мнения 11
2. Женское политическое лидерство в России: особенности,
возможности и реалии 18
2.1 Женское лидерство в политике: восприятие и оценки 18
2.2 Перспективы российского политического лидерства женщин 24
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

курсач савичев.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Кристаллизации женского коллективного самосознания в России способствовали не только женщины, вписывавшиеся в социокультурный контекст эпохи, но и «выпадавшие» из него – «беззаконные кометы в кругу расчисленном светил» (А.С.Пушкин), те, кто взрывал своим необычным поведением привычные обществу стереотипы («кавалерист-девица» Н.Дурова, А.Закревская, А.Керн, С.Дельвиг). Они вызывали скандалы своими поступками, внося свой вклад в дело утверждения свободы личности. Ломая старые нравственные критерии, они заставляли пересматривать устаревшие моральные идеи [2, с.65].

Прообразом женщины-политического  лидера в России можно считать  императрицу Екатерину II, которая  унаследовала традиции европейского просвещения  и удачно воплотила их на российской почве. С точки зрения политической теории такие личностные черты Екатерины Великой, как острый ум, образованность, воля к власти, упорство в сочетании с «талантом завоёвывать общие симпатии», умением чувствовать исторический и политический момент являются универсальными для всякого политического лидера: как мужчины, так и женщины.

На сегодняшний день, однако, ни одна из представительниц российского  политического бомонда не может  претендовать на пост главы российского  государства, хотя итоги парламентских  выборов в России показывают, что женщины готовы идти в политику, а избиратели готовы за них голосовать.

Сегодня женское движение - это  тысячи женщин, осознавших свою созидательную  роль в обществе. Как и в прошлые  критические моменты нашей истории  они обязаны были взять на себя ответственность за судьбу страны, за будущее своих детей [7, с.117].

 

1.2 Женское политическое лидерство в зеркале общественного мнения

 

Характер политического лидерства  вообще и женского в частности  формируется под влиянием многих факторов, сочетание которых дает нам конкретные стили политического лидерства. Среди других, таких, например, как экономический, административно - территориальный фактор, нам бы хотелось особенно выделить как наиболее важные, по моему мнению, для формирования характера женского политического лидерства исторический фактор, конкретную ситуацию, в которой приходится действовать лидеру, и влияние личных качеств.

Относительно первого фактора  для нас особенно важным является история взаимоотношений общества и государства, уровень развития политической культуры, активности масс, политические и семейные традиции.

Право женщин на участие в управлении государством - политическое право. В  общественном сознании политические права  девальвируются, по крайней мере, по сравнению с периодом начала перестройки. Это в основном связано с двумя причинами. Во-первых, несмотря на отсутствие политических прав при социализме, государство гарантировало определенный минимум социально-экономических прав, обеспечивающий выживание. В переходный период в условиях гарантированных политических прав и свобод, социально-экономические права граждан серьезно нарушаются. Как следствие, в общественном сознании работает стереотип: "Зачем нам свобода, если нечего есть?"

Во-вторых, реализация политических прав и свобод, в частности права на свободные выборы, в переходный период не меняет пока в лучшую сторону повседневную жизнь большинства людей в целом. В результате, разочарование избирателей: "Выбирай - не выбирай, лучше не становится".

В этой ситуации сдвига в ценностях  и ожиданиях российских граждан женщины пытаются реализовать свое право на участие в принятии важных государственных решений. Однако, несмотря на законы, декларирующие равноправие мужчин и женщин (Конституция РФ), на законодательные акты, указы Президента, поддерживающие права женщин, право женщины на участие в принятии важных государственных решений остается реализованным далеко не полностью в условиях молодой российской демократии. Как результат, ее "неженское лицо", более того, динамика количественных показателей представительства женщин в органах власти показывает, что происходит дефеминизация власти переходного периода [9, с.10].

 В частности, на уровне  принятия решений происходит  вымывание демократически ориентированных,  нацеленных на реформы женщин-лидеров.  Их маргинализация, как в демократическом движении, так и в структурах власти, приводит к ослаблению демократического потенциала сторонников реформ, оставляя этим лидерам практически единственный и пока не очень влиятельный канал воздействия на формирование политики на федеральном и местном уровнях - деятельность неправительственных женских организаций. В свою очередь, именно женское движение становится практически единственной возможностью для женщин-лидеров расширить социальную, психологическую, политическую базу поддержки проводимой ими политики.

И все же, хотя общественное мнение о роли женщины в политике отражает устаревшие стереотипы, в политическом участии и представительстве  женщин наметились тенденции, которые  отражают возрастание политической активности все большего числа женщин, разнообразие форм их политической мобилизации.

Стихийное осознание гендерного неравенства, гендерного конфликта женщинами-лидерами пока не находит на местном уровне своего эффективного организационного и политического выражения. Следует признать, однако, что, несмотря на отрицательную динамику представительства женщин на уровнях власти в трансформационный период по сравнению с коммунистическим режимом, качественные характеристики политического участия и представительства женщин изменились - они приобрели социальный опыт влияния на политическую жизнь, обретения власти, повышения самооценки и понимания гендерного аспекта проводимой политики [3, с.59].

С психологической точки зрения, пребывание женщины у власти производит совершенно иной эффект на мужчин, нежели когда власть принадлежит мужчине. Так, для женщины-правительницы мужчины готовы на все, они все время хотят продемонстрировать свои лучшие качества, устраивая нечто наподобие брачных игр. По отношению к правителю-мужчине они не испытывают ничего кроме конкуренции, явной вражды или тайного недоброжелательства. По наблюдению психологов, даже стремление чиновника угодить начальнику-мужчине и стремление отвечать требованиям начальника-женщины (независимо от возраста) — это разные по содержанию мотивы. Во втором случае повышается творческий компонент, то есть человек мобилизует все свои профессиональные способности.

 Опять-таки нельзя не вспомнить  блестящую плеяду екатерининских  орлов, благодаря активности которых  Россия крепла и развивалась. Один Потемкин чего стоил! При женщине-правительнице мужчине хочется играть роль героя-любовника, искателя приключений, остроумца и оригинала.

 Казалось бы, если пребывание  женщин во власти действует  столь позитивно на мужчин, давайте  насадим их побольше в Думе и в Администрации Президента, а страной пусть все-таки руководит мужчина. Но этот путь, как считают социологи, тупиковый. Активная женщина при правителе – всегда оказывается точкой приложения народного гнева. Во всех ошибках правителя будут обвинять именно ее (пример Николая II, М.С. Горбачева). Поэтому, если и идти по пути феминизации власти, то кардинально – избирая женщину на пост Президента России.

Россия, как и многие другие страны, все еще далека от предоставления женщинам равных с мужчинами прав. Опасная неустойчивость политической системы создается гендерным, то есть половым дисбалансом. Засилье мужчин во власти перешло уже всякие границы. Поэтому политологи разных стран утверждают, что XXI век станет веком женской политики.

Приход в политику новой волны женщин-лидеров, убежденных демократов, экологистов, правозащитников, которые социализировались в условиях старого режима и не могли реализовать себя в те времена, знаменует качественные измерения в политическом участии и представительстве. Участие этих женщин в политике подняло планку женского участия и представительства. В политике появилась ролевая модель женщины-руководителя, которая не только не дискредитировала новый образ женщины-политика, активистки (как это случилось с образом мужчины-политика), но и предложила свое видение политики, стиля общения и стиля лидерства.

Проблема участия женщин в политической жизни страны – это не проблема женщин. Причем, надо понимать, что и  среди женщин могут быть профессионалы  и дилетанты. Впрочем, как и среди мужчин есть и недальновидные политики, принимающие неправильные решения. Поэтому проблема не в том, что если женщин-политиков станет больше, то всем станет лучше. Проблема в создании условий для того, чтобы женщины могли прийти в политику.

В целом женщины-лидеры поддерживают и демонстрируют новый стиль  лидерства: неиерархаичный в отношении  подчиненных и коллег, неагрессивный, нацеленный на поддержание связи  с избирателями, на удовлетворение их повседневных нужд [14, с.12].

Женщины-руководители политическую цель всегда соизмеряют со средствами, которыми она достигается. Опираясь на свой жизненный опыт поддержания жизни семьи, они делают акцент не на сроках достижения цели, а на цене, издержках, которые должны быть принесены в жертву во имя достижения казалось бы благих целей. Все это способствует гуманизации не только сферы политики, но и повседневной жизни людей.

Если пытаться дать социологические  зарисовки типичного облика женщины-лидера в России, то в политике ей присущи  центристские или умеренные  политические взгляды. Инициатива у женщины – лидера находит свое проявление, прежде всего в экономической, производственной, а не в политической жизни.

Среди женщин-лидеров чаще всего  встречаются четыре типа: лидеры-прагматики, реже лидеры-идеологи. И довольно распространенным  остается тип лидера - представителя, выражающего  взгляды всех тех, кто за ним следует и ему верит. Преобладающим  же является так называемый «открытый лидер»: женщина-руководитель, способная учитывать чужие, нередко противоположные точки зрения в интересах  решения общей задачи. Но такой подход не исключает для женщины-лидера эмоционального отношения к критике в свой адрес, которую она принимает как критику не столько дела, сколько своей личности (с вытекающими отсюда последствиями).

 Что касается методов политической  борьбы, то женщинам–лидерам присуща,  прежде всего, способность к  поиску компромисса, соглашения, стремление избежать обострения  социальных конфликтов.

Важнейшая  черта имиджа  россиянки–общественного деятеля - самоотверженная преданность делу, которому они свято служат. Служат, не щадя сил, времени, часто во вред здоровью и интересам семьи. Служат бескорыстно, редко получая проявления общественного признания и общественной благодарности. Эта вековая российская традиция женской  самоотверженности живет и в наши дни [11, с.12].

Политика нуждается в женском  видении, в женском подходе, а  женщины нуждаются в выражении  своих интересов в политике.

Традиционный лидер в политике отличается авторитаризмом. Но это  не модель для женщины. Ей лучше использовать свои природные качества – коммуникативность, умение слушать и распознавать важность чувств, способность на компромисс, ориентированность на результат.

Способность женщин рассматривать  поступки в широком контексте, связывая один с другим, есть ни что иное, как проявление мудрости, суть которой в вычленении не только одной логической цепочки вещей и явлений, а способность увидеть взаимодействие по закону причинно-следственной связи многих логических цепочек. Именно этим и отличается женщина как особь человеческого рода.

Проведенные различными международными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в  управлении на всех уровнях – фактор стабилизирующий. Там, где женщины  составляют 30-40% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано.

Таким образом, женщины нужны во власти, поскольку они объективно выступают как катализаторы перемен. Иными словами, женщины должны идти во властные структуры, поскольку их приход туда – объективно необходимое условие для улучшения статуса женского населения в обществе в целом, а, значит, каждой отдельно взятой женщины.

Кроме того, государственная политика в отношении женщин необходима как  самостоятельное направление, поскольку  существует группа специфических проблем, связанных с положением женщин в обществе на каждом историческом этапе. Женщины должны заявить о новых перспективах, которые не всегда совпадают с интересами мужчин. Женщины-политики подчеркивают приоритетность таких проблем, как уважение, соблюдение прав и достоинства личности, борьбу со всеми видами насилия против личности, социальное обеспечение, развитие сети дошкольных и школьных учреждений, образование, здравоохранение, занятость и продвижение женщин по службе. Они стимулируют женщин к участию в политической деятельности и занятию политических постов [17, с.18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Женское политическое лидерство в России: особенности, возможности и реалии

2.1 Женское лидерство в политике: восприятие и оценки

Последние десятилетия феминизм стал играть важную роль в политической жизни современного мира. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики. Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти.

Вступив в третье тысячелетие, мы оказались  на пороге кардинальных перемен. Одна из них - новая роль женщины в нашем обществе.

В наше время женщины занимают все  более высокие позиции в обществе. Они водят автомобили и автобусы, разбираются в механизмах, управляют  самолетами и летают в космос. Сегодня  женщины – предприниматели, врачи, преподаватели, юристы, судьи, политики. Наравне с мужчинами трудятся на заводах и фабриках, в науке, в армии. Как и мужчины, создают организации, формируют бизнес и строят предприятия. Они компетентны во всех сферах жизни.

Когда дело касается лидерства, имеет ли значение пол? Есть ли разница между женщинами лидерами и мужчинами лидерами?

Прежде, чем говорить об особенностях женского стиля политического лидерства, следует определить, из какого представления  о политическом лидерстве мы будем исходить в своих рассуждениях.

Лидерство - это "...сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых...", предполагающий"... генерирование лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей, управление ими". В руководстве лидеров нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения. Данное сообщество признает за лидером право руководить, он определяет программу действий группы. Политический лидер является выразителем потребностей общества или его отдельных групп, наиболее четко их формулирует. Как правило, его деятельность связана с руководящим местом, должностью в общественной иерархии, с обладанием властью, поэтому характерной чертой политического лидера является реальная возможность влиять на политические процессы, наличие инструментов для этого. При этом не следует путать понятие политического лидерства и формального руководства, т. к. любой человек, наделенный властными полномочиями, "...может быть компетентным политическим советником или чиновником, но без того, чтобы брать на себя всю ответственность за исход переговоров, к примеру. Только тот, кто способен взять на себя подобную ответственность, и может выступать в роли лидера". Это объясняется также наличием элемента личностного влияния, психологического воздействия на умы, волю, политическую активность граждан. Отсюда становится понятной и важность обратной зависимости - не общества от решений политического лидера, а лидера от тех, чьи интересы он выражает, от тех, кто в него верит. Оба эти тезиса подтверждаются отчасти и тем, что наиболее яркие лидеры в политике выдвигаются часто именно в кризисные периоды. Таким образом, политическим лидером является личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию [13, с.14].

Информация о работе Женское политическое лидерство в современной россии