Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:45, реферат

Описание

Усиление конкуренции на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе экономического анализа на предприятии. В современных условиях анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии должен присутствовать на всех уровнях управления, так как он является гарантией успешной деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)…………………4
1.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции……………….4
1.2. Анализ издержкоемкости продукции……………………………………...5
1.3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции…………………….6
1.4. Анализ прямых материальных затрат……………………………………..7
1.5. Анализ прямой заработной платы…………………………………………8
1.6. Анализ косвенных затрат………………………………………………….10
1.7. Методика определения резервов снижения себестоимости продукции.12

ГЛАВА 2. Значение и анализ материальных ресурсов………………………14
2.1. Значение, задачи и источники анализа материальных ресурсов……….14
2.2.Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами...15
2.3. Анализ использования материальных ресурсов…………………………16

Заключение ……………………………………………………………………..21

Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

АФХД.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий (отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене).

Удельная материалоемкость может быть исчислена как в стоимостном выражении, так и в натуральном или условно – натуральном выражении (отношение количества или массы израсходованных материальных ресурсов на производство i-го вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида).

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения, а также влияние на объем производства продукции.

Материалоемкость, так же как и материалоотдача, зависит от объема валовой (товарной) продукции и суммы материальных затрат на ее производство. В свою очередь объем валовой (товарной) продукции в стоимостном выражении может измениться за счет количества произведенной продукции, ее структуры и уровня отпускных цен. Сумма материальных затрат также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материалов на единицу продукции и стоимости материалов. В итоге общая материалоемкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.

Влияние факторов на материалоотдачу или материалоемкость определяется способом цепной подстановки.

Для расчета нужно иметь следующие исходные данные:

1.         затраты материалов на производство продукции;

2.         стоимость товарной продукции.

Затем изучается материалоемкость отдельных видов продукции и причины изменения ее уровня. Она зависит от норм расхода материалов, их стоимости и отпускных цен на продукцию.

Частная материалоемкость продукции, в свою очередь, зависит от удельной материалоемкости (УМЕ) (стоимости израсходованных материалов на единицу продукции) и уровня отпускных цен на продукцию (ЦПi), для расчета влияния которых используется способ цепной подстановки или интегральный метод:

ЧМЕi = УМЕi/ЦПi                               

Удельная материалоемкость изделий (стоимость израсходованного сырья и материалов на производства единицы продукции), в свою очередь зависит от количества (массы) израсходованных материальных ресурсов на выпуск изделия (УР) и их стоимости (ЦМ):

                           

Для расчета влияния этих факторов можно использовать прием абсолютных разниц:

Расход материальных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организации материально – технического снабжения и производства, изменения норм расхода, отходов и потерь и т. д.

Стоимость сырья и материалов зависит также от их качества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен на них в связи с инфляцией, транспортно – заготовительных расходов и др. Влияние их на уровень материалоемкости можно определить следующим образом:

                                         

где - абсолютный прирост материалоемкости за счет i-го фактора;

       - абсолютный прирост материальных затрат за счет i-го фактора.

Если какой-либо фактор воздействует одновременно на сумму материальных затрат и объем производства продукции, то расчет производится по формуле:

                            

Основное внимание уделяется изучению причин изменения удельного расхода сырья на единицу и поиску резервов его сокращения.

В процессе последующего анализа необходимо установить, как изменился выпуск продукции за счет этих факторов.

Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции можно определить с разной степенью детализации. Факторами первого уровня являются изменение суммы использованных материальных ресурсов и эффективности их использования:

ВП=МЗ*МО                                               

Или

ВП=МЗ/МЕ                                                 

где МЗ - затраты материальных ресурсов на производство продукции;

                МО – материалоотдача.

Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой модели можно применять приемы цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный метод, интегральный метод, а по второй модели – только прием цепной подстановки или интегральный метод.

Если известно, за счет чего изменилась материалоотдача (материалоемкость), то не трудно подсчитать, как изменился выпуск продукции. Для этого необходимо приращение материалоотдачи за счет i-го фактора умножить на фактическую сумму материальных затрат. Изменение объема производства продукции за счет материалоемкости определяется с помощью приема цепных подстановок.

Более детальный анализ можно сделать по каждому виду материальных ресурсов.

На завершающей стадии анализа эффективности использования материальных ресурсов необходимо установить возможности дальнейшего снижения норм расхода материалов и материальных затрат, не использованные в отчетном году. Изучение конкретных условий производственно – хозяйственной деятельности анализируемого предприятия позволяет сделать выводы о том, что такие возможности на предприятии есть. В частности, имеются все условия для внедрения в производственный процесс комплекса организационно – технических мероприятий и мероприятий по новой технике, позволяющих обеспечить сокращение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и, в конечном счете, экономию материальных ресурсов.

Выявленные потенциальные возможности экономии материальных ресурсов должны быть учтены при разработке планов оргтехмероприятий и внедрения новой техники, а также при планировании соответствующих показателей на предстоящий год.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы увеличения производства продукции по всем основным факторам производства (лучшего использования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда) и определить реальную его величину, сбалансированную по всем ресурсам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, мы рассмотрели экономическую сущность затрат на производство и реализацию продукции и сделали вывод, что в последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводят, прежде всего,  удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, рост процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу экономической сущности затрат и реализации продукции субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия. Поэтому изучение этого аспекта для предприятия так необходимо в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.       Анализ себестоимости продукции, работ, услуг: Учебное пособие /Ю.И. Брынских. Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. - 54 с.

2.       Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 471 с.

3.       Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.Изд.4-Е – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 416 с.

4.       Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с.

5.       Басовский Л.Е., Лунёва А.М., Басовский А.Л Экономический анализ: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 222 с.

6.       Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ, 2002. - 615 с.

7.       Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

8.       Ефимова О. В. Финансовый анализ. / О. В. Ефимова. – 2-е изд. – М.: Бухгалтерский учет, 2001. – 319 с.

9.       Журавлев В. В. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий: Конспект лекций / В. В. Журавлев, Н. Т. Савруков, – Чебоксары: Б.И., 1999. – 135 с.

10.   Завьялова З. М. Теория экономического анализа: Курс лекций.– М.: Финансы и статистика, 2002. – 192 с.

11.   Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для вузов / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М.: Проспект, 2002. – 424 с.

12.   Котляров С.А. Управление затратами: С.-П., "Питер", 2001, - 160 с.

13.   Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2003. 640 с.

14.   Управление затратами на предприятии /Под ред. В.Г. Лебедева, Т.Г.Дроздова, В.П.Кустарёва: С.-П., Издательский дом "Бизнес-пресса", 2000, - 265с.

 

6

 



Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) организации