Значение конфликтов в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:54, контрольная работа

Описание

Согласно определению конфликт - это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
С самого начала возникновения конфликта как научного понятия его теоретики разделились на два основных направления:
· одни рассматривают конфликт в качестве деструктивного элемента, «социального зла», разрушающего общественную систему;
· другие, начиная с Георга Зиммеля, считают конфликт конструктивным явлением, формой проявления развития.

Работа состоит из  1 файл

2 ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

2 ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ  В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  И ОБЩЕСТВА 

    Согласно  определению конфликт - это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

    С самого начала возникновения конфликта  как научного понятия его теоретики разделились на два основных направления:

    · одни рассматривают конфликт в качестве деструктивного элемента, «социального зла», разрушающего общественную систему;

    · другие, начиная с Георга Зиммеля, считают конфликт конструктивным явлением, формой проявления развития.

    В контексте второго подхода наибольшую известность приобрели теории американских конфликтологов. Л. Козера и К. Боулдинга, а также немецкого политолога Ральфа Дарендорфа.

    Концепция «позитивно-фукционального» конфликта  развивается Л. Козером в таких работах, как «Функции социального конфликта» (1957г.), «Завершение конфликта» (1970г.) и др. Л. Козер утверждает, что конфликт - это «Борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение друг друга». Ученый выделяет две основные разновидности конфликтов:

    антагонистические неантагонистические.

    Антагонистические конфликты возникают тогда, когда  противники не осведомлены о реальных силовых ресурсах друг друга. Если информация о силе врага поступила до начала конфликта, антагонистические интересы могут быть урегулированы ненасильственным путем.

    Концепция «статистической и динамической модели» конфликта была сформулирована К. Боулдингом в работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963г.). Автор рассматривает две модели социального конфликта, анализ которых позволяет разработать подходы к регулированию возникающих конфликтов. «Статическая» модель определяет конфликт как систему элементов, представляющих собой стороны конфликта.               Особый акцент делается на плюрализме элементов, которыми могут быть:

    · индивиды и группы

    · теории

    · различные объекты

    Другой  стороной выступают отношения в  этой системе. Часто они носят  конкурентный характер, что способствует развитию конфликта. К. Боулдинг считает, что «конфликт - это конкурентная ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и каждая сторона стремится занять позицию, несовместимую с желанием другой стороны».

    В динамической модели побудительными мотивами конкурентного поведения являются интересы. Динамику конфликта Боулдинг рассматривает как сумму реакций  противоборствующих сторон на внешние  раздражители.

    В 1960-е гг. выходит программное произведение Р. Дарендорфа , в котором ученый развил свою концепцию «конфликтной модернизации». Конфликт между классами растворяется в других групповых интересах, поэтому в марксистском понимании классовый конфликт исчез.

    При выявлении причин того или иного  социального конфликта следует учитывать целый комплекс обстоятельств:

    · экономический интересы

    · политический интересы

    · социальный престиж

    · идеологический, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.

    Основные  источники конфликта в обществе являются расслоение общества,         разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы.

    Как было сказано, политические действия в  различных политических структурах осуществляются на основании усмотрения, традиции и права. В зависимости  от социокультурной ситуации, состояния политической среды, наличия легитимности и многих других обстоятельств политическая реальность может характеризоваться как упорядоченно-управляемая, контролируемая и конфликтная.

    Итак, конфликтами называют способ взаимодействия людей, при котором преобладающими элементами являются вражда и противоборство., которые разрушают единство, доверие и сотрудничество участников любого социального прогресса. Подобное противостояние в сфере политики называют политическими конфликтами. В конфликтной форме могут развиваться самые различные формы взаимодействия. В политике конфликты осуществляются в форме политического противостояния, кризисов различных уровней, войн, революций и т.д.

    Основанием  для политического конфликта  служит определенная политическая идеология. Последняя становится своеобразной программой для участников политического конфликта. Общая для конкретной стороны идеология несет идентификационную, организационную и мобилизационную функции. Принадлежность к разным идеологиям поляризует общество как на обыденно-бытовом, так и на программно-директивном, концептуальном уровне.

    Общество, фрагментированное по идеологической линии, делает невозможным стабильную обстановку в стране.

    На  возникновение и протекание конфликтов в обществе влияют как объективные  так и субъективные факторы.

    К объективным факторам относятся:

    · экономическая ситуация в стране

    · политическая ситуация в стране

    · военно-промышленный потенциал государства

    · наличие более двух линий фрагментации в обществе, чем выше гетерогенность, тем нестабильнее ситуация в стране

    · место государства в мировой  иерархии

    К субъективным факторам относятся обеспеченность сторон ресурсами, необходимыми для отстаивания своей позиции, и тактические линии поведения субъектов полит. конфликта.

    Для политической конфликтологии характерно оперирование сравнительным, социологическим и социопсихологическим методами при соблюдении условий комплексного подхода. В политконфликтологии с успехом применяется метод математического моделирования, теории игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    29 ИСКУССТВО ПЕРЕГОВОРОВ 

    Переговоры - это деловое взаимное общение  с целью достижения совместного  решения. На протяжении всей нашей жизни  мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

    Переговоры  протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес  для обеих сторон, и служат налаживанию  кооперационных связей.

    Переговоры  существенно различаются по своим  целям: заключение договора о поставках, на проведение научно-исследовательских или проектных работ, соглашение о сотрудничестве и координации деятельности и т. д.

      В процессе переговоров люди  хотят (5, стр. 123):

    · добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы;

    · достойно выдержать конфронтацию, неизбежно  возникающую из-за противоречивых интересов  не разрушая при этом отношения.

      Чтобы достичь этого надо уметь:

    · решить проблему;

    · наладить межличностное взаимодействие;

    · управлять эмоциями.

    За  столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров. Они могут иметь различный темперамент (например, сангвиник и холерик) и различное специальное образование (например, техническое и экономическое).

    В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению

    Для того чтобы вести переговоры, необходимо понять, что они из себя представляют.  Переговоры - это вид совместной с партнером деятельности, как правило, направленной на решение проблемы. Они всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично - расходятся. В иных случаях мы имеем дело совсем с другими видами взаимодействия. При полном совпадении интересов сторон обсуждение не требуется, участники просто переходят к сотрудничеству. При полном их расхождении мы наблюдаем в наиболее явном виде конкуренцию, состязание, противоборство, конфронтацию.

    Нравится  вам это или нет, но вы являетесь  человеком, ведущим переговоры. Переговоры - это факт нашей повседневной жизни, основное средство получить от других людей то, чего вы хотите.

    В наше время все чаще приходится прибегать к переговорам: ведь конфликт является, образно говоря, развивающейся индустрией. Каждый человек хочет участвовать в принятии решений, которые его затрагивают; все меньше и меньше людей соглашаются с навязанными кем-то решениями. Хотя переговоры происходят каждый день, вести их как следует нелегко. Люди оказываются перед дилеммой. Они видят лишь две возможности ведения переговоров - быть податливым или жестким. Вторая стандартная стратегия в переговорах предусматривает средний подход - между мягким и жестким, но включает в себя попытку сделки между стремлением достичь желаемого и ладить с людьми.

    Есть  третий путь ведения переговоров, предусматривающий  позицию, основанную не на слабости или  твердости, а скорее объединяющий и  то и другое.

    Метод принципиальных переговоров, разработанный в рамках Гарвардского проекта по переговорам, состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Он не прибегает к трюкам и не использует фактор положения. Принципиальные переговоры показывают, как достичь того, что вам полагается по праву, и остаться при этом в рамках приличий. Этот метод дает вам возможность быть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог бы воспользоваться вашей честностью. Метод принципиальных переговоров входит постепенно и в нашу жизнь, соседствуя с остальными методами и постепенно вытесняя их.

    Обычно  считается, что переговоры нужны  только для того, чтобы договориться. В целом это утверждение справедливо. Переговоры нужны для того, чтобы  совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение. Однако переговоры порой используются и с иными целями. В этом смысле переговоры могут выполнять разные функции, что необходимо учитывать, общаясь с партнером. Например, стороны заинтересованы в обмене взглядами, точками зрения, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия или решения, считая их, допустим, невыгодными или преждевременными. В этом случае функция переговоров будет информационная. В общем, это еще и не переговоры, а скорее предпереговоры (3, стр. 67).

    Близкой к информационной является функция, связанная с налаживанием новых  связей и отношений - коммуникативная. Здесь основная задача также заключается  в обмене точками зрения и информацией. Поэтому можно говорить о единой информационно-коммуникативной функции. Независимо от характера, типа и т.д. конкретных переговоров эта функция обязательно в той или иной степени присутствует на любых переговорах.

    К числу других существенных функций  переговоров относятся регулирование, контроль, координация действий. Эти функции, в отличие от информационно-коммуникативной, реализуются, как правило, при наличии хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже имеются договоренности и переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее совместных решений.

    В переговорной практике возможны и такие  ситуации, когда одна из сторон (или  несколько) идут на переговоры, не собираясь  фактически не только ничего решать, но и даже обмениваться мнениями. Например, переговоры той или иной стороне нужны лишь для отвлечения внимания партнера. Так, если речь идет о торговых переговорах, то один из участников может начать их только для того, чтобы заинтересовать другое, более выгодное, по его представлениям, лицо.

    Торговые  переговоры известны издревле. Однако первоначальное понимание успешной торговой сделки было близко к тому, чтобы "надуть" партнера. Часто вызывал уважение тот, кто смог избавиться от плохого товара, получив при этом изрядную сумму денег. Иное понимание успешных торговых переговоров господствует ныне. Успешные переговоры - это, прежде всего, взаимовыгодные решения. При этом не надо думать, что остальные функции переговоров остались в прошлом. Они сосуществуют друг с другом и часто на переговорах реализуются одновременно, имея большую или меньшую значимость. Некоторые из них, такие как информационно-коммуникативная функция, присутствуют на всех переговорах, другие появляются временами, поэтому в целом можно говорить об иерархии функции переговоров. И все же сегодня к переговорам обычно прибегают тогда, когда в одностороннем порядке решить проблему либо невозможно, либо это связано слишком с большими затратами.

Информация о работе Значение конфликтов в жизни человека