Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:54, курсовая работа
Целью курсового проекта является экономический анализ реализации продукции растениеводства, выявление резервов увеличения производства и реализации продукции растениеводства, резервы увеличения прибыли и рентабельности, наметить пути повышения эффективности сбыта продукции растениеводства.
В соответствии с целью необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть условия и каналы реализации сельскохозяйственной продукции
2. изучить организационно – экономическое состояния анализируемого хозяйства
Введение
1. Теоретические основы реализации сельскохозяйственной продукции
1.1 Понятие и условия реализации сельскохозяйственной продукции
1.2 Каналы и пути реализации сельскохозяйственной продукции в условиях рынка
2. Анализ современного состояния производства и реализации продукции растениеводства в СПК "Колхоз "Красавский"
2.1 Организационно–экономическая характеристика хозяйства
2.2 Анализ производства и реализации продукции растениеводства
2.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства
2.4 Влияние каналов реализации на финансовые результаты от продажи растениеводческой продукции
3. Основные направления и резервы увеличения эффективности сбыта продукции растениеводства
3.1 Резервы увеличения производства и реализации продукции растениеводства
3.2 Резервы роста прибыли и уровня рентабельности от продажи продукции растениеводства
3.3 Пути повышения эффективного сбыта продукции в хозяйстве
Выводы и предложения
Список литературы
Объем производства продукции растениеводства зависит от размера посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур. Рассмотрим влияние этих факторов на изменение производства валовой продукции.
Таблица 8 – Влияние урожайности и размера посевных площадей на изменение производства валовой продукции в СПК "Колхоз "Красавский"
Вид продукции |
Площадь посева, га |
Урожайность, ц/га |
Валовой сбор, ц |
Отклонение 2010 г. от 2008 г., ц | |||||
2008 г. |
2010 г. |
2008 г. |
2010 г. |
2008 г. |
2010 г. |
Всего |
в том числе за счет | ||
площади посева |
урожайности | ||||||||
Озимые зерновые |
1130 |
911 |
19,46 |
21,34 |
21999 |
20640 |
- 1026 |
-4262 |
1713 |
Яровые зерновые |
1296 |
1467 |
14,05 |
8,39 |
14226 |
8262 |
- 5964 |
-2403 |
-8303 |
Зернобобовые |
403 |
295 |
- |
9,86 |
- |
2910 |
2910 |
- |
2910 |
Подсолнечник |
712 |
694 |
7,5 |
8,3 |
5343 |
5780 |
437 |
-135 |
555 |
Анализируя таблицу 8 можно сделать вывод, что снижение в отчетном году валового сбора озимых зерновых на 1026 ц произошло за счет снижения посевной площади на 1520 га, яровых зерновых до 9070 ц за счет уменьшения урожайности на 2,29 ц/га. На увеличение размера валового сбора подсолнечника на 437 ц повлияло повышение урожайности на 0,8 ц/га.
Товарной продукцией называется часть валовой продукции, предназначенная для реализации. Основным показателем, характеризующим товарность предприятия, является уровень товарности. Уровень товарности – это отношение реализованной продукции и валовой, выраженное в процентах:
где ТП – реализованная продукция руб.;
ВП – валовая продукция, руб.
Рассчитаем уровень товарности продукции растениеводства для СПК "Колхоз "Красавский" за 3 года:
Уровень товарности в период 2008-2010 гг. составляет в среднем 80%. Это говорит о том, что основную долю произведенной продукции растениеводства предприятие реализует и лишь небольшую часть использует для собственных нужд. При этом наибольший уровень товарности наблюдался в 2009 году -103%, что свидетельствует о сокращении излишков запасов продукции растениеводства. Излишки запасов образовались из-за низкого уровня товарности продукции растениеводства, который в 2008 году составлял 62%.
Сельскохозяйственное
предприятие может
Рассмотрим каналы реализации продукции растениеводства в СПК "Колхоз "Красавский".
Таблица 9 – Каналы реализации продукции растениеводства
Каналы реализации |
Вид продукции |
Удельный вес в общем объеме реализованной продукции, % | ||
зерновые и зернобобовые, тыс.руб. |
подсолнечник, тыс.руб. |
всего реализовано, тыс.руб. | ||
Организации, рынки |
3486 |
4560 |
8046 |
80 |
Работники предприятия |
1059 |
- |
1059 |
10 |
На оплату дивидендов |
1006 |
- |
1006 |
10 |
Всего: |
5560 |
4560 |
10120 |
100 |
Хозяйство в отчетном году реализовывало продукцию растениеводства другим организациям, на рынках, работникам предприятия и на выплату дивидендов. Выручка за всю реализованную продукцию составила 10120 тыс.руб. Наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции занимает продажа на рынках и другим организациям -80%. Выручка по данному каналу составляет 8046 тыс.руб.
2.3 Анализ финансовых
результатов от реализации
Рассмотрим финансовые результаты от реализации продукции растениеводства СПК "Колхоз "Красавский"
Таблица 10 – Финансовые результаты от реализации продукции растениеводства
Вид продукции |
2008 г. |
2010 г. | ||||||||
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб. |
Уровень рентабельности, % |
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб. |
Уровень рентабельности, % | |
Зерно и зернобобовые, всего |
13199 |
3454 |
4715 |
1261 |
37 |
18688 |
6040 |
5560 |
-480 |
-8 |
Подсолнечник |
4862 |
2166 |
5172 |
3006 |
139 |
6127 |
3330 |
4560 |
1230 |
37 |
Итого |
Х |
5720 |
9887 |
4267 |
Х |
Х |
9370 |
10120 |
750 |
Х |
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод об ухудшении финансовых результатов деятельности предприятия в отчетном году по сравнению с базисным годом. Это обусловлено, прежде всего, получением убытка от реализации зерна и зернобобовых –(-480) тыс.руб. и уменьшением прибыли от реализации подсолнечника на 1776 тыс.руб. В 2010 году наблюдается значительный рост себестоимости зерна и зернобобовых на 2586 тыс.руб. и подсолнечника на 1164 тыс.руб.
Выявим влияние отдельных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты деятельности предприятия.
Таблица 11 – Факторный анализ объема реализации продукции растениеводства
Вид продукции |
Объем про-изводства продукции, ц |
Объем реализации продукции, ц |
Уровень товарности, % |
Отклонение от плана, ц | |||||
2008 г. |
2010 г. |
2008 г. |
2010 г. |
2008 г |
2010 г. |
общее |
в том числе за счет | ||
объема производства |
уровня товарности | ||||||||
Зерно |
36225 |
30612 |
13199 |
18688 |
36 |
61 |
5489 |
-2021 |
7653 |
Подсолнечник |
5343 |
5780 |
4862 |
6127 |
91 |
106 |
1265 |
398 |
867 |
Анализ данных таблицы показывает, что в 2010 году произошло значительное увеличение объема реализации зерна -18688 ц и подсолнечника -6127 ц. Главным фактором, оказавшим влияние на объем реализованной продукции, является уровень товарности. В отчетном году он составил 61 % по зерну и 106 % по подсолнечнику.
Таблица 12 – Факторный анализ прибыли от реализации продукции растениеводства
Анализируя данные таблицы 12 можно сделать вывод об уменьшении в отчетном году суммы прибыли от реализации подсолнечника на 1776 тыс.руб. От продажи зерна хозяйство получило убыток -480 тыс.руб. Главным образом это обусловлено уменьшением средней цены реализации зерна -60 руб., подсолнечника 290 руб. и увеличением себестоимости 1 ц зерна и подсолнечника 61 руб. и 98 руб. соответственно.
Таблица 13 – Факторный анализ рентабельности продукции растениеводства
Вид продукции |
Средняя цена реализации 1ц, руб. |
Себестои-мость 1ц, руб. |
Рентабель-ность, % |
Отклонение от плана, % | ||||||
2008 г. |
2010 г. |
2008 г. |
2010 г. |
плановая |
условная |
фактическая |
общее |
за счет | ||
цены реализации |
себестоимости | |||||||||
Зерно |
357 |
297 |
262 |
323 |
36 |
13 |
- 8 |
- 41 |
- 20 |
- 21 |
Подсолнечник |
1064 |
744 |
445 |
543 |
139 |
67 |
37 |
- 102 |
- 72 |
- 30 |
В отчетном году наблюдается значительное снижение уровня рентабельности по зерну на 41% и подсолнечнику на 102 %. Это обусловлено уменьшением средней цены реализации зерновых на 20 % и подсолнечника на 72 %, а также возрастанием себестоимости 1ц на 21 % и 30 % по зерну и подсолнечнику соответственно.
2.4 Влияние каналов реализации на финансовые результаты от продажи растениеводческой продукции
Определим финансовые результаты от реализации продукции растениеводства по каждому каналу реализации, используемом СПК "Колхоз "Красавский" в 2010 году.
Таблица 14- Реализация зерновых и зернобобовых культур
Канал реализации |
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестоимость реализованной про-дукции, тыс.руб. |
Цена реализации еди-ницы продукции, руб. |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб. |
Уровень рентабельности, % |
Организации, рынки |
11736 |
3791 |
0,3 |
3486 |
-305 |
-8,0 |
Работники предприятия |
3564 |
1151 |
0,3 |
1059 |
-92 |
-7,9 |
На оплату дивидендов |
3388 |
1094 |
0,3 |
1006 |
-88 |
-8,0 |
Всего: |
18688 |
6040 |
Х |
5560 |
-480 |
-8,0 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что хозяйство реализует зерновые и зернобобовые культуры другим организациям, на рынках, работникам хозяйства и на оплату дивидендов. Основным каналом реализации является продажа другим предприятиям и сбыт на рынках. Выручка по данному каналу составляет 3486 тыс.руб., полная себестоимость -3791 тыс.руб., убыток – (-480) тыс.руб., уровень убыточности –(-8)%.
Существенное превышение показателя полной себестоимости продукции над выручкой обусловило отрицательные результаты от реализации зерновых и зернобобовых культур в 2010 году.
Таблица 15 – Реализация подсолнечника
Канал реализации |
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестоимость реализованной про-дукции, тыс.руб. |
Цена реализации еди-ницы продукции, руб. |
Выручка от реализа-ции продукции, тыс.руб. |
Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб. |
Уровень рентабельности, % |
Организации, рынки |
6127 |
3330 |
0,7 |
4560 |
1230 |
37 |
В отчетном году хозяйство осуществляло продажу подсолнечника только на рынках и другим предприятиям. Полная себестоимость реализованной продукции -3330 тыс.руб., выручка -4560 тыс.руб. Предприятие получило прибыль от реализации 1230 тыс.руб. Уровень рентабельности составил 37%.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
3.1 Резервы
увеличения производства и
К важным задачам анализа хозяйственной деятельности относится выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства. Хозяйственные резервы – это возможность улучшения производительно- финансовой деятельности предприятия посредством максимального использования имеющегося производственного потенциала, достижений научно –технического прогресса и передового опыта.
Таблица 16 – Классификация резервов
Признак классификации |
Виды резервов |
1. По месту образования |
|
2. По времени использования |
|
3. По видам ресурсов |
|
4. По характеру влияния на результаты производства |
|
Выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства может осуществляться по следующим направлениям:
Рассчитаем резерв увеличения производства продукции за счет расширения посевных площадей для подсолнечника. Для этого выявленный резерв расширения посевной площади подсолнечника умножим на фактическую урожайность данной культуры.
Таблица 17 – Резерв увеличения объема производства продукции за счет более полного использования земельных ресурсов
Информация о работе Анализ реализации продукции растениеводства на примере СПК "Колхоз Красавский"