Заключение
Рассмотрев
структурное построение доходной части
бюджета, мы видим что за несколько
лет реформ здесь так и непроизошло
коренных положительных изменений,
проблема же межбюджетного федерализма
тоже еще ждет разрешения.
Уже
в августе снова пошел спад
собираемости налогов, а, по последним
данным Госналогслужбы, общая сумма налоговых
поступлении в сентябре сократилась по
сравнению с августом еще на 24,1%, в том
числе в федеральный бюджет¾ почти на 45%.
Речь
здесь идет о десятках триллионов
рублей, и недобор этих сумм прямо отражается
на жизни многих россиян: по данным Минэкономики,
задолженность по выплате пенсии в стране
достигла 15 трлн. рублей, 40 трлн. рублей
составляют долги предприятии по зарплате,
в том числе 7 трлн. ¾ в бюджетных организациях.
Руководство
страны с полным основанием сочло
такую ситуацию чрезвычайной и, соответственно,
требующей чрезвычайных мер. Обеспечить
поступление всех предусмотренных
действующим законодательством
налогов должна Временная чрезвычайная
комиссия по укреплению налоговой и бюджетной
дисциплины при Президенте РФ. В ее состав
входят руководители финансовых и силовых
ведомств. Идея, заложенная в ВЧК-2, весьма
проста: к недоимщикам разные ведомства
могут применять разные меры. Поэтому
чтобы к злостным недоимщикам нужно применить
системно все необходимые меры, для этого
представителей всех ведомств следует
собрать в единый комитет, которому и поручить
данную проблему.
Однако,
в том, что комиссии удастся достичь
своей главной цели ¾ прижать крупнейшие
предприятия-неплательщики, уже появились
сомнения. Об этом практически и заявили
на брифинге, состоявшемся 17 октября, главы
двух министерств, подведомственные которым
предприятия должны бюджету больше всех.
-
Несмотря на это, оперативная комиссия
правительства по неплатежам, 14 октября
сделала сенсационный шаг: дала шести
крупным и суперзлостным неплательщикам
неделю на погашение всех недоимок перед
бюджетом, в случае же неуплаты в арбитраж
будет подан иск о банкротстве.
Именно в нажиме на крупнейших
недоимщиков ¾ ключ к проблеме бюджетных
неплатежей, но, с другой стороны, неверно
было бы полагать, что и у других крупнейших
предприятий не найдется своих заступников.
А следовательно, процесс явно затянется.
Тогда существует лишь один ответ: ВЧК
был создан исключительно для МВФ, дабы
показать, что правительство предпринимает
все возможное по оздоровлению ситуации
в бюджетно-налоговой сфере. Действительно,
ведь банкротство 10-20 крупнейших предприятий
будет по существу означать банкротство
половины страны, социальные же проблемы
станут неразрешимы. Получается, что гораздо
дешевле поддерживать данные предприятия
«на плаву» нежели банкротить их.
Но
наиболее вероятно все-таки следующее
развитие ситуации: правительство не
позволит кому-либо уйти, иначе бессилие
первого станет очевидным. Некоторые заплатят
к другим же будет применена процедура
банкротства.
Естественно,
предприятия не закроют, но директора
фирм будут вынуждены уйти со своих
постов и будет введена сонация,
т.е. внешнее управление, а уж временные
управляющие в бюджет платить станут.
Если
же это будет осуществлено, то успех
работы ВЧК и в дальнейшем будет
более или менее гарантирован.
Может быть это и есть выход
из казалось бы тупиковой ситуации
с задолженностью по налоговым платежам
в бюджет. С другой стороны ожидаемое
принятие налогового кодекса должно также
в определенной степени упорядочить общую
ситуацию с налоговыми поступлениями
в бюджет, следовательно, стоит все-таки
ожидать положительных сдвигов в сфере
доходов бюджета Российской Федерации.
Список
использованной литературы
- О поступлении
государственных налогов и других
обязательных платежей в бюджет, во
внебюджетные фонды и о недоимке
по платежам в бюджет за январь 1995 года.
Государственная налоговая служба
России. 10 февраля 1995 года.
- Федеральный
закон «О бюджетной классификации Российской
Федерации». Принят Государственной Думой
7 июня 1996 года. Одобрен Советом Федерации
26 июня 1996 года.
- Федеральный
закон «О федеральном бюджете на 1996 год»
от 31 декабря 1995 г. (с изм. и доп. от 20
июня, 19, 21, 23 августа 1996 г.)
¨ ¨ ¨
- Ковалева
А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика.
1996.
- Концепция
бюджета: Pro et contra // Экономика и жизнь. 1996.
№ 42 (октябрь).
- Льготы: быть
или не быть // Экономика и жизнь. 1996. №
37 (сентябрь).
- Пансков В.
Налоги и налоговая политика-96 // Российский
экономический журнал. 1996. № 1.
- Послание
вдумчивым избирателям. Президент о бюджете
// Коммерсант.1996. № 22 (от 18 июня).
- Хурсевич
С.Н. Бюджетный федерализм и бюджетный
дефицит // Финансы. 1996. № 4.
Приложения
Приложение
1
НАЛОГОВЫЕ
ДОХОДЫ7:
- НАЛОГИ
НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА
- Налог на
прибыль (доход) предприятий и организаций
- Налог на
прибыль предприятий и организаций (в
том числе иностранных юридических лиц)
- Налог на
прибыль бирж, брокерских контор, кредитных
и страховых организаций, от посреднических
операций и сделок
- Налог с доходов
в виде дивидендов, полученных по акциям,
принадлежащим предприятию-акционеру
и удостоверяющим право владельца этих
бумаг на участие в распределении прибыли
предприятия-эмитента, с доходов по иным
ценным бумагам, за исключением доходов
в виде процентов (дисконта), полученных
владельцами государственных ценных бумаг
Российской Федерации, государственных
ценных бумаг субъектов Российской Федерации
и ценных бумаг органов местного самоуправления,
налог с доходов от долевого участия в
других предприятиях, созданных на территории
Российской Федерации
- Налог на
доходы видеосалонов (от видеопоказа),
от проката видео- и аудиокассет и записи
на них
- Налог на
доходы казино, иных игорных домов (мест)
и от другого игорного бизнеса
- Подоходный
налог с физических лиц
- НАЛОГИ НА
ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ
СБОРЫ
- Налог на
добавленную стоимость
- Налог на
добавленную стоимость по продовольственным
товарам (за исключением подакцизных)
и товарам для детей, производимым на территории
Российской Федерации
- Налог на
добавленную стоимость по остальным товарам
(работам, услугам), включая подакцизные
продовольственные товары, производимым
на территории Российской Федерации
- Налог на
добавленную стоимость по продовольственным
товарам (за исключением подакцизных)
и товарам для детей, ввозимым на территорию
Российской Федерации
- Налог на
добавленную стоимость по остальным товарам,
работам, услугам), включая подакцизные
продовольственные товары, ввозимым на
территорию Российской Федерации
- Акцизы по
подакцизным товарам (продукции) и отдельным
видам минерального сырья, производимым
на территории Российской Федерации
- Спирт этиловый
из всех видов сырья, спирт винный, спирт
питьевой
- Водка и ликероводочные
изделия
- Коньяк, шампанское
(вино игристое), вино натуральное
- Другие алкогольные
напитки
- Пиво
- Табачные
изделия
- Ювелирные
изделия
- Бензин автомобильный
- Легковые
автомобили
- Газ
- Нефть, включая
газовый конденсат
- Другие виды
минерального сырья
- Акцизы по
подакцизным товарам (продукции) и отдельным
видам минерального сырья, ввозимым на
территорию Российской Федерации
- Спирт этиловый
из всех видов сырья, спирт винный, спирт
питьевой
- Водка и ликероводочные
изделия
- Коньяк, шампанское
(вино игристое), вино натуральное
- Другие алкогольные
напитки
- Пиво
- Табачные
изделия
- Ювелирные
изделия
- Бензин автомобильный
- Легковые
автомобили
- Отдельные
виды минерального сырья
- Налоги, служащие
источниками образования дорожных фондов
- Налог на
реализацию горюче-смазочных материалов
- Налог на
пользователей автомобильных дорог
- Налог с владельцев
транспортных средств
- Налог на
приобретение автотранспортных средств
- Лицензионные
и регистрационные сборы
- Лицензионный
сбор за право производства, хранения,
розлива и оптовой реализации алкогольной
продукции
- Лицензионный
сбор за право торговли спиртными напитками
и пивом
- Прочие лицензионные
и регистрационные сборы
- НАЛОГИ НА
СОВОКУПНЫЙ ДОХОД
- Единый налог
на совокупный доход для субъектов малого
предпринимательства
- Единый налог
на совокупный доход для юридических лиц
- Единый налог
на совокупный доход для физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица
- НАЛОГИ НА
ИМУЩЕСТВО
- Налоги на
имущество физических лиц
- Налоги на
имущество предприятий
- Налог с имущества,
переходящего в порядке наследования
или дарения
- Налог на
операции с ценными бумагами
- ПЛАТЕЖИ ЗА
ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
- Платежи за
пользование недрами
- Платежи за
проведение поисковых и разведочных работ
- Платежи за
добычу полезных ископаемых
- Платежи за
пользование недрами в целях, не связанных
с добычей полезных ископаемых
- Платежи за
пользование континентальным шельфом
- Платежи за
пользование минеральными ресурсами
- Плата за
пользование живыми ресурсами
- Отчисления
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы
- Лесные подати
- Платежи,
связанные с пользованием водными объектами
- Плата за
пользование водными объектами (водный
налог)
- Плата, направляемая
на восстановление и охрану водных объектов
- Плата за
нормативные и сверхнормативные выбросы
и сбросы вредных веществ, размещение
отходов
- Земельный
налог
- Земельный
налог за земли сельскохозяйственного
назначения
- Земельный
налог за земли несельскохозяйственного
назначения
- Прочие платежи
за пользование природными ресурсами
- НАЛОГИ НА
ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОПЕРАЦИИ
- Таможенные
пошлины
- Ввозные таможенные
пошлины
- Вывозные
таможенные пошлины
- Прочие налоги
и пошлины, взимаемые в связи с осуществлением
внешнеэкономических операций
- ПРОЧИЕ НАЛОГИ,
ПОШЛИНЫ И СБОРЫ
- Государственная
пошлина
- Государственная
пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб,
подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные
суды и Конституционный Суд Российской
Федерации
- Государственная
пошлина за совершение нотариальных действий,
за государственную регистрацию актов
гражданского состояния и другие юридически
значимые действия, за выдачу документов,
за рассмотрение и выдачу документов,
связанных с приобретением гражданства
Российской Федерации или с выходом из
гражданства Российской Федерации
- Транспортный
налог
- Прочие федеральные
налоги
- Налоги субъектов
Российской Федерации
- Местные налоги
и сборы
- Курортный
сбор
- Целевые сборы
с граждан и предприятий, учреждений и
организаций на содержание милиции, на
благоустройство территорий, на нужды
образования и другие цели
- Налог на
рекламу
- Налог на
содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы
- Прочие местные
налоги и сборы
- Прочие налоговые
платежи и сборы
Приложение 2
НЕНАЛОГОВЫЕ
ДОХОДЫ8:
- ДОХОДЫ
ОТ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ИЛИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Доходы от
использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности
- Дивиденды
по акциям, принадлежащим государству
- Доходы от
сдачи в аренду имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности
- Арендная
плата за пользование лесным фондом
- Арендная
плата за земли сельскохозяйственного
назначения
- Арендная
плата за земли несельскохозяйственного
назначения
- Прочие доходы
от сдачи в аренду имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности
- Проценты,
полученные от размещения в банках и кредитных
организациях временно свободных средств
бюджета
- Проценты,
полученные от предоставления бюджетных
ссуд внутри страны
- Проценты
по государственным кредитам. предоставляемым
Российской Федерацией правительствам
иностранных государств
- Возмещение
потерь сельскохозяйственного производства,
связанных с изъятием сельскохозяйственных
угодий
- Доходы от
оказания услуг или компенсации затрат
государства
- Перечисление
прибыли Центрального банка Российской
- Федерации
- Платежи от
государственных и муниципальных организаций
- Прочие поступления
от имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности, или от
деятельности
- ДОХОДЫ ОТ
ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
- Поступления
от приватизации организаций. находяшихся
в государственной и муниципальной собственности
- Поступления
от продажи государством принадлежаших
ему акций организаций
- Доходы от
продажи квартир
- Доходы от
продажи принадлежащих государству производственных
и непроизводственных фондов, транспортных
средств, иного оборудования
- Доходы от
реализации конфискованного, бесхозного
имущества, имущества, переходящего в
государственную или муниципальную собственность
в порядке наследования или дарения, и
кладов
- ДОХОДЫ ОТ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
- ДОХОДЫ ОТ
ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
- ПОСТУПЛЕНИЯ
КАПИТАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- От резидентов
- От нерезидентов
- АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ
- Таможенные
сборы
- Прочие неналоговые
таможенные платежи
- Сборы, взимаемые
Государственной автомобильной инспекцией
(кроме штрафов)
- Прочие платежи,
взимаемые государственными организациями
за выполнение определенных функций
- ШТРАФНЫЕ
САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА
- Поступление
сумм за выпуск и реализацию продукции,
изготовленной с отступлением от стандартов
и технических условий
- Санкции за
нарушение порядка применения цен
- Административные
штрафы и иные санкции, включая штрафы
за нарушение правил дорожного движения
- Суммы, взыскиваемые
с лиц, виновных в совершении преступлений
и недостаче материальных ценностей
- ДОХОДЫ ОТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Поступление
средств от централизованного экспорта
- Прочие поступления
от внешнеэкономической деятельности
- ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ
ДОХОДЫ
- БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
- Дотации
- Субвенции
- Средства,
получаемые по взаимным расчетам, в том
числе компенсации дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти
- Трансферты
- Прочие безвозмездные
поступления
Приложение
3
Приложение
4
ДОХОДЫ
федерального и консолидированного
бюджетов Российской
Федерации за 1994 год9
Наименование
показателей |
Исполнено
с начала года |
|
консолидирован-ный
бюджет |
Федеральный бюджет |
бюджеты субъектов
РФ |
Налог
на прибыль предприятий и организаций |
49007033 |
17177304 |
31829729 |
Налог
на операции с ценными бумагами |
447189 |
377116 |
70073 |
Подоходный
налог с физических лиц |
17548546 |
108164 |
17440382 |
Доходы
от внешнеэкономической деятельности |
23475386 |
23306111 |
169275 |
Платежи
за пользование недрами и природными
ресурсами |
3076503 |
1011370 |
2065133 |
в
том числе:
|
637406 |
637406 |
|
Государственная
пошлина |
468498 |
178557 |
289941 |
Налог
на имущество |
4840812 |
|
4840812 |
НДС |
37425764 |
23770427 |
13655337 |
Акцизы |
7468805 |
4485639 |
2983166 |
в том
числе:
|
1704233 |
1704233 |
|
Доходы
от приватизации |
750021 |
116041 |
633980 |
Лицензионный
сбор за право производства и торговли
спиртными напитками и пивом |
133800 |
|
133800 |
Специальный
налог |
5708659 |
425472 |
1453932 |
Средства
обязательного мед. страхования |
304905 |
80000 |
224905 |
Земельный
налог |
1646224 |
123353 |
12104797 |
Остатки
бюджетных средств на начало года,
обращаемые на покрытие расходов |
890449 |
|
890449 |
Итого
доходов |
170427712 |
80119130 |
90308582 |
Ссуды,
полученные из банков для финансирования
целевых программ |
662164 |
|
662164 |
Субвенции,
полученные из федерального бюджета РФ |
x |
|
2621580 |
Дотации,
полученные из федерального бюджета
РФ для ЗАТО |
x |
|
585090 |
Средства
фонда финансовой поддержки из федерального
бюджета (трансферты) |
x |
|
2252168 |
Средства,
получаемые по взаимным расчетам |
x |
1471246 |
17914004 |
Краткосрочные
ссуды, полученные из федерального бюджета
РФ |
x |
|
102952 |
Расчеты
с бюджетами по зачету ссуд |
61750 |
61750 |
|
Бюджетные
ссуды |
921470 |
|
921470 |
Привлеченные
ссуды для покрытия превышения расходов
над доходами (дефицита) бюджета |
306466 |
|
306466 |
Всего
доходов |
172379562 |
81652126 |
115674476 |
Остатки
бюджетных средств на начало года,
за исключением сумм, обращаемых на
покрытие расходов |
1223339 |
|
1223339 |
|