Анализ эффективности использования основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в процессе изготовления и выпуска продукции на предприятии.
Целью данной работы является исследование и анализ обеспеченности основными производственными фондами и эффективность их использования.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

 

Исследуя данные представленные в таблице, мы можем сделать вывод  о том, что сумма начислений амортизации зданий и сооружений значительно снизилось, однако сумма начислений амортизации машин и оборудования в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 6%. Можно отметить, что сэкономленные денежные средства на выплате амортизационных отчислений за здания и сооружения покроют расходы по обслуживанию машин и оборудования. Данные таблицы позволяют говорить о положительной динамике деятельности предприятия.

 

 

3.3 Анализ эффективности  использования основных фондов

 

Основные фонды занимают, как правило, основной удельный вес  в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоотдачи (отношение стоимости произведенной или реализованной продукции после вычета НДС, акцизов к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи), удельных капитальных вложений на одну грн прироста продукции [2].

При расчете среднегодовой  стоимости фондов учитываются не только собственные, но и арендуемые основные средства и не включаются фонды, находящиеся на консервации, резервные и сданные в аренду.

В процессе анализа изучаются  динамика перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, проводятся межхозяйственные сравнения.

 

Таблица 7 – анализ эффективности  использования основных фондов

 

Показатели

2008

   

2009

 

2010

Основные фонды

начало периода

конец периода

начало периода

конец периода

начало периода

конец периода

остаточная стоимость

27734

41368

41368

59413

59413

66933

первичная стоимость

56948

73515

73515

97040

970040

111202

износ

29212

32147

32147

37627

37627

44269


 

Представленные данные свидетельствуют о том, что остаточная стоимость, первичная стоимость  на конец периода значительно  выросла в 2010 году, что свидетельствует  о рентабельности данного предприятия.

Проанализируем данные о доходах и расходах по видам  деятельности.

Таблица 8 – Данные о  доходах и расходах по видам деятельности

Показатели

2008

2009

2010

 

за отчетный период

за отчетный период

за отчетный период

выручка от реализации товаров

188598

218763

266513

выручка поступившая в валюте

59240

50348

100663

налоги и сборы

16027

18310

16311

выручка от реализации товаров

172571

200453

250201

себестоимость реализованных товаров

154606

185480

226553

валовая прибыль

17965

14973

23649

расходы на реализацию

5834

6825

8695

прибыль от реализации товаров

12131

8148

14954




Анализ данных свидетельствует  о развитии предприятия и положительной  динамики его развития, так, выручка  от реализации товаров в 2010 году увеличилась  по сравнению с предыдущими отчетными годами на 6%. В то время как налоги и сборы уменьшились на 4%, что свидетельствует о дополнительной экономией предприятия.

 

 

3.4 Резервы повышения эффективности использования основных фондов

 

Анализ состояния и  использования основных фондов позволяет оценить эффективность применения активной и пассивной частей средств труда и рассчитать резервы увеличения выпуска продукции и фондоотдачи.

Резервами увеличения выпуска  продукции и фондоотдачи могут  быть:

– сокращение количества неустановленного оборудования;

– замена и модернизация оборудования;

– повышение коэффициента сменности;

– увеличение коэффициента интегральной загрузки оборудования за счет сокращения потерь рабочего времени;

– повышение коэффициента использования производственных площадей;

– реализация достижений НТП в производство;

– увеличение доли активной части основных фондов и другое.

При определении резервов роста вместо планового уровня факторных  показателей берется возможный  их уровень [17].

Резерв увеличения выпуска  продукции за счет повышения коэффициента сменности в результате лучшей организации производства определяется путем умножения возможно прироста коэффициента сменности на возможное количестве дней работы всего оборудования, умноженного на фактическую сменную выработку (или на фактическую среднюю продолжительность смены) и фактическую среднечасовую выработку оборудования.

Сокращение целодневных  простоев оборудования приводит к увеличению среднего количества отработанных дней каждой единицы за год. Чтобы определить резерв увеличения выпуска за счет данного показателя, необходимо прирост среднего количества отработанных дней умножить на возможное количество единиц оборудования, фактическую среднедневную выработку единицы оборудования (либо на фактический коэффициент сменности), фактическую продолжительность смены, фактическую среднечасовую выработку.

Резерв увеличения выпуска  продукции за счет ввода в действие нового оборудования определяется путем  умножения дополнительного количества введенного оборудования на фактическое  количество дней, отработанных за год единицей оборудования, умноженное на фактический коэффициент сменности, умноженный на фактическую среднюю продолжительность смены и фактически среднечасовую выработку.

Резерв увеличения выпуска  за счет сокращения внутрисменных потерь рабочего времени рассчитывается путем умножения возможного прироста средней продолжительности смены на фактический уровень среднечасовой выработки оборудования, на возможное количество отработанных смен всем парком оборудования либо произведения возможного количества оборудования, возможного количества дней, отработанных единицей оборудования, и возможного коэффициента сменности. Сокращение внутрисменных простоев увеличивает среднюю продолжительность смены, а следовательно, и выпуск продукции [14, c. 22].

Сокращение целодневных  и внутрисменных потерь, совершенствование  организации производства и труда, замена старого на новое оборудование и другие факторы находят от­ражение в среднечасовой выработке. Выявленный резерв увеличения среднечасовой выработки необходимо умножить на возможное количество часов работы оборудования (т.е. возможного количества единиц на количество дней работы на коэффициент сменности на продолжительность смены), чтобы определить резерв увеличения выпуска продукции за счет роста среднечасовой выработки.

Важнейшим направлением анализа является выявление резервов роста фондоотдачи, так как это  увеличение объема производства и сокращения среднегодовых остатков основных производственных фондов (ОПФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Производственно-хозяйственная деятельность организаций обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов - средств труда и материальных условий процесса труда.

Финансовый анализ является первой и основной частью общего полного анализа хозяйственной деятельности предприятия. Он состоит из трех взаимосвязанных блоков:

  1. анализ финансовых результатов деятельности;
  2. анализ финансового состояния;
  3. анализ эффективности финансово-экономических показателей деятельности предприятия.

Основное содержание финансового анализа составляют:

  1. анализ абсолютных показателей прибыли;
  2. анализ относительной рентабельности;
  3. анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса.
  4. анализ эффективности использования заемного капитала;
  5. экономическая диагностика финансового состояния.

При этом важно учитывать  соотношения между финансовыми  средствами, получаемыми из собственных  источников и мобилизуемыми на финансовом рынке.

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.

Кредиторская задолженность  — это задолженность данного  предприятия другим предприятиям и  лицам: по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, поставщикам, подрядчикам, персоналу и другим кредиторам. В широком смысле к кредиторской задолженности можно отнести также и задолженность банкам и другим предприятиям по погашению полученных от них кредитов и займов (как краткосрочных, так и долгосрочных).

Нужно отметить, что организационная структура предприятия способствует ведению текущей, инвестиционной и финансовой деятельности на предприятии с целью извлечения прибыли.

Предприятие имеет достаточный  уровень финансовой независимости, так как большая часть имущества предприятия формируется за счет собственного капитала. Это означает, что предприятие имеет довольно высокий удельный вес таких источников финансирования, которые оно может использовать в своей деятельности длительное время.

Как видно из приведенного анализа с каждым годом среднегодовая  стоимость основных фондов увеличивается. Обновление основных фондов на предприятии  осуществляется в большей степени  за счет ввода новых объектов основных средств, а не замены старых, изношенных фондов, что приводит к накоплению устаревших внеоборотных активов и сдерживает рост экономической эффективности основных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2001.-219 с.
  2. Дорощенок, Т. В Маркетинг [Электронный ресурс]. – Минск : 2011. – Режим доступа : http://news.tut.by/society/104748.html. - Дата доступа : 05.09.2011.
  3. Ворошина Е.В. Управление качеством: Методические рекомендации. Барановичи: Рио БарГУ, 2009. — 60с.
  4. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. – М., 1999. – 354 с.
  5. Демидович И. И. Состояние работ по повышению качества и конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями Министерства Промышленности Республики Беларусь // Новости. Стандартизация и сертификация. 2000. — № 6. — С 11-14.
  6. Кане М.М., Иванов Б.В. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
  7. Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства: Уч.пос. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2008. —334с.
  8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. /Пер. с англ. под ред. Л.А.Волковой. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000. — 752с.
  9. Корзун, А.В. Методика оценки эффективности маркетинга / А.В. Корзун // Юнит-Консалтинг [Электронный ресурс]. – 2003 – 2009. – Режим доступа: http://www.unitcon.ru/articles/intrest_articles.php. - Дата доступа: 12.03.2009
  10. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер; пер. с англ. под ред. Е. М. Пеньковой. – М., 1990. – 254 с.
  11. Леви, М., Бейтс, Б. Основы розничной торговли / М. Леви, Б. Бейтс. – СПб.: Питер, 2000. – 498 с.
  12. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции:Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2001. — 238с.
  13. Пичурин И.И Управление качеством промышленной продукции: Учебник./ Свердловск. 1991. — 354 с.
  14. Прохорчик Н. А. Государственная программа «Качество»: основные направления развития // Новости. Стандартизация и сертификация. 2000. — №6. —С 15-24.
  15. Райс Э., Траут, Дж. Маркетинговые войны / Э. Райс, Дж. Траут. – СПб.: Питер, 2000. – 178 с.
  16. Рамазанов, И.А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе / И.А. Рамазанов. – М.: Деловая литература, 2002. – 222 с.
  17. Слонимский мясокомбинат [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www./library/news/356766.php – Дата доступа:27.01.2011.
  18. Таборова, Л. Г. Умный маркетинг: Практическое пособие / А. Г. Таборова. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К., 2009. - 160 с.
  19. Черепнин, Т. Мерчандайзинг и МерчАндайзинг/ Т. Чеперин // Современная торговля. - май. 2004. – 520 с.
  20. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей / Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, П. Миниард. - СПб.: Питер, 2000. – 276
  21. Экономика предприятия: Учеб. пособие /В.П.Волков, А.И.Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И.Ильина, В.П.Волкова. М.:Новое знание, 2003. — 677с.
  22. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М.а. Зайцева и др.; Под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. Мн.: Высшая школа, 2003. — 383с.

Информация о работе Анализ эффективности использования основных средств