Анализ хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:51, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие двух теоретических вопросов в соответствие с вариантом задания и решение задач.
В первой части работы детально изучено значение и задачи оборота оптовой торговли.
Во второй части контрольной работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность.

Содержание

Введение3
1 Значение и задачи анализа оборота оптовой торговли 4
2 Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия. Резервы роста прибыли и рентабельности
3 Задача 1 18
4 Задача 2 19
Заключение 20
Список использованных источников 21

Работа состоит из  1 файл

анализ хозяйственнгой деятельности.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем  производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия торговли. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия торговли на производство и реализацию продукции, а именно - стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.

Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

К показателям  снижения себестоимости относятся  следующие показатели:

- показатели, связанные  с повышением технического уровня  производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);

- показатели, связанные  с улучшением организации труда  и управления (совершенствование  организации, обслуживания и управления  производством, сокращение затрат  на управление, сокращение потерь  от брака, улучшение организации труда).

Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:

- установление  динамики важнейших показателей  себестоимости;

- определение  затрат на рубль товарной продукции;

- выявление  резервов снижения себестоимости.

Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли от объема реализации при  прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше - тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия торговли, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки  от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются  самими предприятия торговли в зависимости  от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия торговли.

Для принятия многих управленческих решений важно знать  не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и  причины, определяющие изменение рентабельности.

Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.

Рентабельность  продукции определяется за счет изменения  цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Пусть К0 и К1 - рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению:

K0 = (N0 - S0) / N0  (5)

K1 = (N1 - S1) / N1  (6)

K = K1 - K0  (7)

где P1, P0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

N1, N0 - реализация продукции (работ, услуг) соответственно;

S1, S0 - себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;

K - изменение рентабельности за анализируемый период.

Влияние фактора  изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

KN = (N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0  (8)

Соответственно  влияние изменения себестоимости  даст общее изменение рентабельности за период:

KS = (N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1  (9)

Сумма факторных  отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

K = KN - KS  (10)

Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий:

- рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости;

- снижение себестоимости  при постоянном объеме выручки;

- либо больший  темп роста выручки по сравнению  с темпом роста величины себестоимости.

Необходимо  рассмотреть еще одну факторную  модель рентабельности:

P/PK = (P / TR) × (TR / TK) × (TK / PK),                                                           (11)

где PK - собственный капитал;

TK - совокупный капитал.

Как видно, рентабельность собственного капитала P/PK зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P / TR), скорости оборота совокупного капитала (TR / TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия торговли, оценки степени результатов своей деятельности.

Однако необходимо сделать следующую оговорку. При  анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул, иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности.

В процессе анализа  следует изучать динамику основных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями конкурентами.

Необходимо  также более детально изучить  причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Далее нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценивать работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Зная, из-за каких  факторов изменилась прибыль и выручка  от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базисный уровень каждого фактора данной модели на фактический.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции  зависит от среднего уровня цены и  себестоимости изделия.

Расчет их влияния  производится так же с помощью  приема цепной подстановки.

Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Уд), себестоимости (С), среднего уровня цен (Ц) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (?К) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Взаимосвязь названных  факторов с уровнем рентабельности капитала.

При углубленном  анализе необходимо изучить влияние  факторов второго уровня, от которых  зависит изменение средне реализационных цен, себестоимости продукции1.

  Результаты анализа прибыли и рентабельности позволяют выявить резервы их роста.

Резервы роста  прибыли:

- увеличение объема реализации продукции;

- повышение цены реализации;

- снижение себестоимости продукции.

Резервы роста  рентабельности:

-  увеличение  сумм прибыли от реализации продукции;

- снижение себестоимости продукции.

Рассмотрим  снижение себестоимости продукции  за счет различных факторов.

Резервы роста  объема продаж:

- увеличение объема продажи продукции;

- уменьшения остатков складских запасов.

Резервы снижения себестоимости:

- увеличение объема продаж продукции;

- снижение общей суммы затрат на выпуск продукции за счет: 
повышение эффективности использования трудовых ресурсов: создание дополнительных рабочих мест; уменьшение потерь рабочего времени; сокращение сверхплановых отходов.

Резервы повышения  цены:

- улучшение качества выпускаемых изделий;

- поиск наиболее эффективных рынков сбыта продукции;

-Оптимизация объемов и сроков реализации продукции покупателям1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1

 

Произведите анализ выполнения плана издержек обращения по торговому предприятию. В процессе анализа определите:

- размер изменения  уровня издержек обращения;

- темпы изменения уровня  издержек обращения;

- абсолютную и относительную  сумму экономии (перерасхода) издержек  обращения.

Решение оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.

 

Таблица 1

Издержки обращения в 2010 г.

Показатели

План

Фактически

Издержки обращения, тыс. руб.

409,2

416,6

Уровень издержек обращения, %

18,4

18,6

Оборот, тыс. руб.

2224,0

2240,0

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности