Анализ доходов и расходов предприятия на основе ОАО "Хлебзавод № 7"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 08:48, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия, разработка и обоснование мероприятий по улучшению финансового результата организации, а именно ОАО «Хлебозавод №7». Данная организация занимается производством хлебобулочных изделий. Информационной базой послужили отчётные данные за период с 1 января по 30 июня 2009г.
Целевая направленность курсового исследования обусловила постановку следующих взаимозависимых задач:
* изучить экономическую природу и сущность доходов и расходов организации, их классификацию;
* определить цель, задачи, информационную базу и методы анализа доходов и расходов организации;
* раскрыть аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках;
* провести анализ состава, структуры и динамики организации;
* провести анализ прибыли и рентабельности организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа доходов и расходов организации
1.1. Экономическая природа и сущность доходов и расходов организации, их классификация…………………………………………………..……………..5
1.2. Цель, задачи, информационная база и методы анализа доходов и расходов организации………...…………………………………………………..9
1.3. Аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках (форма №2)…… ………………………………………………………………………….13
2. Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)
2.1. Анализ состава, структуры и динамики организации…………….......17
2.2. Анализ прибыли от продаж……………………………………...……...20
2.3. Анализ рентабельности обычных видов деятельности……………….27
Заключение………………………………………………………..……………...32
Список литературы……………………………………….…………………..….34

Работа состоит из  1 файл

курсяк Альбины.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

    Результаты  факторного анализа прибыли от продажи  позволяют оценить резервы повышения  эффективности производства и принять  обоснованные управленческие решения.

    Оценка  вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

    Анализ  прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе табл. 1.4.

    Таблица 1.4

    Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от продаж, тыс. руб.

Показатели За предыдущий год За отчетный год Абсолютный  прирост В % к предыдущему  году
А 1 2 3 4
1. Выручка  от продажи продукции, работ, услуг 105 429 107 704 + 2275 + 2,16
2. Себестоимость  продукции 86 582 87 873 + 1291 + 1,49
3. Коммерческие  расходы 13 914 14 212 + 298 + 2,14
4. Управленческие  расходы - - - -
5. Прибыль  от продаж продукции, работ,  услуг 4933 5619 + 686 + 13,91
6. Индекс  изменения цен 1,0 1,15 + 0,15 + 15
7. Объем  реализации в сопоставимых ценах 105 429 93 656 - 11773 - 11,17
 

    Определим влияние факторов на сумму прибыли  по следующему алгоритму.

    1. Для определения влияния объема  продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема проданной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев проданная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы продаж, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

    Чтобы привести объем продаж отчетного  периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема продаж отчетного периода на индекс изменения цены продажи. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на проданную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

    В нашем примере объем продаж за отчетный период в ценах базисного периода составил 93656 тыс. руб. (107704/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 88,83% (93656/105429 х 100%), т.е. произошло снижение объема проданной продукции на 11,17%.

    За  счет снижения объема продажи продукции  прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась:

    4933 х (-0,1117) = - 551 тыс. руб.

    2. Влияние структуры ассортимента  проданной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема продаж.

    Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости  и цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом:

    - выручка от продажи отчетного  периода в ценах базисного периода 93656;

    - фактически проданная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (86582 х 0,8883) = 76911;

    - коммерческие расходы базисного периода 13914;

    - прибыль отчетного периода, рассчитанная  по базисной себестоимости и  базисным ценам (93656–76911–13914) = 2831.

    Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

    2831 – (4933 х 0,8883) = -1551 тыс. руб.

    Произведенный расчет показывает, что в составе проданной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

    3. Влияние изменения себестоимости проданной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость проданной продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

    87873 – (86582 х 0,8883)=10962 тыс. руб.

    Себестоимость проданной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

    4. Влияние изменения коммерческих  расходов на прибыль определим  путем сопоставления их величины  в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 298 тыс. руб. (14212 – 13914).

    5. Для определения влияния цены продаж продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

    107704 – 93656 = 14048 тыс. руб.

    Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

    - изменение объема продаж -551;

    - изменение структуры ассортимента проданной продукции -1551;

    - изменение себестоимости -10962;

    - изменение величины коммерческих расходов - 298;

    - изменение цены продаж +14048;

    - общее влияние факторов +686.

    Значительное  удорожание себестоимости проданной продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на проданную продукцию, а также снижение коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме продажи снижение себестоимости продукции.

    Данные  Отчета о прибылях и убытках позволяют  рассчитать порог рентабельности и  запас финансовой прочности организации. Важным условием точности их определения является обязательное выделение из общей суммы расходов по обычным видам деятельности управленческих и коммерческих расходов, носящих с определенной долей условности постоянный характер. В этом случае рассчитанная в Отчете валовая прибыль (РВАЛ) может быть отождествлена с известным показателем маржинального дохода (маржинальной прибыли):

    РВАЛ = N – Sп = МД     (1)

где Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, включающая производственные (условно-переменные) расходы (стр. 020), тыс. руб.;

МД- маржинальный доход, тыс. руб.

Известно, что маржинальный доход рассчитывается по формуле:

МД = N – Sпер = Р + Sпост.     (2)

где   Sпер – условно-переменные затраты, тыс. руб.;

        Sпост – условно-постоянные затраты, тыс. руб.;

        Р – прибыль от продаж, тыс. руб.

   Таким образом, маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммерческих) и формирования прибыли от продаж.

   На  основе показателя маржинального дохода рассчитываются показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

    Порог рентабельности, или точка безубыточности (критический 
объем продаж) (К) — характеризует тот объем продукции, работ, услуг, 
реализация которого обеспечивает организации покрытие всех затрат, 
связанных с их производством и продажей, и рассчитывается по формуле:

    К = Sпост /МД : N = УР+КР/ МД : N     (3)

где УР – управленческие расходы, тыс. руб.;

      КР – коммерческие расходы, тыс. руб..

   Запас финансовой прочности (ЗФП) — характеризует тот объем продукции, в пределах которого организация может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности, и рассчитывается по формуле:

   ЗФП = N – К     (4)

   В процессе анализа эти показатели рассчитываются в динамике (за отчетный и предыдущий период). Кроме того, целесообразно рассчитать запас финансовой прочности в процентах от общей величины выручки от продаж, что позволит более наглядно оценить процент безрискового снижения объема продаж.

   В целом названные показатели позволяют  оценить уровень эффективности продаж. Их расчет представлен в табл. 1.5.

   Таблица 1.5

   Расчет  показателей качественного уровня финансовых результатов от продаж продукции (работ, услуг)

Показатель Код строки ф. №2 Сумма, тыс. руб. Изменение

(+,-)

Предыду-щий  год Отчетный год
1. Объем  продаж (N) 010 105 429 107 704 +2275
2. Себестоимость  (производственная) продаж – переменные  затраты (Sпер) 020 86 582 87 873 +1291
3. Маржинальный  доход (МД) (валовая прибыль от  продаж) (п.1-п.2) 029 18 847 19 831 +984
4. Доля  маржинального дохода в объеме продаж (d) (п.3:п.1) х 0,1788 0,1841 +0,0053
5. Постоянные  затраты (Sпост) 030+040 13 914 14 212 +298
6. Критическая  точка объема продаж (К) (п.5:п.4) х 77 819 77 197 -622
7. Запас  финансовой прочности (ЗПФ) (п.1-п.6) х 27 610 30 507 +2897
8. То  же в % к объему продаж (п.7:п.1) х 26,19 28,32 +2,13
9. Прибыль  от продаж 050 4933 5619 +686

Информация о работе Анализ доходов и расходов предприятия на основе ОАО "Хлебзавод № 7"