Анализ оборота по реализации товаров торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа товарооборота для оптовой торговой организации;
- провести анализ товарооборота на примере конкретного торгового предприятия;
- разработать предложения роста товарооборота.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
1. СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА……………………………………………5
1.1 Роль товарооборота и его значение для предприятия…….………………..5
1.2 Этапы проведения экономического анализа товарооборота торгового предприятия………………………………………………………….…..………..7
1.3 Факторы, влияющие на товарооборот…………………………………...…13
2 Анализ оптового оборота ООО «ЕСК-Хакасия»……….….…..22
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………..…….....22
2.2 Анализ динамики оптового оборота ООО «ЕСК-Хакасия»…….…..….…26
3. Резервы повышения эффективности торговой деятельности…………………………………………………………..……33
3.1. Определение резервов роста оптового оборота ООО «ЕСК - Хакасия»…………………………….………..…………………………….…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 66.51 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА»

(ХГУ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА, АУДИТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Комплексный экономический  анализ хозяйственной деятельности.

Тема: Анализ оптового оборота торгового  предприятия.

Выполнила студент(ка)

Курс: II

Группа: БАА – 09 СП (июнь)

Семыкина О.В.

Научный руководитель:

Субракова Л.К.

Абакан, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3

1. СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА……………………………………………5

1.1 Роль товарооборота и его значение  для предприятия…….………………..5

1.2 Этапы проведения экономического  анализа товарооборота торгового  предприятия………………………………………………………….…..………..7

1.3 Факторы, влияющие на товарооборот…………………………………...…13

2 Анализ оптового оборота ООО  «ЕСК-Хакасия»……….….…..22

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………..…….....22

2.2 Анализ динамики оптового оборота  ООО «ЕСК-Хакасия»…….…..….…26

3. Резервы повышения эффективности  торговой деятельности…………………………………………………………..……33

3.1. Определение резервов роста оптового  оборота ООО «ЕСК - Хакасия»…………………………….………..…………………………….…….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..37

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….39

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует  от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления производством, преодоления  бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу  деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы  и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности  функционирования, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений  и работников.

Оптовая торговля представляет собой  одну из отраслей народнохозяйственного комплекса. Она является формой товарных связей между производством и розничной торговлей, обеспечивающей рациональную организацию товародвижения. В условиях рыночной экономики оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания и в конечном счете более полному удовлетворению платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления и услугах.

Главным показателем деятельности торговли, как отрасли народного  хозяйства, является товарооборот. Его  объем определяет все прочие показатели и характеристики деятельности организации, розничный товарооборот является базовой  величиной для начисления основных налогов, применяется в качестве главного показателя при анализе  финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Актуальность данной темы состоит  в том, чтобы на основе научно обоснованного  анализа товарооборота предложить пути его увеличения.

Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия  на основе его экономического анализа.

Для достижения указанной цели требуется  решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы  анализа товарооборота для оптовой  торговой организации;

- провести анализ товарооборота  на примере конкретного торгового  предприятия;

- разработать предложения роста  товарооборота.

Теоретической основой написания  курсовой работы являются работы отечественных  и зарубежных экономистов по изучаемой  теме, а также законодательство Российской Федерации и его структур, данные Госкомстата Российской Федерации, официальные инструктивно-методологические материалы, публикации в периодической  печати, а также материалы

Объектом исследования в курсовой работе является торговое предприятие  ООО «ЕСК-Хакасия», которое занимается оптовой торговлей солью, мукой, растительным маслом и др.

Предметом исследования является оптовый  оборот исследуемого предприятия.

1.СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА

1.1 Роль товарооборота и его  значение для предприятия

Оптовый товарооборот представляет собой  реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли для  последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения  обслуживания покупателей, совершенствования  товародвижения.

Роль и значение товарооборота  как экономического показателя заключаются  в следующем:

а) товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия;

б) товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;

в) по отношению к товарообороту  учитываются, анализируются и планируются  показатели, оценивающие эффективность  деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и  др.).

Анализ объема и динамики оптового товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной  отчетности.

Торговая деятельность оптовых  предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и  динамикой оптового товарооборота.

Показатели товарооборота имеют  высокую степень связи с другими  важнейшими показателями деятельности торгового предприятия. В системе  этих связей наибольшую роль играют следующие  их формы:

а) внутренняя связь отдельных показателей  товарооборота;

б) связь товарооборота с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности  его использования;

в) связь товарооборота с суммой и уровнем важнейших финансовых показателей.

В зависимости от путей продвижения  товаров оптовый товарооборот подразделяется на 2 вида: складской и транзитный.

Складской предполагает завоз товаров из производственных организаций на базы и склады оптовых организаций для подработки, подсортировки, подбора ассортимента товаров и последующей реализации этих товаров розничным торговым организациям. При транзитном же товарообороте товары поступают от производственных организаций непосредственно в розничные торговые организации, минуя промежуточные звенья, т.е. оптовые торговые организации.

Транзитный оборот, в свою очередь, делится на два вида: с участием оптовой организации в расчетах; без такого участия.

При транзитном товарообороте с участием оптовой организации оптовые организации осуществляют оплату расчетных документов поставщиков за товары, а также расчеты с покупателями товаров. Преимущество этого вида состоит в том, что он упрощает для поставщика (производственной организации) получение платежей, поскольку поставщик состоит в расчетных взаимоотношениях не с многочисленными розничными торговыми организациями, а с одной оптовой торговой организацией. Здесь все расчеты осуществляются непосредственно между поставщиком (грузоотправителем) и получателем товаров (покупателем). Отгрузка товаров транзитом устраняет излишние товаропроводящие звенья, ускоряет оборачиваемость товаров и снижает издержки обращения. Однако в этих условиях необходимо обеспечить надлежащий контроль за ассортиментом, комплектностью и качеством отгружаемых товаров. Транзитный товарооборот более всего распространен по товарам несложного ассортимента.

Какова же роль оптовой организации  в условиях применения транзитного  товарооборота без участия в  расчетах? Здесь она выступает  в качестве организатора товарооборота: заключает договора с производственными  организациями на оптовую реализацию товаров, а с розничными организациями  — на оптовую реализацию товаров. Оптовая организация не принимает  участия в расчетах, она только контролирует поставки. Преимущество рассматриваемого вида оборота заключается  в том, что возникают предпосылки  для сокращения расчетов и работы по оформлению документов.

Анализ товарооборота предприятия  позволяет оценить достигнутые  результаты, изучить развитие товарооборота, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами.

Методика экономического анализа  товарооборота включает в себя:

а) изучение выполнения плана товарооборота;

б) изучение динамики товарооборота;

в) анализ производственной программы  предприятия;

г) исследование влияния важнейших  факторов на выполнение плана и динамику товарооборота (товарного обеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др.);

д) выявление резервов роста товарооборота  и разработка конкретных мероприятий  по увеличению товарооборота.

1.2 Этапы проведения экономического  анализа товарооборота торгового  предприятия

Изучение существующих тенденций  и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно  влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа  объема и структуры товарооборота  предприятия.

Проведение экономического анализа  разрешает:

  • Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
  • Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
  • Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
  • Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Анализ объема и структуры товарооборота  предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы:

Последовательность и этапы  анализа товарооборота предприятия

Определение общего объема товарооборота и анализ степени  выполнения планов

   

Анализ динамики общего объема товарооборота

   

Анализ товарно-групповой  структуры товарооборота

   

Анализ состава товарооборота  по его определенным видам

   

Анализ ритмичности и  сезонности реализации товаров

   

Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение  товарооборота

   

Анализ запаса финансовой прочности предприятия


1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и  платных услуг в стоимостном  размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так  же в натуральном размере.

Оценка степени выполнения плана  товарооборота осуществляется путем  оценки относительного и абсолютного  размеров отклонения в связи с  негативным влиянием факторов, которые  не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических  служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.

2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).

Для исследования динамических изменений  в объеме товарооборота предприятия  строится сопоставимый динамический ряд  товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид  осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.

Корректировка фактического товарооборота  в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике  реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

Определение объема товарооборота, сопоставленного  с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам:

где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;

Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.

Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с  учетом структуры товарооборота  и информации об изменении цен  реализации на определенные товары. Использование  для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями  в структуре товарооборота определенного  торгового предприятия.

На базе построенного динамического  ряда сопоставимого товарооборота  вычисляются абсолютные изменения  в объеме реализации товаров, а так  же темпы роста и прироста что  касается предыдущего и базового периода.

3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе аналитической  работы изучаются темпы роста  и прироста, абсолютный объем изменения  объема товарооборота по отдельным  товарным группам (видами и разновидностями  товаров), определяется вес отдельных  товарных групп (видов товаров) в  общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной  в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры  спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного  предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации  закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения  ассортиментной структуры товарооборота  предприятия и объема реализации товаров.

Информация о работе Анализ оборота по реализации товаров торгового предприятия