Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

В курсовой расписаны методы анализа хозяйственной деятельности предприятия и произведены расчеты .

Содержание

Введение………………...……………………………………………………………3
Глава 1.Методы и типовые методики финансово хозяйственной
деятельности предприятия……………………...……………………………..5
1.1.Система и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности
предприятия……………………………………..………..………………...5
1.2. Функционально-стоимостной анализ………………………..………….12
1.3.Последовательность проведения функционально-стоимостного
анализа……………………………………………………………………..19
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия…………………………..24
2.1.Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния
предприятия………………………..……………………………………...24
2.2.Анализ финансовой структуры баланса…………….…………………...28
2.3.Оценка деловой активности ……………………………………….……….32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……...………………………………………37
Приложение 1……………………………………………………………………….38
Приложение 2……………………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Бизнес анализ курсовая .doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)
gn="justify">     На  четвертом этапе проводится сравнение  фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного  года, фактическими данными прошлых  лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

     На  пятом этапе выполняется факторный  анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат.

     На  шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения  эффективности производства.

     На  седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются  мероприятия по их использованию.                          

     Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики АХД.

     В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы, и способы анализа. Кратко эти  способы можно назвать инструментарием  анализа. Они используются на различных этапах исследования для:

     -первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);                             

     -изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

     -определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;

     -подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства;

     -обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий;

     -обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.

     В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются  и в других дисциплинах для  обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок).

     Все объекты АХД находят свое отображение  в системе показателей плана, учета, отчетности и других источниках информации.

     В анализе используется большое количество разно-качественных показателей, необходима их группировка и систематизация.

     По  своему содержанию показатели делятся  на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д. Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и др.

     Аналитические показатели делятся на абсолютные и  относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных  измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

     Абсолютные  показатели в свою очередь подразделяются на натуральные, условно-натуральные  и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.). Условно-натуральные показатели, применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного .Стоимостные показатели показывают величину сложных по составу явлений в денежном измерении. В условиях товарного производства, действия закона стоимости они имеют большое значение.

     При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные  и результативные.

     Если  тот или другой показатель рассматривается  как результат воздействия одной  или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным.

     Все показатели хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном анализе. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа - от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Функционально-стоимостной анализ 

     В настоящее время существуют различные  мнения об эффективности применения функционально-стоимостного анализа (ФСА) или (ABC). Одни пользователи считают  ФСА достаточно сложным для понимания  и применения. Другие наоборот, простым известным методом, но им не совсем понятна технология его применения, как в методическом плане, так и в плане использования программных средств его поддержки. Третья категория менеджеров вообще не видит возможности его практического применения.

     Функционально-стоимостной  анализ позволяет выполнить следующие  виды работ:

     - формирование релевантной информации об эффективности деятельности центров ответственности на предприятии;

     - определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);

     - проведение сравнительного анализа и обоснование выбора рационального варианта технологии реализации бизнес-процессов;

     - проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;

     - определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;

     - сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;

     - анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия и др.

     Методология функционально -стоимостного анализа

     Функционально-стоимостной  анализ (ФСА, Activity Based Costing, АВС)  -  метод  определения  стоимости  и других характеристик  изделий, услуг и потребителей, в основе которого лежит использование функций и  ресурсов,  задействованных  в  производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также в обеспечении качества.

     Метод ФСА разработан  как «операционно-ориентированная» альтернатива  традиционным  финансовым  подходам. В частности в  отличии от традиционных финансовых подходов метод ФСА:

     - предоставляет  информацию  в  форме, понятной  для  персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;

     - распределяет накладные  расходы  в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и функциях их составляющих, а также их влиянием на себестоимость.

     В основе применения метода ФСА лежит  разработка и применение на практике ФСА-моделей. Цель создания ФСA-модели для    совершенствования деятельности предприятий - достичь   улучшений  в  работе предприятий по  показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА-модели позволяет получить большой объем ФСА-информации для принятия решения. При этом данная информация, особенно взаимосвязи отдельных ее элементов для лиц, принимающих решения являются, как правило, неожиданными. Полученная информация позволяет обосновывать и принимать решения в процессе применения таких методов совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как:

     - «точно в срок» (Just-in-time, JIT) и KANBAN;

     - глобальное управление качеством (TQM);

     - непрерывное улучшение ;

     - реинжиниринга бизнес-процессов (BPR).

     Как правило ФСА-информация представляется в виде системы стоимостных и  временных показателей, показателей  трудоемкости и трудозатрат, а также  относительных показателей,  характеризующих эффективность деятельности центров ответственности на предприятии.

     Систему показателей можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических решений. На уровне оперативного управления информацию из ФСА-модели можно  применять для формирования рекомендаций  по   увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности предприятия. На стратегическом - помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификации и т.д. ФСА-информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие варианты капиталовложений.

     Основные  направления использования ФСА-модели для реорганизации бизнес-процессов - это повышение производительности, снижение стоимости, трудоемкости, времени  и повышение качества.

     Повышение производительности включает в себя три этапа. На первом этапе осуществляется анализ функций для определения возможностей повышения эффективности их выполнения. На втором - выявляются причины непроизводительных расходов и пути их устранения. И, наконец, на третьем этапе осуществляется мониторинг и проведение нужных изменений на предприятии.

     Что касается снижения стоимости, трудоемкости и времени, то с помощью ФСА-метода  можно так реорганизовать деятельность, чтобы было достигнуто устойчивое их сокращение. Для этого необходимо сделать следующее:

     - сформировать ранжированный перечень функций по стоимости, трудоемкости или времени;

     - выбрать функции с высокой стоимостью, трудоемкостью и временем;

     - сократить время, необходимое для выполнения функций;

     - устранить ненужные функции;

     - организовать совместное использование всех возможных функций;

     - перераспределить ресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствий.

     Очевидно, что вышеперечисленные действия улучшают качество бизнес-процессов. Кроме  того, повышение качества бизнес-процессов осуществляется за счет проведения сравнительной оценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию) технологий выполнения операций или процедур, являющихся элементами  бизнес-процессов.

     В основе управления, основанного на функциях, лежат несколько аналитических методов, использующих ФСА-информацию. Это - стратегический анализ, стоимостной анализ, временной анализ, анализ трудоемкости, определение целевой стоимости и исчисление стоимости, исходя из жизненного цикла продукта или услуги.

     Одним из направлений использования ФСА-метода является формирование на предприятии  системы   бюджетов. При формировании системы бюджетов используется ФСА-модель для определения объема и стоимости работ, а также потребностей в ресурсах.

     В этом случае полученная ФСА-информация позволяет принимать осознанные и целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ. Все это позволяет сформировать реалистическую систему бюджетов.

     Развитием ФCА-метода стал метод функционально-стоимостного управления (ФСУ).

     ФСУ - это метод, который включает управление затратами на основе применения более  точного отнесения затрат на процессы, процедуры, функции и продукцию.

     Совместное применение ФСА/ФСУ-методов позволяет не только точно определять затраты, но и управлять ими.

     Построение  функционально-стоимостных моделей  осуществляется на основе применения методологической и технологической  взаимосвязи между IDEF0- и ФСА-моделями.

     Авторы  неоднократно писали о сущности функционального  моделирования на основе методологий IDEF0/SADTи его практическом применении в консалтинговых проектах на ряде российских предприятий.

     Связанность методов IDEF0 и ФСА заключается  в том, что оба метода рассматривают финансово-хозяйственную деятельность предприятия, как множество последовательно выполняемых  функций, а дуги входов, выходов, управления и механизмов  функций IDEF0-модели соответствуют стоимостным объектам и ресурсам ФСА-модели. 

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия