Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:53, контрольная работа
Модель в общем смысле (обобщенная модель) есть создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом . Для теории принятия решений наиболее полезны модели, которые выражаются словами или формулами, алгоритмами и иными математическими средствами.
1.1.1. Пример словесной модели . Обсудим необходимость учета эффекта лояльности при управлении организацией в современных условиях. Под лояльностью п
Моделирование процессов управления………………………………...…3
1.1.Основные понятия теории моделирования………………………….…....3
1.1.1. Пример словесной модели …...………………………………………....3
1.2.Математические модели при принятии решений…………………….…..8
2. Основные термины математического моделирования……………….…....8
2.1. Математическое моделирование процессов управления………………11
2.2. О методологии моделирования………………………………………….13
2.3. Модель управления обучением………………………………………….15
Список литературы …………………………………………………………..19
Метод, используемый в рамках определенной математической модели - это уже во многом, если не в основном, дело математиков. В эконометрических моделях речь идет, например, о методе оценивания, о методе проверки гипотезы, о методе доказательства той или иной теоремы, и т.д. В первых двух случаях алгоритмы разрабатываются и исследуются математиками, но используются прикладниками, в то время как метод доказательства касается лишь самих математиков.
Ясно, что для
решения той или иной задачи в
рамках одной и той же принятой
исследователем модели может быть предложено
много методов. Приведем примеры. Для
специалистов по теории вероятностей
и математической статистике наиболее
хорошо известна история Центральной
Предельной Теоремы теории вероятностей.
Предельный нормальный закон был получен
многими разными методами, из которых
напомним теорему Муавра-Лапласа, метод
моментов Чебышева, метод характеристических
функций Ляпунова, завершающие эпопею
методы, примененные Линдебергом и Феллером.
В настоящее время для решения практически
важных задач могут быть использованы
современные информационные технологии
на основе метода статистических испытаний
и соответствующих датчиков псевдослучайных
чисел. Они уже заметно потеснили асимптотические
методы математической статистики. В рассмотренной
выше проблеме однородности для проверки
одной и той же гипотезы совпадения функций
распределения могут быть применены самые
разные методы – Смирнова, Лемана - Розенблатта,
Вилкоксона и др. Наконец, рассмотрим последний
элемент четверки - условия применимости.
Он - полностью внутриматематический.
С точки зрения математика замена условия
(кусочной) дифференцируемости некоторой
функции на условие ее непрерывности может
представляться существенным научным
достижением, в то время как прикладник
оценить это достижение не сможет. Для
него, как и во времена Ньютона и Лейбница,
непрерывные функции мало отличаются
от (кусочно) дифференцируемых. Точнее,
они одинаково хорошо (или одинаково плохо)
могут быть использованы для описания
реальной действительности.
2.3. Модель управления обучением
В качестве примера конкретной модели процесса управления рассмотрим модель распределения времени между овладением знаниями и развитием умений .
Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения» («знаю как»). Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся у вас сведения для достижения своих целей; умение можно еще охарактеризовать как совокупность определенных навыков, в конечном счете, умение – это способность методически работать.
Пусть x(t) – объем сведений, накопленных учащимся к моменту времени t («чистое знание»), y(t) – объем накопленных умений: умений рассуждать, решать задачи, разбираться в излагаемом преподавателем материале; u(t) – доля времени, отведенного на накопление знаний в промежутке времени (t; t+dt).
Естественно считать, что увеличение x(t+dt) – x(t) объема знаний учащегося пропорционально потраченному на это времени u(t)dt и накопленным умениям y(t). Следовательно,
, (1)
где коэффициент k1 > 0 зависит от индивидуальных особенностей учащегося.
Увеличение знаний
за то же время пропорционально
. (2)
Коэффициент k2 > 0 также зависит от индивидуальности. Учащийся тем быстрее приобретает умения, чем больше он уже знает и умеет. Тем быстрее усваивает знания, чем больше умеет. Но нельзя считать, что чем больше они запомнил, тем быстрее запоминает. На правую часть уравнения (1) влияют только приобретенные в прошлом активные знания, примененные при решении задач и перешедшие в умения. Отметим, что модель (1) – (2) имеет смысл применять на таких интервалах времени, чтобы, например, пять минут можно было считать бесконечно малой величиной.
Можно управлять процессом обучения, выбирая при каждом t значение функции u(t) из отрезка [0; 1]. Рассмотрим две задачи.
1. Как возможно быстрее достигнуть заданного уровня знаний x1 и умений y1? Другими словами, как за кратчайшее время перейти из точки фазовой плоскости (x0; y0) в точку (x1; y1)?
2. Как быстрее достичь заданного объема знаний, т.е. выйти на прямую x = x1?
Двойственная задача: за заданное время достигнуть как можно большего объема знаний. Оптимальные траектории движения для второй задачи и двойственной к ней совпадают (двойственность понимается в обычном для математического программирования смысле ).
С помощью замены
переменных z = k2x, w = k1k2y
. (3)
(Описанная линейная
замена переменных
Решения задач 1 и 2, т.е. наилучший вид управления u(t), находятся с помощью математических методов оптимального управления, а именно, с помощью принципа максимума Л.С.Понтрягина . В задаче 1 для системы (3) из этого принципа следует, что быстрейшее движение может происходить либо по горизонтальным (u = 1) и вертикальным (u = 0) прямым, либо по особому решению - параболе w = z2 (u = 1/3). При движение начинается по вертикальной прямой, при - по горизонтальной, при - по параболе. По каждой из областей {z2 > w} и {z2 < w} проходит не более одного вертикального и одного горизонтального отрезка оптимальной траектории.
Используя теорему о регулярном синтезе , можно показать, что оптимальная траектория выглядит следующим образом. Сначала надо выйти на «магистраль» - добраться до параболы w = z2 по вертикальной (u = 0) или горизонтальной (u = 1) прямой. Затем пройти основную часть пути по магистрали (u = 1/3). Если конечная точка лежит под параболой, добраться до нее по горизонтали, сойдя с магистрали. Если она лежит над параболой, заключительный участок траектории является вертикальным отрезком. В частности, в случае оптимальная траектория такова. Сначала надо выйти на магистраль – добраться по вертикальной (u = 0) прямой до параболы. Затем двигаться по магистрали (u = 1/3) от точки до точки . Наконец, по горизонтали (u= 1) выйти в конечную точку.
В задаче 2 из семейства
оптимальных траекторий, ведущих
из начальной точки (z0; w0)
в точки луча (z1; w1), w0 < w1<
+∞, выбирается траектория, требующая
минимального времени. При z1 < 2z0 оптимально w1 = z
Полученное для основного участка траектории оптимального обучения значение u = 1/3 можно интерпретировать приблизительно так: на одну лекцию должно приходиться два семинара, на 15 мин. объяснения 30 мин. решения задач. Результаты, полученные в математической модели, вполне соответствуют эмпирическим представлениям об оптимальной организации учебного процесса. Кроме того, модель определяет численные значения доли времени (1/3), идущей на повышение знаний, и доли материала (1/2), излагаемого на заключительных лекциях (без проработки на семинарах).
При движении по магистрали, т.е. в течение основного периода учебного процесса, оптимальное распределение времени между объяснениями и решением задач одно и то же для всех учащихся, независимо от индивидуальных коэффициентов k1 и k2. Этот факт устойчивости оптимального решения показывает возможность организации обучения, оптимального одновременно для всех учащихся. При этом время движения до выхода на магистраль зависит, естественно, от начального положения (x0; y0) и индивидуальных коэффициентов k1 и k2.
Таким образом, модель процесса управления обучением (1) – (2) позволила получить ряд практически полезных рекомендаций, в том числе выраженных в числовой форме. При этом не понадобилось уточнять способы измерения объемов знаний и умений, имеющихся у учащегося. Достаточно было согласиться с тем, что эти величины удовлетворяют качественным соотношениям, приводящим к уравнениям (1) и (2).
Многочисленные
модели процессов управления описаны
в литературе . Их практическим использованием
обычно занимаются информационно-аналитические
подразделения, службы контроллинга, качества
и надежности, маркетинга и др.
Литература
1. Неуймин Я.Г.
Модели в науке и технике.
История, теория, практика. - Л.: Наука,
1984. - 190 с.
2. Жданова Г.А. Эффект лояльности как базисный
элемент работы с покупателями. - Предприятия
России в транзитивной экономике. Материалы
международной научно-практической конференции. Часть
I. - Ярославль: Концерн «Подати», 2002.
3. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного
анализа. - М.: Наука, 1981. - 488 с.
4. Орлов А.И. Эконометрика. – М.: Экзамен,
2003. – 576 с.
5. Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты
с моделями экономических систем. - М.:
Мир, 1975. - 500 с.
6. Математическая экономика на персональном
компьютере. Пер. с яп./ М. Кубонива, М. Табата,
С.Табата, Ю. Хасэбэ; Под ред. М. Кубонива.
- М.: Финансы и статистика, 1991. - 304 с.
7. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических
моделях. - М.: Наука, 1979. -296 с.
8. Бизнес-процесс реинжиниринг и проектирование
информационных систем. Материалы семинара.
- М.:МГУЭСИ - РосНИИ ИТСАП, 1996. - 100 с.
9. Гнеденко Б.В. Математика и контроль
качества продукции.- М.: Знание, 1978. – 64
с.
10. Багриновский К.А., Бусыгин В.П. Математика
плановых решений. - М.: Наука, 1980.
11. Нейман Дж.фон, Моргенштейн О. Теория
игр и экономическое поведение. - М.: Наука,
1970.
12. Орлов А.И. Математические модели отдельных
сторон обучения математике. – В: «Сб.
научно-методических статей по математике.
(Проблемы преподавания математики в вузах.)»
Вып.7. - М.: Высшая школа, 1978. С.28-34.
13. Пойа Д. Математическое открытие. –
М.: Наука, 1970.
14. Гольштейн Е.Г. Выпуклое программирование
(элементы теории). – М.: Наука, 1970.
15. Болтянский В.Г. Математические методы
оптимального управления. – М.: Наука,
1969.
16. Орлов А.И. Теория принятия решений.
– М.: Экзамен, 2003