Анализ банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:44, дипломная работа

Описание

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Банковской системы РФ: ее состав и структура

1.2 Нормативно-правовая база функционирования банковской системы

1.3 Зарубежный опыт и его применение в банковской системе России

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Регулирующая роль Центрального банка РФ в банковской системе

2.2 Анализ текущего состояния банковской системы России

2.3 Ожидаемый социально-экономический эффект внедрения инноваций в банковскую систему

ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО СБЕРБАНК РФ КАК ЗВЕНА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России

3.2 Анализ деятельности банка и перспективы развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать документ)
 

     В этих условиях о какой-либо конкуренции  в банковской системе говорить не приходится. Вся банковская "конкуренция" - это борьба за бюджетные и подобные ресурсы, за уполномоченность государственных  органов и компаний. Печально, что само государство активно препятствует развитию нормальной банковской конкуренции, допуская в те или иные секторы банковских услуг только крупнейшие (по существу монопольные) кредитные организации, вводя при выборе уполномоченных банков ограничения по размеру.

     Кроме того, в последние годы возникла и развивается негативная тенденция  накопления избыточных средств в  крупнейших банках и дефицита остатков на корреспондентских счетах иных кредитных  организаций.40 Сегодня избыточные ресурсы крупнейших банков практически сравнялись с суммой остатков на корреспондентских счетах всех кредитных организаций. Это - свидетельство серьезной структурной болезни банковской системы, отсутствия в ней механизма межотраслевого, межбанковского перелива капитала. Необходимо также отметить, что, несмотря на более жесткую по сравнению с другими видами финансовой деятельности регламентацию, кредитные организации по непонятным причинам ограничены в праве работы на ряде сегментов денежного и фондового рынков (управление активами, размещение пенсионных и страховых фондов, операции с недвижимостью и т.п.). Кроме того, наблюдается массовая псевдобанковская деятельность, когда компании, не имеющие соответствующих лицензий, активно ведут кредитно-депозитную работу и занимаются другими финансовыми операциями - часто теми, которые банки вести не могут именно в силу регулирования их деятельности. Абсурдность подобной ситуации очевидна.

     В целях повышения функциональной роли банковской системы и дальнейшего  уточнения выработанных в первом документе по банковской стратегии концептуальных подходов Минэкономразвития, Минфином и Банком России была подготовлена новая редакция Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2007 г. и на период до 2010 г. Стратегия определяет в качестве основной задачи на ближайшие пять лет существенное повышение значения банковского сектора и денежно-кредитной системы как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития, прежде всего, в преодолении сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. 

 

ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО  СБЕРБАНК РФ КАК ЗВЕНА  БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 

3.1 Организационно-экономическая  характеристика Сбербанка  России 

     История развития Сберегательного банка  Российской Федерации началась более 160 лет назад, когда в 1841 году был  открыт первый Сбербанк. Он назывался  «Государственный банк» и основной его деятельностью было обеспечение  сохранности вкладов. В начале Сбербанки занимались в основном благотворительностью, но постепенно они становились значительными элементами Российской экономической политической системы государственного кредитования. В последствии банк был преобразован в Сбербанк СССР, а в 1991 г. – в Акционерный Коммерческий Сбербанк РФ.

     К 1996 году период гиперинфляции закончился, и экономическая ситуация в стране существенно изменилась. Основная задача Банком была решена: система Сбербанка  России устояла и сохранила основу. Банк сформировал стабильную ресурсную базу, нарастил потенциал отделений и филиалов. Перед Банком встала задача эффективного управления привлекаемыми ресурсами. Принятая в 1996 году собранием акционеров Концепция развития Сбербанка России до 2006 года была нацелена на трансформацию в универсальный коммерческий банк, в частности, через развитие банковского обслуживания корпоративных клиентов с сохранением специализации и лидерства на рынке розничных услуг. Концепция подчеркивала приоритетность участия Банка в решении актуальных и сегодня общенациональных задач оздоровления денежно-кредитных отношений, развития отечественной экономики, участия в крупных государственных проектах, имеющих важное социальное значение41.

     Курс  на трансформацию в универсальный  коммерческий банк потребовал значительного расширения набора банковских продуктов и услуг, предоставляемых физическим лицам и корпоративным клиентам. Произошло существенное развитие бизнеса банковских карт (доля на рынке – более 20%), количество эмитированных карточек превысил 1,5 миллиона, динамично развивается собственная эквайринговая сеть. Выросли объемы операций с драгоценными металлами (доля на первичном рынке – 20%), которые включают кредитование добычи золота и серебра, реализацию драгоценных металлов населению, Банку России, экспорт и продажу на мировых финансовых рынках. Продолжено совершенствование расчетной системы Сбербанка России, которая сегодня ежедневно обрабатывает более ста тысяч межрегиональных платежей. Значительное развитие получили казначейские операции Банка на денежном и фондовом рынках, созданы Дилинг-центр и Депозитарий Сбербанка России42.

     Существенно изменилась система управления Банком. Обеспечивается единая процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует централизованная система  контроля, учета и управления рисками, управления финансовыми потоками и ликвидностью. Разработана и постоянно совершенствуется современная методическая и регламентная база операций Банка, утверждены подходы к развитию новых видов бизнеса. Единая система нормативов и лимитов обеспечивает необходимую децентрализацию управления в сочетании с усилением вертикальной системы контроля. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию организационной структуры Банка, оптимизации филиальной сети.

     Сбербанк  является юридическим лицом и со всеми своими учреждениями составляет единую систему банков РФ.

     Организационная структура банка представлена следующим  образом:

  • Сбербанк РФ (как головной офис);
  • Территориальные банки;
  • Отделения;
  • Филиалы.

     Сберегательный  банк РФ как головной офис организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляются исследование и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и перспективное планирование; изучение экономики и финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений, управление кредитными ресурсами и анализ эффективности их использования, а также оказываемых учреждениями банка услуг. Кроме того Сбербанк РФ совместно с другими службами разрабатывает предложения по ведению новых финансовых продуктов с целью привлечения клиентов, устанавливает тарифы комиссионного вознаграждения за услуги, осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги, проводит анализ практики применения действующего банковского законодательства, обеспечивает сбор, проверку и обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности учреждений банка.

     В состав Сбербанка входят 17 территориальных управлений банка, расположенных во всех областях, краях и автономных республиках.

     Территориальные банки проводят анализ деятельности своих учреждений исходя из их подчиненности и экономики отдельных регионов с целью определения наиболее выгодного для кредитования сектора экономики и оценки конкурентной среды. В настоящее время в связи с обострением конкурентной борьбы систематически проводится анализ ситуации, складывающейся в регионе на финансовом и кредитном рынках. При этом определяется количество финансовых учреждений, изучается работа коммерческих банков, структура их пассивов и активов, основные виды банковских услуг качество обслуживания клиентов, процентная политика банков, рынок ценных бумаг, потенциальные клиенты43.

     Самостоятельность региональных банков в настоящее время существенно ограничена, так как из-за отсутствия информации и координаций действий в начале 90-х годов Сберегательный банк в целом понес существенные убытки. Средства, отданные в ссуду в разных регионах без согласования с вышестоящими органами возвращены не были. Было принято решение, согласно которому средства регионального банка могли обращаться только внутри своей области, таким образом, ликвидировалась конкуренция между отделениями Сбербанка, усиление централизации способствовало укреплению контроля за активными операциями. Ссуды стали выдаваться под 100 % ликвидное обеспечение.

     Отделения и филиалы являются наиболее массовыми  подразделениями Сбербанка.

     В составе Сбербанка насчитывается 1511 отделений и 20206 филиалов.

     Процесс консолидации и укрепления банковской сети проявился в том, что были ограничены права отделений самостоятельно выбирать вложения средств. Был введен мягкий контроль за выдачей отделениями  и филиалами межбанковских и  коммерческих кредитов – о выдаче ссуд необходимо было уведомить головной банк. Филиалы создаются при крупных предприятиях или организациях, либо в отдаленных уголках страны, где имеются мало населенные районы и выполняют узкий круг операций.

     Таким образом, проведенная в последние  годы централизация управления учреждениями Сбербанка обеспечила усиление контроля и координацию работ его структурных подразделений.

     Городское отделение Н. Уренгоя Сбербанка  РФ является одним из крупнейших отделений  Сбербанка России и имеет 11 дополнительных офисов и около 63 филиалов, из которых 2 осуществляют только коммунальные платежи. Имеет операционный отдел. В филиалах и операционном отделе открыты обменные пункты валюты.

     Банк  имеет лицензию на проведение банковских операций и на проведение операций с иностранной валютой. Н.Уренгойское городское ОСБ имеет собственную печать, штампы, бланки с наименованием банка, действует на основании положений, разработанных в соответствии с Уставом Акционерного Коммерческого Сбербанка РФ.

     Н.Уренгойское  ОСБ является юридическим лицом и входит в организационную структуру Сбербанка РФ.

     Отделение совершает сделки и иные юридические  действия от имени Сбербанка и  в его интересах. ОСБ наделено имуществом, которым оно владеет, пользуется и распоряжается от имени  Сбербанка России; имеет отдельный баланс, собственный счет.

     В своей деятельности отделение руководствуется  законодательством России, нормативными актами Сбербанка РФ и территориального банка.

     Цель  деятельности отделения:

  • привлечение денежных средств от юридических и физических лиц и размещение их на условиях возвратности, платности и срочности;
  • осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов и других банковских операций;
  • обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей клиентов, вверенных отделению банка.

     Высокая степень безопасности и государственные  гарантии делают банк привлекательным  для вкладчиков.

     Организационную структуру управления Н.Уренгойского отделения Сбербанка города Новый  Уренгой можно отнести к линейно-функциональному  типу, то есть организация делится на блоки (отделы), каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Деятельность каждого отдела соответствует наиболее важным направлениям деятельности всей организации.

     Кроме функциональных отделов существует также линейные подразделения (дополнительные офисы).

     По  отделению распределены обязанности  между руководством отделения и  управляющим, тремя заместителями  и главным бухгалтером, с вытекающей из этого ответственностью за свои участки работы.

     Данная  организационная структура управления наиболее полно соответствует целям отделения и его стратегическим планам и обеспечивает достаточно эффективное взаимодействие отделения с внешней средой.

     Этот  тип организационной структуры  улучшает координацию в отделах  и уменьшает дублирование усилий. Продвижение сотрудников на основе компетентности позволяет обеспечивать приток высококвалифицированных и талантливых специалистов и административных работников44.

     Однако, организационная структура Н.Уренгойского отделения Сбербанка РФ, как и  любая другая линейно – функциональная структура, имеет тот недостаток, что отделы более заинтересованы в реализации своих целей, чем общей цели всей организации. Но в целом организационная структура имеет больше положительных моментов, чем отрицательных.

     Таким образом, предпринятые меры позволили Банку, не имея льгот и преференций, работая с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной базы, стать лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурировать с крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке банковских операций и услуг. Цели, поставленные в 1996 году Концепцией развития Банка на период до 2006 г., достигнуты, намеченные стратегические задачи выполнены, создана необходимая основа для дальнейшего развития. Условия политической стабилизации и начала экономического роста в стране дают Банку новые возможности роста, увеличения вклада в развитие экономики и банковской системы России. Лидирующие позиции Банка на основных сегментах финансового рынка, накопленные финансовые ресурсы, технологический и кадровый потенциал, создают основу для планирования развития Банка на среднесрочную перспективу и требуют постановки стратегических целей и задач Банка, приоритетных направлений его развития на ближайшие пять лет. 

Информация о работе Анализ банковской системы