Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:16, курсовая работа
В сегодняшних условиях жесткой конкуренции чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом. В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Анализ объема, ассортимента и качества продукции……………………...3
1.1.Цель и задачи анализа объёма, ассортимента и качества продукции…...3
1.2 Анализ формирования и выполнения производственной программы…..4
1.2.1 Анализ объема продукции………………………………………………..4
1.2.2 Анализ ассортимента продукции………………………………………...8
1.2.3 Анализ структуры продукции…………………………………………...10
1.3 Анализ качества продукции……………………………………………….12
1.4 Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции………16
1.4.1 Анализ ритмичности производства…………………………………….16
1.4.2 Анализ выполнения договорных обязательств…………………………19
2. Анализ материалоемкости продукции ОАО «Шадринский молочно-консервный комбинат»………………………………………………………...23
2.1 Цель и задачи анализа материалоёмкости продукции………………….23
2.2 Краткая характеристика ОАО «ШМКК»…………………………………24
2.3 Материалоемкость основных видов продукции…………………………25
2.4 Расход материальных ресурсов……………………………………………28
2.5 Материалоемкость по элементам материальных затрат…………………31
2.6 Влияние материалоемкости и материалоотдачи на результативные показатели………………………33
2.7 Выявление резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..44
Список литературы…………………………………………………………….47
Содержание:
Введение………………………………………………………… 1.Анализ объема, ассортимента и качества продукции……………………...3 1.1.Цель и задачи анализа объёма, ассортимента и качества продукции…...3 1.2 Анализ формирования и выполнения производственной программы…..4 1.2.1 Анализ объема продукции………………………………………………..4 1.2.2 Анализ ассортимента продукции………………………………………...8 1.2.3 Анализ структуры продукции…………………………………………...10 1.3 Анализ качества продукции……………………………………………….12 1.4 Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции………16 1.4.1 Анализ ритмичности производства…………………………………….16 1.4.2 Анализ выполнения договорных обязательств…………………………19 2. Анализ материалоемкости продукции ОАО «Шадринский молочно-консервный комбинат»……………………………………………………… 2.1 Цель и задачи анализа материалоёмкости продукции………………….23 2.2 Краткая характеристика ОАО «ШМКК»…………………………………24 2.3 Материалоемкость основных видов продукции…………………………25 2.4 Расход материальных ресурсов……………………………………………28 2.5 Материалоемкость по элементам материальных затрат…………………31 2.6 Влияние материалоемкости и материалоотдачи на результативные показатели…………………………………………………… 2.7 Выявление резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов………………………………………………………. Заключение…………………………………………………… Список литературы……………………………………………………
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение В сегодняшних условиях жесткой конкуренции чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом. В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям. Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства и реализации продукции, изменение её ассортимента и структуры, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. С помощью анализа данных показателей обосновываются управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия. Осуществление производственной деятельности связано с использованием различных материальных ресурсов, необходимых для создания, переработки продукции. Материальные ресурсы являются важнейшим элементом затрат предприятия. В условиях перехода к рыночной экономике все большее значение приобретают качественные показатели использования материальных ресурсов, например такие, как снижение материалоёмкости продукции, экономия и т.д. Эффективное использование материальных ресурсов играет огромную роль в организации производственного процесса, поэтому анализ материалоёмкости продукции является актуальным вопросом. В ходе анализа выявляются случаи нерационального использования материалов в производстве; на основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются конкретные управленческие решения и меры по устранению отклонений от плана для достижения положительных результатов. Таким образом, учитывая важность анализа объема, ассортимента и качества продукции, а также важность анализа материалоёмкости продукции, следует подчеркнуть актуальность темы данной курсовой работы. 1. Анализ объема, ассортимента и качества продукции 1.1 Цель и задачи анализа объёма, ассортимента и качества продукции Целью анализа объёма, ассортимента и качества продукции является оценка объема производства и реализации продукции и выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и реализации продукции. В связи с этим можно выделить следующие задачи анализа: 1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; 2) изучение ассортимента и структуры продукции; 3) оценка качества произведенной продукции; 4) определение ритмичности работы предприятия; 5) оценка выполнения договорных обязательств по поставкам продукции; 6) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; 7) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; 8) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Источниками информации для данного анализа служат формы статистической и бухгалтерской отчетности. При анализе выполнения плана производства и продажи продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из годовых бизнес-планов предприятия, планов производственных участков и отчетов о работе цехов. 1.2 Анализ формирования и выполнения производственной программы 1.2.1 Анализ объема продукции Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и продаж, план развития и т.д. Производственная программа – это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации. При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей. В производственной программе определяется объем производства продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях. Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без НДС). Объем производства и продажи продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых (через трудоемкость – в нормо-часах) и стоимостных измерителях. Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели объемов производства и продажи продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции: например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на полиграфических предприятиях – тысячи условных печатных листов, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов. Однако обобщающие показатели объема производства продукции (товарной и валовой) получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях. Анализ объема продукции должен проводиться в двух направлениях: а) оценка выполнения годового плана по выпуску продукции; б) анализ динамики выпуска продукции за ряд лет. Анализ выполнения плана по объему производства продукции проводят по данным формы № 1 годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему продукции с плановыми и, определяя абсолютное отклонение от плана, рассчитывают процент выполнения годового плана и темпы роста по отношению к предыдущему году. Для оценки динамики объемов выпуска используют следующие показатели: 1) абсолютный прирост объема производства за анализируемый период (ВП1) по сравнению с предыдущим (базовым) годом (ВП0), который позволяет дать оценку скорости изменения: 2) общий прирост продукции за рассматриваемые годы:
где n ‑ число лет, за которые рассматривается динамика объема продукции; 3) среднегодовой абсолютный прирост продукции: 4) темп роста и темп прироста продукции, которые характеризуют динамику развития организации, позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы: 5) среднегодовой темп роста (прироста) объема реализации продукции определяется по следующей формуле: где – темпы роста (прироста) за каждый год временного интервала; n – число лет в рассматриваемом временном интервале. Комплексный анализ динамики выпуска и продажи продукции целесообразно проводить на основании сводных данных, аналогичных данным таблицы 1. Таблица 1 – Динамика производства и продажи продукции
Базисные темпы роста (прироста) определяются по отношению к первому году анализируемого периода, цепные – по отношению к предыдущему году. Анализируя динамику объема продаж, необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, подпадающих под воздействие ценового фактора. Чтобы определить стоимость выпуска продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен на продукцию данного предприятия за n предыдущих периодов. Например, за 2002 год: 317 540 руб./1,3 = 211 693 руб.; за 2003 год: 416 167 руб./(1,3 1,32) = 189 167 руб. и т.д. Анализ данных таблицы 1 свидетельствует о том, что происходит снижение объема реализуемой продукции, при том, что объем ее производства вырос практически в 2 раза. Это негативно отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, так как средства извлечены из оборота и находятся в виде остатков залежалой готовой продукции на складах. Комплексную оценку выполнения плана по производству и продаже продукции за период можно провести с помощью данных таблицы 2. Таблица 2 – Оценка выполнения плана по выпуску и продаже продукции
Анализ данных таблицы 2 свидетельствует о том, что за отчетный год план по выпуску продукции перевыполнен на 12%. а по продаже недовыполнен на 13,3%, что негативно отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности, так как в организации существуют остатки залежалой (нереализованной) продукции на складе. 1.2.2 Анализ ассортимента продукции Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту. Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя: – определение текущих и перспективных потребностей покупателей; – оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; – изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших и экономически неэффективных изделий; – оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции. Для комплексного анализа выполнения плана по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту): где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана); – суммарный объем продукции базисного (планового) периода. Максимально возможное значение этого показателя – 1, отклонение от которого свидетельствует о нестабильности ассортимента. Рассмотрим пример анализа выполнения плана по ассортименту продукции на основе таблицы 3. Таблица 3 – Выполнение плана по ассортименту продукции
Коэффициент стабильности ассортимента будет равен: Полученное значение меньше 1, значит, план по ассортименту организацией не выполнен. При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.)
1.2.3 Анализ структуры продукции Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Продукция в основном различается по трудоемкости выполнения, материалоемкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре продукции приводят к изменению объема продажи продукции. Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с удельным весом в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т. д. Для оценки влияния структурных сдвигов на объем продукции и финансовый результат используют зачетный метод, при котором на основе данных таблицы, аналогичной таблице 1.5, рассчитывают коэффициент структурных сдвигов по формуле: где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по структуре включаются наименьшие значения, полученные путем сравнения фактических данных с данными отчетного периода при базисной структуре); – суммарный объем продукции отчетного периода. Максимально возможное значение этого показателя – 1, которое будет получено при стабильности структуры продукции. Рассмотрим пример оценки структурных сдвигов на основе таблицы 4. Таблица 4 – Анализ структуры товарной продукции
Коэффициент структурных сдвигов будет равен: Полученное значение меньше 1. Основными причинами изменения структуры продукции могут быть: – изменение спроса на продукцию; – недостаточная обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами; – нехватка персонала необходимых профессий и квалификаций; – стремление организации производить менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции. Кроме относительных показателей рассчитывают также абсолютный показатель структурных сдвигов: С = Пзачт – Потч, где С – величина изменения объема продукции за счет структурных сдвигов. По данным таблицы 5 сокращение объема продукции под влиянием структурных сдвигов составило 11 200 тыс. руб. (48 900 – 60 100). Для характеристики интенсивности структурных преобразований в организации используют коэффициент структурной активности, который рассчитывается по формуле: где – изменение удельного веса i-го вида продукции (номенклатурной группы) в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период; n – число видов продукции (номенклатурных групп). Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции. Таким образом, анализ влияния структуры продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия. 1.3 Анализ качества продукции Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Качество продукции – это совокупность её свойств, которые обусловливают пригодность этой продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; в) удельный вес продукции высшей категории качества; г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; д) удельный вес экспортируемой продукции. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде); б) надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность); в) технологичность (трудоемкость, энергоемкость); г) эстетичность (внешний вид, дизайн, эргономичность). Косвенные показатели характеризуют несколько свойств: например, штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др. В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи: 1) оценивается технический уровень продукции; выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным; 2) анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки; 3) выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня; 4) обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь. Источниками информации для комплексного анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытания, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики сдачи бездефектной продукции и др. На первом этапе анализа требуется изучить динамику названных выше показателей, сравнить их значения с запланированными, определить причины отклонений и дать приблизительную оценку качества продукции. Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения его фактического и планового уровня находится процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделий в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов. Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству; б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта: где – суммарная стоимость продукции всех сортов; – суммарная стоимость всей продукции по цене I сорта. Для примера воспользуемся таблицей 5. Таблица 5 – Анализ объема выпуска продукции по сортам
По данным таблицы 1.7 коэффициент сортности по плану составил 0,718 (1083/1508), фактически – 0,735 (1094/1488). План по качеству был перевыполнен на 2,4% (0,735/0,718). Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Комплексный анализ отклонений от норм по качеству осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей в организации системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по организации, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Объем недополученной продукции (∆П) вследствие возникновения брака в производстве можно приближенно оценить по формуле: ∆П = ГП × Дбр, где Дбр – доля неисправимого брака в производственной себестоимости продукции. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки. Второй этап анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия. Для этого сначала рассчитывают изменение средневзвешенной цены и себестоимости единицы продукции, а затем определяют влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации. Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на продукцию. Это связано с ростом себестоимости вследствие применения более качественных материалов и сырья, приобретения современного оборудования и др. Поэтому повышение цены на продукцию высокого качества часто обоснованно. Таким образом, повышение качества продукции обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет роста объема продаж. 1.4 Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции 1.4.1 Анализ ритмичности производства Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. О степени ритмичности в работе предприятия можно судить по проценту выполнения запланированной производственной программы. Если в каждый из рассматриваемых периодов план выполняется и процент выполнения плана примерно одинаковый, то работу организации можно считать ритмичной. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль. Основными причинами неритмичной работы организации могут быть: отсутствие спроса на продукцию, неэффективное использование производственных ресурсов, наличие избыточной производственной мощности, превышающей потребности населения в данных видах услуг и др. Для оценки ритмичности используют прямые и косвенные показатели. Среди прямых показателей – коэффициенты ритмичности и аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период в годовом объеме производства. Коэффициент ритмичности при зачетном методе оценки ритмичности определяется делением объема производства продукции, который зачтен в выполнение плана по ритмичности (ВПзачт), на плановый объем производства (ВПпл). При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, не более запланированного. Максимально возможное значение коэффициента ритмичности – 1, которое может быть получено, когда за каждый промежуточный период фактический выпуск продукции больше или равен плановому. Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д.) плановому выпуску (): где n – число суммируемых плановых заданий. Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют: а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции; б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства. Равномерность производства определяется каким-либо внутренним нормативным документом, определяющим график (декадный, пятидневный, суточный). Графики составляют на месяц, и на основе них определяется темп производства продукции в течение всего года. Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного производства, а оценочным показателем является коэффициент равномерности: где Н – недовыполнение за сутки в соответствии с графиком; – сумма недовыполнения за все дни месяца; Для оценки ритмичности производства в организациях рассчитывается также общее число аритмичности – как сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объема производства от плана (по модулю) за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает организация, тем выше аритмичность, а желательное значение общего числа аритмичности – 0. На примере таблицы 6 проведем оценку ритмичности производства. Таблица 6 – Анализ ритмичности производства продукции
Из данных таблицы 1.10 следует, что организация увеличивала производство продукции подекадно. В первой декаде недовыполнение плана составило 24,5% (1750 тыс. руб.), во второй – 1,9% (320 тыс. руб.), а в третьей декаде произошло перевыполнение плана на 12% (2 070 тыс. руб.). По плановым и фактическим данным наблюдается увеличение выпуска продукции, однако, очевидна аритмичность, которая может создать существенные проблемы со складированием и сбытом продукции, поскольку сверхплановое производство не было предусмотрено. Наглядно аритмичность представлена в структуре производства продукции: в плановых показателях обеспечивается большая равномерность по декадам (31,5%; 33,7%; 34,8%), чем в отчетных (28,0%; 33,1%; 38,9%). В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы. Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов и др. 1.4.2 Анализ сезонности производства Сезонность производства и продажи продукции проявляется в неравномерной загрузке организации по месяцам и кварталам года, вызываемой сезонными колебаниями спроса на продукцию. Для анализа влияния сезонности на объем продажи продукции необходимо располагать данными о ежемесячном (ежеквартальном) объеме реализации продукции, на основании которых рассчитываются: 1) среднемесячный (среднеквартальный) объем реализации продукции: где РПi ‑ ежемесячный (ежеквартальный) объем реализации; 2) коэффициент сезонности: 3) коэффициент вариации: ‑ среднемесячный (среднеквартальный) плановый объем реализации. Большой коэффициент вариации свидетельствует о неравномерной загрузке организации по месяцам года, вызываемой сезонными колебаниями спроса на услуги. Неравномерная загрузка организации в течение года, простой рабочей силы и оборудования при спаде спроса на услуги и максимальная их загрузка при возрастающем спросе отрицательно влияют на объем реализации услуг, качество услуг, производительность труда, уровень использования основных производственных фондов и другие показатели хозяйственной деятельности организации. По итогам проведенного анализа разрабатываются мероприятия, способствующие сглаживанию сезонных колебаний спроса. Положительное влияние на уменьшение сезонных колебаний спроса на услуги оказывают следующие организационно-экономические меры: 1) сезонные изменения цен на услуги, применение гибкой системы скидок; 2) расширение ассортимента производимой продукции путем внедрения новых видов, наиболее соответствующих запросам всех категорий потребителей; 3) организация эффективной рекламы и других мероприятий, стимулирующих спрос потребителей на данные виды услуг. 1.4.3 Анализ выполнения договорных обязательств Анализ продажи товаров тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств: где SД – плановая отгрузка по договорным обязательствам; SД – недопоставка товара по договорам. При анализе выполнения договорных обязательств поставки товаров может использоваться зачетный метод, при этом в зачет включается объем товара в пределах плана (таблица 7). Таблица 7 – Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке товара за месяц, тыс. руб.
Из таблицы 7 следует, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено товаров на сумму 220 тыс. руб., или на 6% от общей суммы по договорам. Процент выполнения договорных обязательств организацией равен: Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта. В процессе анализа определяется выполнение объема поставок помесячно и нарастающим итогом с начала года в целом по организации, в разрезе отдельных договоров, сроков поставки, потребителей и видов товаров, выясняются причины невыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Невыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта товара, что повлечет за собой спад производства. Нами изложены теоретические основы анализа объема, ассортимента и качества продукции. Объем производства и продажи продукции, ассортимент и качество продукции – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и на этапе выполнения планов. На изменение объема продукции оказывает влияние огромное количество факторов: производственные мощности, заказы на продукцию, обеспеченность организации ресурсами. В свою очередь, от величины объема реализации зависит финансовое положение и финансовый результат работы организации. Изменения в ассортименте и структуре продукции влияют на объемы производства продукции, и как следствие на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели. Поэтому анализ такого влияния позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия. Важнейшим источником роста эффективности производства является повышение качества выпускаемой продукции, что обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Важное место в комплексной оценке объема производства и продажи продукции занимает анализ ритмичности и выполнения договорных обязательств. В результате нарушения ритмичности увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость капитала, вследствие чего несвоевременно поступает выручка, имеет место излишний расход фонда заработной платы, поскольку в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце ‑ за сверхурочные работы. Невыполнение договорных обязательств оборачивается для организации потерей выручки, выплатой штрафов, потерей деловой репутации и, как следствие, рынков сбыта. 2. Анализ материалоемкости продукции ОАО «Шадринский молочно-консервный комбинат» 2.1 Цель и задачи анализа материалоёмкости продукции На производственных предприятиях первостепенное значение имеет повышение эффективности использования материальных ресурсов, т.к. эти затраты в структуре себестоимости продукции составляют более 80% и даже незначительное сокращение их при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию даст значительный эффект. Поэтому большое внимание уделяется повышению выхода готовой продукции, уменьшению норм расхода материалов на единицу продукции, сокращению отходов и потерь материальных ресурсов, совершенствованию системы материального поощрения рабочих за улучшение использования материалов. От того, как на предприятии осуществляется контроль за соблюдением режима экономии, зависят наиболее важные показатели работы предприятия – объём производства, его рентабельность, а также финансовое состояние и ликвидность. Поэтому в процессе экономического анализа осуществляется поиск резервов снижения материальных затрат и увеличения на этой основе объёмов производства и конечных результатов. В разделе 2 выполним анализ материалоёмкости продукции, в качестве объекта которого было выбрано предприятие ОАО «Шадринский молочно-консервный комбинат» (далее ОАО «ШМКК»). Цель анализа – оценить уровень эффективности использования материальных ресурсов на примере конкретного производственного предприятия, оценить влияние изменения материалоёмкости на результаты деятельности предприятия и разработать мероприятия по её снижению. Основными задачами анализа являются: -выявить перерасход отдельных видов сырья и материалов; -обнаружить факты завышения норм расхода материалов; -оценить возможность снижения материалоёмкости отдельных видов продукции; -разработать мероприятия по снижению материалоёмкости. 2.2 Краткая характеристика ОАО «ШМКК» ОАО «ШМКК» – это многопрофильное перерабатывающее предприятие, входящее в десятку крупнейших предприятий России. Основное направление – производство высококачественных молочных продуктов из натурального молочного сырья. В ассортименте предприятия более 130 наименований продукции, отвечающей самым современным требованиям, расфасованной в удобную для покупателя, красочную упаковку. Комбинат остается одним из крупнейших в России по выпуску молочных консервов. Деятельность ОАО «ШМКК» строится по трем основным направлениям: 1) развитие и расширение производственного потенциала. 2) развитие сырьевой зоны и формирование прочных связей с сельскими товаропроизводителями. 3) формирование собственной оптово-розничной торговой сети. В настоящее время комбинат перерабатывает около 40% молока, получаемого в области, производит 100% молочных консервов, 90% ‑ мороженого, 50% ‑ цельномолочной продукции, 15% – масла животного. Стратегия предприятия направлена на успешное развитие предприятия, обеспечение финансовой стабильности и максимального использования всех внутренних резервов. Выбор стратегии проводится на основе анализа перспектив развития предприятия и определения приоритетов по конкретным видам деятельности. Чтобы обеспечить реализацию выбранной политики и планов, ОАО «ШМКК» совершенствует и свою организационную структуру. За последние три года созданы новые службы и отделы: финансовый отдел, информационно-координирующий центр, служба маркетинга, отдел информационных технологий. 2.3 Материалоемкость основных видов продукции Информация об объемах реализации, себестоимости реализованной продукции, доле материальных затрат в себестоимости и о материалоёмкости основных видов продукции ОАО «ШМКК» за 2007 г и 2008 г. представлена в приложениях А и Б. Анализ данной информации позволяет сделать следующие выводы. Наибольший объем реализации в 2007 – 2008 гг. наблюдается по трем видам продукции, представленным в таблице 8. Таблица 8 – Выписка 1 из приложений А и Б
За 2007 – 2008 гг. больше всего было реализовано такого вида продукции, как сгущенное молоко «Шадринское», ‑ объем реализованного молока в 2007 г. составил 23,5% от общего объема реализации, а в 2008 г. – 17,8%. Однако реализация данного вида продукции за 2008 г. существенно сократилась на 24,6%. По таким видам продукции, как молоко пастеризованное «Простоквашино» и «Село Луговое», наблюдается существенный прирост доли их реализации в общем объеме продаж ОАО «ШМКК» (6,2% и 7,3% соответственно). 2. Рассмотрим таблицу 9.
Таблица 9 – Выписка 2 из приложения А и Б
Наибольшую долю в себестоимости реализованной продукции ОАО «ШМКК» имеет себестоимость сгущенного молока «Шадринское»: 46,2% в 2007 г. и 25% в 2008 г. В динамике данный показатель существенно снизился на 45,8%. Доля материальных ресурсов, затраченных на производство сгущенного молока «Шадринское», в общей величине материальных затрат ОАО «ШМКК» также является наибольшей – 48,6% в 2007 г. и 32% в 2008 г. В динамике данный показатель также существенно снизился на 34,2%. По продукции «молоко пастеризованное «Простоквашино» наблюдается наиболее существенное увеличение: доли себестоимости данного вида продукции в общей себестоимости реализации – на 311,6%; доли материальных затрат данного вида продукции в общей их величине – на 228,4%. 3. На основе данных о стоимости реализованной продукции и затраченных материальных ресурсах ОАО «ШМКК» (Приложение А и Б) рассчитаем материалоёмкость и выполним анализ её динамики за 2007 – 2008 гг. (таблица 10). Таблица 10 – Динамика материалоемкости основных видов реализованной продукции
В 2007 г. общая материалоёмкость реализованной продукции ОАО «ШМКК» составила 0,72 руб., а в 2008 г. – 0,69 руб. За 2008 год произошло снижение материалоёмкости на 0,02 рубля, что составляет 3,4% от её величины в 2007 г. Это свидетельствует о росте объемов реализации более высокими темпами, чем материальные затраты, и следовательно, о более рациональном и экономном использовании материальных ресурсов. Из таблицы 10 видно, что наиболее существенное снижение материалоёмкости произошло по продукции «Простоквашино» и «Летний день», а именно: – по йогурту питьевому «Летний день» – на 38,1%; – по кефиру «Простоквашино» – на 33,7%; – по молоку ароматизированному «Простоквашино» – на 31,3%. Наиболее существенное увеличение материалоёмкости произошло по молоку сгущенному «Щадринское» на 17,2%. Таким образом, на ОАО «ШМКК» осуществляется выпуск менее материалоемких видов продукции. Поэтому для него большое значение имеет анализ материалоемкости продукции. Данный анализ позволит выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на изменение материальных затрат, что в свою очередь будет способствовать принятию соответствующих управленческих решений для снижения материалоемкости. 2.4 Расход материальных ресурсов На ОАО «ШМКК» тщательному нормированию подлежат основные и упаковочные материалы на основе составленных рецептур. Однако состояние нормативной базы не вполне отвечает требованиям повышения эффективности производства, т.к. некоторые из норм устанавливаются на основе данных прошлого периода. Таблица 11 – Расход материальных ресурсов в ОАО «ШМКК»
На основе данных таблицы 11 можно сделать следующие выводы: 1) общее отклонение фактического расхода материальных ресурсов составило: а) от норм 2007 г. – 875,05 тыс. руб., или 0,31% (экономия); б) от норм 2008 г. – 5 197,52 тыс. руб., или 1,88% (перерасход); 2) наиболее существенная величина экономии была достигнута по использованию сухих смесей – отклонение фактического расхода от норм 2007 г. составило 8 407,61 тыс. руб., или 51,04%, а от норм 2008 г. – 6 895 тыс. руб., или 46,09%; 3) существенный перерасход по нормам 2008 г. наблюдается по использованию следующих групп материальных ресурсов: а) вспомогательные материалы – 224,27 тыс. руб., или 15,34%. б) тара и упаковка – 10 982,47 тыс. руб., или 5,73%. Таким образом, в 2008 г. наблюдается перерасход материальных ресурсов, который составляет 1,88% от установленных на 2008 г. норм. Причинами этого могут быть: – сверхнормативное потребление таких материальных ресурсов, как вспомогательные материалы, тара и упаковка; – заниженные нормы, установленные на основе фактических затрат прошлого периода. ОАО «ШМКК» необходимо совершенствовать систему нормирования расхода сырья и материалов, т.к. она служит одной из важнейших предпосылок рационального потребления материальных ресурсов в производстве. 2.5 Материалоемкость по элементам материальных затрат Расчет обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов. Частные показатели характеризуют эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости). Для анализа частных показателей материалоёмкости ОАО «ШМКК» рассмотрим таблицу 12. Таблица 12 – Материалоемкость по элементам материальных затрат
Из таблицы 12 видно, за 2008 год величина материальных затрат увеличилась на 5 237,5 тыс. руб., что составляет 1,5% от их величины в 2007 г. На такое изменение в большей степени оказало влияние существенное увеличение величины вспомогательных материалов (15,13%), топлива (5,3%) и электроэнергии (12,4%). Наиболее существенные изменения в динамике имеют показатели статьи «покупные сухие смеси» – потребление покупного сухого обезжиренного молока и масла в 2008 году сократилось на 8 407,6 тыс. руб., или на 51%. Материалоёмкость по данным материальным затратам снизилась на 2,32 копеек, или на 55,4%. Анализ объемов закупки ТМЦ (Приложение Г) и объемов производства ОАО «ШМКК» за 2007 – 2008 гг. (Приложение В) показал, что предприятие увеличило производство собственного СОМ, СЦМ и масла на 86,6% и сократило их закуп со стороны на 28,9%. Наблюдается существенное снижение материалоёмкости по основному сырью – на 1,22 копейки, или на 8,29%, а также по прочим материальным затратам – на 3,11 копеек, или на 6,06%. Несмотря на то, что увеличилось потребление топлива на 5,3%, что обусловлено ростом объема производства продукции, отмечается снижение топливоёмкости продукции на 4,03%. Это говорит о ресурсосберегающей направленности производственной деятельности ОАО «ШМКК». Существенное увеличение материалоёмкости на 5,1% по статье «вспомогательные материалы» в ОАО «ШМКК» был вызван ростом затрат на кальцинированную соду (на 100%), печатные ленты (на 23%) и растворители (на 12%) (Приложение Г). В данном случае повышение материалоемкости может быть вызвано нарушением технологии и рецептуры; низким качеством сырья и материалов; изменением норм расхода, отходов и потерь и т.д. В целом, несмотря на рост материальных затрат, общая материалоемкость продукции ОАО «ШМКК» за 2008 год снизилась на 6,81 копейки, что составляет 7,53% от ее уровня за 2007 год. Снижение материалоемкости производства товаров является одной из составляющих общей цели ресурсосбережения в ОАО «ШМКК», так как способствует снижению материальных затрат, а, следовательно, себестоимости выпускаемой продукции. 2.6 Влияние материалоемкости и материалоотдачи на результативные показатели В таблице 13 проведем сравнение фактического уровня показателей эффективности использования материальных ресурсов с плановым, рассмотрим их динамику и причины изменения, а также влияние на объём производства продукции. Из таблицы 2.6.1 видно, что за 2008 г. объем произведенной продукции увеличился на 38 372,16 тыс. руб. или на 9,7%. Материалоемкость произведенной продукции снизилась на 6,81 копеек, или на 7,5%, материалоотдача, соответственно, увеличилась на 9,01 копеек. При этом темпы прироста материальных затрат (1,5%) были ниже темпов прироста объема выпускаемой продукции (9,7%). Таблица 13 – Влияние материалоемкости и материалоотдачи на результативные показатели ОАО «ШМКК»
Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат равен 1,1. Это свидетельствует о том, что объемы производства растут более высокими темпами, чем материальные затраты. Значения данных показателей свидетельствуют о более рациональном и экономном использовании материальных ресурсов в ОАО «ШМКК». Отклонение фактического объема продукции от планового сложилось под влиянием изменения общей суммы материальных затрат и материалоемкости. Целесообразно определить их влияние на объем продукции с помощью факторного анализа. Факторная модель: 1. 2. 3. Проверка: 1) 15,2% + 84,8% = 100% (верно); 2) 5 830,82 + 32 541,34 = 38 372,16 тыс. руб. (верно). Анализ показывает, что за счет увеличения материальных затрат на 5 273,50 тыс. руб. объем произведенной продукции увеличился на 5 830,82 тыс. руб., или на 15,2%, за счет снижения общей материалоемкости на 6,81 копеек – увеличился на 32 541,34 тыс. руб., или на 84,8%. Таким образом, наибольшее влияние на рост объема произведенной продукции оказало снижение общей материалоёмкости продукции. При снижении материалоемкости продукции возникает экономия материальных ресурсов, которая создает возможность изготовления дополнительной продукции. Резерв дополнительного выпуска определим по формуле: – сумма высвобожденных материальных ресурсов в результате снижения материалоемкости продукции. 2.7 Выявление резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов На завершающей стадии анализа эффективности использования материальных ресурсов необходимо определить возможности дальнейшего снижения норм расхода материальных затрат, обобщить все выявленные резервы по их уменьшению. Поиск резервов осуществляется в ходе анализ материалоёмкости с построением факторных моделей. На показатель материалоемкости продукции в первом приближении оказывают влияние два фактора: – изменение материалоемкости продукции по прямым материальным затратам; – изменение коэффициента соотношения общих и прямых материальных затрат. Математически факторная модель может быть выражена следующим образом: , где – прямые материальные затраты, тыс. руб.; – материалоемкость продукции по прямым материальным затратам, коп.; – коэффициент соотношения общих и прямых материальных затрат. Факторами второго порядка, влияющими на материалоёмкость продукции, являются: – изменение структуры и ассортимента продукции. Влияние этого фактора обуславливается различной материалоемкостью отдельных видов продукции. При увеличении в составе продукции доли более материалоемких видов уровень материальных затрат на 1 рубль продукции повышается, и наоборот; – изменение уровня материальных затрат на отдельные изделия; – изменение цен на материальные ресурсы; – изменение отпускных цен на продукцию. Рассчитаем влияние факторов первого порядка методом цепных подстановок. Исходная информация, необходимая для расчетов, представлена в таблице 14. Для этого нужно рассчитать следующую подстановку: материалоемкость за 2007 год при фактическом соотношении прямых и общих материальных затрат за 2008 год (): , где – материалоемкость по прямым материальным затратам за 2007 г., – фактическое соотношение общих и прямых материальных затрат за 2008 год. Таблица 14 – Данные для анализа факторов первого порядка
Используя данные таблицы 14, выполним следующие расчеты: 1. 2. 3. Проверка: 1) – 29, 46% + 129,46% = 100% (верно); 2) 2,01 – 8,82 = – 6,81 коп. (верно). Результаты произведенных расчетов обобщим в таблице 15. Таблица 15 – Влияние факторов первого порядка на изменение общей материалоемкости продукции ОАО «ШМКК»
Основываясь на данных таблицы 15 можно сделать вывод, что за счет увеличения величины коэффициента соотношения общих и прямых материальных затрат на 0,03 общая материалоемкость продукции увеличилась на 2,01 копеек, или на 29,46%. А за счет снижения материалоемкости по прямым материальным затратам на 6,56 копеек – снизилась на 8,82 копеек, или на 129,46%. Таким образом, наибольшее влияние на снижение общей материалоёмкости продукции оказало снижение материалоёмкости по прямым материальным затратам. На основе данных таблицы 16 выполним расчет условных показателей
Таблица 16 – Данные для анализа факторов второго порядка
*Примечание: Данные по средним ценам на материальные ресурсы за 2007 и 2008 гг. приведены в приложении Д, данные по средним отпускным ценам на продукцию ОАО «ШМКК» ‑ в приложении Е. Таблица 17 – Расчет условных показателей
Для измерения влияния факторов второго порядка на общую материалоемкость воспользуемся следующей формулой: , где – изменение общей МЕ за счет i-го фактора второго порядка; – изменение МЕ по прямым МЗ за счет i-го фактора второго порядка. Результаты произведенных расчетов обобщим в таблице 18. Таблица 18 – Анализ влияния факторов второго порядка на материалоемкость продукции ОАО «ШМКК» по прямым материальным затратам
По таблице 18 можно сделать вывод, что за счет снижения материалоёмкости по прямым материальным затратам на 6,56 копеек общая материалоемкость продукции ОАО «ШМКК» снизилась на 8,82 копейки. За счет изменения структуры продукции, уровня материальных затрат на отдельные виды продукции и средних отпускных цен на продукцию произошло существенное снижение общей материалоёмкости продукции на 14,76 копеек, 14,28 копеек и 1,63 копейки соответственно. Таким образом, наибольшее влияние на такое снижение оказали такой фактор, как изменение структуры выпускаемой продукции. Под его влиянием общая материалоемкость снизилась на 167,3%. Это говорит о том, что в составе выпускаемой продукции ОАО «ШМКК» увеличилась доля менее материалоёмкой продукции. Об этом свидетельствует и значение такого фактора, как изменение уровня затрат на отдельные виды продукции, под влиянием которого общая материалоемкость снизилась на 161,9%. На ОАО «ШМКК» основным резервом является снижение цен на сырье и материалы, используемые в производстве. За счет роста средних закупочных цен на материальные ресурсы общая материалоемкость продукции существенно увеличилась на 21,85 копеек, или на 247,7%. В этом случае ОАО «ШМКК» необходим пересмотр или поиск новых договоров с поставщиками, снижение транспортных расходов на перевозку материальных ресурсов. Поиск резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов также может осуществляться по следующим направлениям: 1) снижение материалоемкости единицы продукции, в том числе за счет использования более экономичных видов продукции, применения ресурсосберегающей техники, прогрессивных видов материалов, безотходной технологии; 2) увеличение выхода готовой продукции, полное использование сырьевых ресурсов, стопроцентная обеспеченность материальными ресурсами, улучшение качества и потребительских качеств продукции, внедрение научно обоснованных норм расхода на единицу продукции; 3) сокращение потерь материальных ресурсов в производственном процессе, в том числе: ликвидация потерь при хранении, внутреннем перемещении; усиление контроля за хранением материальных ресурсов; ликвидация дефектов и брака при изготовлении продукции; уменьшение количества отходов; 4) вторичное использование отходов, в том числе: утилизация отходов; организация выпуска продукции из отходов; многократное использование тары и упаковки; сбор и реализация деловых отходов. Нами был проведен анализ материалоёмкости продукции ОАО «ШМКК», в результате которого были сделаны следующие выводы. 1. За 2008 год величина материальных затрат увеличилась на 5 237,5 тыс. руб., что составляет 1,5% от их величины в 2007 г. Имеет место сверхнормативное потребление материальных ресурсов, которое составляет 1,88% от установленных в ОАО «ШМКК» на 2008 г. норм. 2. Наиболее существенные изменения в динамике имеют показатели статьи материальных затрат «покупные сухие смеси» – потребление покупного сухого обезжиренного молока и масла в 2008 году сократилось на 51%. Материалоёмкость продукции по данному виду материальных ресурсов снизилась на 55,4%. Это связано с увеличением производства собственного СОМ, СЦМ и масла на 86,6% и сокращением их закупа со стороны на 28,9%. 3. В 2008 г. по сравнению с прошлым годом показатели использования материальных ресурсов значительно улучшились: 1) коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат равен 1,1, что свидетельствует о более рациональном и экономном использовании материальных ресурсов в ОАО «ШМКК»; 2) топливоёмкость продукции снизилась на 4,03%, что говорит о ресурсосберегающей направленности производственной деятельности ОАО «ШМКК». 3) общая материалоемкость произведенной продукции снизилась на 6,81 копеек, или на 7,5%, а материалоотдача, соответственно, увеличилась на 9,01 копеек. При этом на снижение материалоёмкости наиболее существенное влияние оказало структурное изменение выпуска продукции, что свидетельствует об уменьшении доли более материалоемкой продукции в общем объеме выпуска. В свою очередь, факторный анализ увеличения объема производства за 2008 г. показал, что данное снижение материалоёмкости продукции оказало наибольшее влияние на рост объема произведенной продукции. 4. Основным резервом снижения материалоемкости на ОАО «ШМКК» является снижение цен на сырье и материалы, используемые в производстве, т.к. за счет роста средних закупочных цен на материальные ресурсы общая материалоемкость продукции существенно увеличилась на 21,85 копеек, или на 247,7%. Вследствие этого ОАО «ШМКК» необходим пересмотр или поиск новых договоров с поставщиками, снижение транспортных расходов на перевозку материальных ресурсов. 6. В заключение анализа необходимо уделить особое внимание разработке мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов. Путями рационального использования материальных ресурсов являются: 1) тщательный контроль на стадии поступления сырья на производство, за массой готовой продукции и сдачей ее на склад; 2) разработка и внедрение прогрессивных норм расхода; 3) улучшение качества материалов (использование ферментных добавок); 4) разработка технологии производства, предполагающей замену более дорогостоящего сырья на более дешевое; 5) использование наиболее современных видов сырья (дрожжевое молоко, закваска, обезжиренное молоко с солодовым экстрактом и др.) с целью экономии дефицитных сельскохозяйственных продуктов; 6) сокращение до минимума всех возможных потерь и отходов в производстве; 7) вторичное использование возвратных отходов. Заключение Раздел 1 данной курсовой работы посвящен теоретическим основам анализа объема, ассортимента и качества продукции. Объем производства и продажи продукции, ассортимент и качество продукции – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и на этапе выполнения планов. На изменение объема продукции оказывает влияние огромное количество факторов: производственные мощности, заказы на продукцию, обеспеченность организации ресурсами. В свою очередь, от величины объема реализации зависит финансовое положение и финансовый результат работы организации. Изменения в ассортименте и структуре продукции влияют на объемы производства продукции, и как следствие на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели. Поэтому анализ такого влияния позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия. Важнейшим источником роста эффективности производства является повышение качества выпускаемой продукции, что обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Важное место в комплексной оценке объема производства и продажи продукции занимает анализ ритмичности и выполнения договорных обязательств. В результате нарушения ритмичности увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость капитала, вследствие чего несвоевременно поступает выручка, имеет место излишний расход фонда заработной платы, поскольку в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце ‑ за сверхурочные работы. Невыполнение договорных обязательств оборачивается для организации потерей выручки, выплатой штрафов, потерей деловой репутации и, как следствие, рынков сбыта. Анализ объемов, ассортимента и качества продукции завершается поиском внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства. В разделе 2 нами был проведен анализ материалоёмкости продукции ОАО «ШМКК», в результате которого были сделаны следующие выводы: 1. За 2008 год величина материальных затрат увеличилась на 5 237,5 тыс. руб., что составляет 1,5% от их величины в 2007 г. Имеет место сверхнормативное потребление материальных ресурсов, которое составляет 1,88% от установленных в ОАО «ШМКК» на 2008 г. норм. 2. Наиболее существенные изменения в динамике имеют показатели статьи материальных затрат «покупные сухие смеси» – потребление покупного сухого обезжиренного молока и масла в 2008 году сократилось на 51%. Материалоёмкость продукции по данному виду материальных ресурсов снизилась на 55,4%. Это связано с увеличением производства собственного СОМ, СЦМ и масла на 86,6% и сокращением их закупа со стороны на 28,9%. 3. В 2008 г. по сравнению с прошлым годом показатели использования материальных ресурсов значительно улучшились: 1) коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат равен 1,1, что свидетельствует о более рациональном и экономном использовании материальных ресурсов в ОАО «ШМКК»; 2) топливоёмкость продукции снизилась на 4,03%, что говорит о ресурсосберегающей направленности производственной деятельности ОАО «ШМКК». 3) общая материалоемкость произведенной продукции снизилась на 6,81 копеек, или на 7,5%, а материалоотдача, соответственно, увеличилась на 9,01 копеек. При этом на снижение материалоёмкости наиболее существенное влияние оказало структурное изменение выпуска продукции, что свидетельствует об уменьшении доли более материалоемкой продукции в общем объеме выпуска. В свою очередь, факторный анализ увеличения объема производства за 2008 г. показал, что данное снижение материалоёмкости продукции оказало наибольшее влияние на рост объема произведенной продукции. 4. Основным резервом снижения материалоемкости на ОАО «ШМКК» является снижение цен на сырье и материалы, используемые в производстве, т.к. за счет роста средних закупочных цен на материальные ресурсы общая материалоемкость продукции существенно увеличилась на 21,85 копеек, или на 247,7%. Вследствие этого ОАО «ШМКК» необходим пересмотр или поиск новых договоров с поставщиками, снижение транспортных расходов на перевозку материальных ресурсов. В завершение анализа материалоёмкости продукции ОАО «ШМКК» были разработаны следующие мероприятия рационального использования материальных ресурсов: 1) тщательный контроль на стадии поступления сырья на производство, за массой готовой продукции и сдачей ее на склад; 2) разработка и внедрение прогрессивных норм расхода и соблюдение режима экономии; 3) улучшение качества материалов (использование ферментных добавок); 4) разработка технологии производства, предполагающей замену более дорогостоящего сырья на более дешевое; 5) использование наиболее современных видов сырья (дрожжевое молоко, закваска, обезжиренное молоко с солодовым экстрактом и др.) с целью экономии дефицитных сельскохозяйственных продуктов; 6) сокращение до минимума всех возможных потерь и отходов в 7) вторичное использование возвратных отходов Список литературы 1. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2007. 2. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, Л.И. Ушвицкий. – М.: Финансы и статистика. – 2006. – 672 с. 3. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - Учебное пособие для высшего образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 305 с.4.Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО "Изд-во БИНОМ", 2006г. 5. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому учету. – М.: ООО «ТК Велби», 2005. – 448 с. 6. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. литература / Л.Т. Гиляровская.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2006. – 360 с. 7. Менеджмент (Современный Российский менеджмент) учеб. для студ. вузов/ под ред. Ф.М. Русинова.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.-502 с. 8.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М. – 2009. – 536 с. 9. Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/ В.И. Стражев. – М.: Высшая школа. – 2009. – 190 с. 10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2003.-498 с. 11.Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности/А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М. – 2006. – 415 с. 12.Щадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Г.В. Щадрина.– М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – 2005. – 138 с. 13. Экономика предприятия: учеб.пособие / В. Я. Хрипач [и др.]; под общ. ред. А. С. Головачева, И. В. Головачевой. - Минск: НПЖ Финансы, учет, аудит, 2007. |
47
Информация о работе Анализ объема, ассортимента и качества продукции